Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»
учебно-методический материал

Жук Софья Алексеевна

Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»

Цель: Познакомить педагогов с применением LEGO-конструирования и робототехники в учебно-воспитательном процессе.

Задачи
1. Представить опыт работы по систематизации LEGO-конструктора в соответствии с возрастными особенностями и направлением группы воспитанников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zhuk_s._a._mbdou_.ds_._severnaya_skazka.docx160.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка»

Тема заседания ГМО № 3: «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»


Тема представленного опыта: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»

Жук Софья Алексеевна

Воспитатель

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменская обл.

2023 г.

Тема заседания № 3: «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»
Тема представленного опыта: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»

Цель: Познакомить педагогов с применением LEGO-конструирования и робототехники в учебно-воспитательном процессе.

Задачи
1. Представить опыт работы по систематизации LEGO-конструктора в соответствии с возрастными особенностями и направлением группы воспитанников.

Дидактический материал: презентация по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация.

Слайд № 1

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Слайд № 2

Цель: Познакомить педагогов с применением LEGO-конструирования и робототехники в учебно-воспитательном процессе.

Задачи
1. Представить опыт работы по систематизации LEGO-конструктора в соответствии с возрастными особенностями и направлением группы воспитанников.

Слайд № 3

При изучении различных определений технического творчества наиболее удачным, является следующее: техническое творчество - это такая техническая деятельность, результатом которой является продукт, обладающий пользой и объективной или субъективной новизной

Техническое творчество развивает интерес не только к технике, но и явлениям природы, и способствует формированию мотивов к получению новых знаний и выбору профессии, развитию творческих способностей, обогащению речевого запаса.

Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности.

Слайд № 4

Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей.

Техническое творчество подразделяется на проектирование и конструирование. Проектирование – это разработка и проектирование какого-либо объекта (результат проектирования проект объекта в виде текста, эскиза, схемы). А конструирование это уже сборка отдельных частей проекта, либо всего проекта полностью. Результатом конструирования является конкретная конструкция, постройка.

Слайд № 5

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов (Lego DUPLO, Lego WeDo 2.0, UARO, MRT, и т. д.), изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

Остановимся на техническом конструировании

LEGO-конструирование и робототехника актуальна и соответствует требованиям ФГОС ДО:

  • способствует творческому и интеллектуальному развитию дошкольников;
  • позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников во всех режимных моментах (учиться и обучаться в игре);
  • позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
  • объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

 Мы поставили перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством LEGO -конструирования и робототехники.

Слайд № 6

Принципы   LEGO - конструирования

  • доступность и наглядность
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • от простого к сложному
  • активности и созидательности 
  • интеграция

Слайд № 7

Виды конструирования формируемые в дошкольном возрасте

  • Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).
  • При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
  • Конструирование по замыслу предполагает , что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Слайд № 8

Во второй младшей группе мы занимаемся с  LEGO DUPLO, дети учатся  различать  цвета,  размеры  и  форму предметов,  определять  их  пространственное  расположение,  привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе.

Слайд № 9,10

Конструктор «Первые механизмы» мы начинаем использовать в средней группе. Конструктор предоставляет детям возможность сделать первые шаги в изучении основ науки и техники и познакомиться с основными принципами конструирования. При работе с этим конструктором не требуется никакой предварительной подготовки. Дети на занятиях строят парами модели и одновременно, в процессе игры с ними обучаются. В процессе активного конструирования, исследования, проведения испытаний и обсуждения результатов у детей развивается широкий спектр навыков и знаний.

Слайд № 11

Конструктор UARO предназначен для обучения детей процессу кодировки программ. Данный конструктор расширяет возрастные границы использования программируемых конструкторов в дошкольном возрасте. Если программируемые конструкторы мы начинаем в основном использовать под конец старшей группы, то конструктор UARO даёт возможность использовать его уже с 4-5 лет. В сравнении с Lego Wedo набор корейских разработчиков более безопасен из-за отсутствия очень мелких деталей и доступен для детей уже среднего возраста, но мы в основном с ним начинаем работу в конце среднего возраста – начале старшего.

Слайд № 12

Конструктор Robo Kids мы используем на занятиях в подготовительных группах. Данный конструктор деталями очень схож с Lego WeDo, и также является программируемым. Но если на Lego WeDo программа составляется на планшете, то программа для Robo Kids составляется при помощи карточек и картридера.

 Слайд № 13,14

Конструктор CUBROID – это простой набор из модульных блоков, благодаря которому они знакомиться с основами алгоритмизации. Данный конструктор очень прост в использовании игровых модулей, а также его можно совмещать с конcтруктором Lego.

Слайд № 15

Конструктор ТЕХНОЛАБ имеет всего одну основную деталь – батарейный отсек и двигатель постоянного тока.

Слайд № 16

Конструктор My robot time мы начинаем использовать в подготовительной группе, из-за сложности скрепления деталей. Преимуществом данного конструктора является отсутствие программирования поведения построенной модели, при этом наличие элементарных механических элементов (датчиков, моторов) позволяют конструировать движущиеся модели и познавать основы робототехники.

Слайд № 17,18,19

Конструктор Lego WeDo – предусматривает обратную связь, действующие модели, знакомство с программированием.

Слайд № 20

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Техническое  творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует изобретательские способности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием робототехники и конструкторов LEGO поможет воспитать будущих инженеров с детского сада, способствовать выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация личного опыта по внедрению LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОУ

Лего-конструирование и робототехника значимы в свете внедрения ФГОС ДО, так как  является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; позволяет педагогу сочетать...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ВНЕДРЕНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ"ВНЕДРЕНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ И РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС"...