Картотека физкультминуток по математике
учебно-методический материал

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный отдых для дошкольников во время проведения занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка - это обязательный фрагмент каждого учебного занятия с дошкольниками. В соответствии с возрастными особенностями детей им необходимо подвигаться и размяться после каждых 10-15 минут непрерывного сидения за партой или в другом положении. Кроме того, дети должны отдохнуть не только физически, но и получить эмоциональную разрядку.

Правильное выполнение физкультминуток способствует улучшению кровообращения, работы сердца, легких, снимает утомление нервной и мышечных систем дошкольника, а, значит, повышает интерес к занятию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_fizkultminutok_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ  ТВОРЧЕСТВА №1 ИМ. В.ВОЛОШИНОЙ

Картотека физкультминуток

по математике

                                         

                                                                     Подготовила:

педагог дополнительного образования

                                                                        Алымова Елена Петровна

Наро-Фоминск

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный отдых для дошкольников во время проведения занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии, мышцы кисти работающей руки.

Физкультминутка - это обязательный фрагмент каждого учебного занятия с дошкольниками. В соответствии с возрастными особенностями детей им необходимо подвигаться и размяться после каждых 10-15 минут непрерывного сидения за партой или в другом положении. Кроме того, дети должны отдохнуть не только физически, но и получить эмоциональную разрядку.

Правильное выполнение физкультминуток способствует улучшению кровообращения, работы сердца, легких, снимает утомление нервной и мышечных систем дошкольника, а, значит, повышает интерес к занятию.

«Видишь, бабочка летает».

Видишь, бабочка летает, 

(Дети машут руками-крылышками.)

На лугу цветы считает.

 (Дети считают пальчиком)

- Раз, два, три, четыре, пять. 

(Дети хлопают в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! 

(Дети прыгают на месте.)

За день, за два и за месяц... 

(Дети шагают на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

 (Дети хлопают в ладоши.)

Даже мудрая пчела 

 (Дети машут руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! 

 (Дети считают пальчиком)

«Силач».

Раз, два, три, четыре -     

 (Руки в стороны и к плечам).

Буду всех сильнее в мире.

  (Руки вверху).

Буду в цирке выступать.           

(Руки вверху, повороты вправо влево с пружинкой).

Бегемота поднимать.          

 (Руки внизу, чуть наклониться вперед).

«Сели зайки на пеньки».

Сели зайки на пеньки,

Оттянули все носки,

(Сели, вытянули носки.)

Спины чуть прогнули

И лопатки все сомкнули.

(Прогнули спинки.)

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все сидят

Руки в стороны подняли

(Руки в стороны.)

И наклоны делать стали.

(Наклоны, руки вперёд.)

Столько сделали наклонов,

Сколько на поляне клёнов,

Столько сделали хлопков,

(Хлопки перед собой.)

Сколько там росло цветков.

«По дорожке шли, шли».

По дорожке шли, шли

(Дети шагают на месте.)

Много камешков нашли.

Присели (садятся),

собрали (встают).

Дальше пошли.

(Дети шагают на месте.)

«Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!

(Хлопки в ладоши.)

Начал заинька скакать.

(Руки на пояс.)

Прыгать заинька горазд,

 Он подпрыгнул десять раз.

(Дети считают и  прыгают).

«Посчитаем».

Раз, два, три, четыре, пять.   

Можно все пересчитать.         

(Ходьба с выставлением указательного пальца вперед).

Сколько в комнате углов?    

( Показать на углы с поворотами туловища).

Сколько ног у воробьев?     

Приподнимать  поочередно ноги).

Сколько пальцев на руках?   

(Раскрыть пальцы рук).

Сколько пальцев на ногах?   

(Присесть, коснуться носков ног).

Сколько в садике скамеек? 

Полуприседания).

Сколько в пятачке копеек?

(  Попрыгать легко или приподнимать пятки).

«Нам пора передохнуть».

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

(Глубокий вдох и выдох.)

Покрутили головой,

И усталость вся долой!

Раз-два-три-четыре-пять,

Шею надо разминать.

(Вращение головой в одну и в другую сторону.)

Встали ровно, наклонились.

Раз – вперёд, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Повторяем всё подряд.

(наклоны вперёд и назад.)

А потом мы приседаем.

Это важно. Сами знаем.

Мы колени разминаем,

Наши ноги упражняем.

(Приседания.)

«На одной ноге стоим».

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Ручки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

На носочки встанем,

(Встать на носки, руки вверх.)

Потолок достанем.

(Потянуться, опуститься на всю стопу, руки вниз, спина прямая, сесть за парты или столики.)

«Сидели два медведя».

Сидели два медведя

На тоненьком суку.

(Дети раскачиваются с ноги на ногу.)

Один читал газету,

(«Читают газету».)

Другой мешал муку.

(«Мешают муку».)

Раз ку-ку, два ку-ку –

Оба шлёпнулись в муку.

(Приседают, болтают в воздухе руками и ногами.)

«Скачет лягушонок».

Скачет лягушонок,

(Хлопаем в ладоши.)

Ква-ква-ква!

(Прыжки на месте.)

Плавает утёнок,

(Хлопаем в ладоши.)

Кря-кря-кря!

(Руки к груди – в стороны.)

Прыгает козлёнок,

(Хлопаем в ладоши.)

Ме-ме-ме!

(Руки на поясе, наклон вперёд, повороты головы влево-вправо.)

А за ним ягнёнок,

(Хлопаем в ладоши.)

Бе-бе-бе!

(Приседаем.)

Вот мы на зарядке,

(Хлопаем в ладоши.)

Раз-два-три!

(Прыжки на месте.)

Утром на площадке,

(Хлопаем в ладоши.)

Раз-два-три!

(Ходьба на месте.)

Все вокруг стараются,

(Хлопаем в ладоши.)

Спортом занимаются!

(Прыжки на месте.)

«Море волнуется».

Море волнуется – раз!

(Шагаем на месте.)

Море волнуется – два!

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется – три!

(Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри!

(Присели.)

«Мы считали и устали».

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три.

(Хлопки в ладоши под счет педагога.)

Ножками потопали,

Раз, два, три.

(Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели,

И друг друга не задели.

(Приседания.)

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

(Повороты туловища.  Ходьба на месте.)

«Митя шел».

(Ходьба на месте.)

Белый гриб нашел,

(Развести руки в стороны.)

Раз – грибок,

(Присесть, имитация срывания гриба правой рукой.)

Два – грибок,

(Присесть, имитация срывания гриба левой рукой.)

Три – грибок,

(Присесть, имитация срывания гриба правой рукой.)

Положил их в кузовок.

(Полукруглые руки соединить перед грудью.)

Становись скорее меж нами,

(Встают друг за другом.)

За ручьём есть лес с грибами,

(Идут за воспитателем по группе.)

Сначала мостик перейдём,

(Идут, как бы держась за поручни.)

По тропке узенькой пойдём

(Идут по зигзагообразной траектории, руки на поясе, ноги по одной линии.)

И в лес грибной мы попадаем

(Встают в круг.)

Грибочек, грибок,

(Гладят себя по голове.)

Масляный бок,

(Растирают ладони по кругу.)

Серебряная ножка,

(Рисуют двумя руками сверху вниз ножку гриба.)

Полезай в лукошко!

(Высоко подпрыгивают.)

Три хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Правую руку за спину спрячем

И на двух ногах поскачем

«Кто живёт у нас в квартире?».

Раз, два, три, четыре,

(Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас в квартире?

(Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать:

(Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра,

(Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка,

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я –

(Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья.

(Хлопаем в ладоши.)

«Вышли Мышки».

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Побежали мышки вон. (2 раза).

(Во второй раз дети убегают и садятся на стулья.)

«Раз, два – дружно встали».

Раз, два – дружно встали.

(Шагаем на месте.)

Руки прямо мы поставим.

(Руки на поясе.)

Три, четыре – разведём,

(Руки в стороны.)

Заниматься мы начнём.

(Наклоны вперёд с касанием руками носка ноги. Левая рука – правая нога, правая нога – левая рука.)

С пятки станем на носок,

(Поднялись на носочки, руки на поясе.)

Вправо, влево посмотрели,

(Повороты головы вправо, влево.)

На носочки мы присели

(Приседания.)

И как птички полетели.

(Побежали по групповой комнате.)

«Голубой аэропланчик».

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Утром стрекоза проснулась.

(Протёрли кулачками глаза.)

Потянулась, улыбнулась.

(Руки через стороны вверх, потянулись.)

Раз – росой она умылась,

(Потёрли ладонями щёки.)

Два – изящно покружилась,

(Покружились на месте.)

Три – нагнулась и присела,

(Присели.)

На четыре – полетела.

(Помахали руками вверх-вниз.)

У реки остановилась,

(Лёгкий бег на месте.)

Над водою закружилась.

(Присели.)

«Хорошо гулять в лесу!»

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

(Потягивания, руки вверх.)

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

(Потягивания – руки в стороны.)

Приседаем, приседаем

Ножки полностью сгибаем,

(Приседания.)

«Будем ноги поднимать».

Будем ноги поднимать,

Раз-два-три-четыре-пять.

Выше поднимай коленки,

Не ленись на переменке.

(Поднимают согнутые в коленях ноги, стараясь коснуться коленом груди.)

Головой покрутим резво,

Вправо-влево, вправо-влево.

(Вращение головой.)

И попрыгаем на месте –

Ноги врозь и ноги вместе.

(Прыжки.)

Переходим на ходьбу.

Выше ноги.

Стой: раз-два!

(Ходьба на месте.)

Мы зарядку делать будем,

Чтоб не болела голова.

(Садятся.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья мы считать:

(Сжимают первые три пальца щепотью и разжимают.)

Лист березы,

(загибают большой палец.)

Лист рябины

(загибают указательный палец.)

Листья тополя лежат,

На земле их ровно пять.

(Показывают пять пальцев на другой руке.)

Лист осины,

(загибают безымянный палец.)

Листик дуба,

(загибают мизинец.)

Здесь четыре,

(разгибают так, чтобы снова осталось четыре пальца.)

А здесь пять!

(Разгибают все пальцы.)

«Все умеем мы считать!».

Раз, два, три, четыре, пять!

(Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать!

(Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже,

(Прыжки на месте.)

Руки за спину положим,

(Спрятали руки за спину.)

Голову поднимем выше

(Руки на поясе, голову подняли выше.)

И легко-легко подышим.

(Громкий вдох – выдох.)

«Поднимаем ручки выше».

Поднимаем ручки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

(Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола.

(Наклоны вперёд.)

А потом прогнёмся сразу

Глубоко назад три раза.

(Наклоны назад.)

Выполним рывки руками –

Раз-два-три-четыре-пять.

(Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

(Приседания.)

Вверх потянемся, потом

Шире руки разведём.

(Потягивания – руки вверх, вперёд, в стороны.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

(Дети садятся.)

«Раз-два-три-четыре-пять».

Чтоб получше нам размяться

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд,

А потом наоборот.

(Наклоны вперёд и назад.)

Вот ещё одно заданье –

Выполняем приседанья.

Не ленитесь приседать!

Раз-два-три-четыре-пять

(Приседания.)

Мы шагаем дружно, бодро,

Но пора закончить отдых.

(Ходьба на месте.)

«Козлята и Волк».

Семь козляток дружно жили,

(Дети держатся за руки).

Из корытца ели, пили

(Имитация движений)

И любили поскакать,

(Дети прыгают)

Свои ножки поразмять.

(Дети прыгают с ноги на ногу)

Вдруг ворвался хитрый зверь –

Ну-ка, прячьтесь все скорей!

(Дети замирают в разных позах).

 «Жёлтый шар».

Кто-то утром, не спеша,

(Ходьба на месте.)

Надувает жёлтый шар,

(Дети дуют и разводят руки.)

А как выпустишь из рук –

(Поднять руки вверх, хлопок.)

Станет вдруг светло вокруг.

(Поворот.)

Что это за шар? 

(Солнце.)

«Апельсин».

Жёлтый, круглый, ты откуда?

(Руки на поясе, наклоны туловища влево-вправо.)

– Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож.

(Руки в стороны, на пояс.)

Можешь съесть меня, но только

(Прыжки на метсе.)

Раздели сперва на дольки.

(Хлопки в ладоши.)

Как меня ты назовёшь? (Апельсин)

«Руки в стороны и вверх».

Руки в стороны и вверх,

И потянемся теперь.

(Потягивания, руки вверх.)

Чтобы спинка не болела,

Мы наклоны будем делать.

Наклонились – раз и два,

(Наклоны вперед-назад.)

И за парты нам пора.

(Дети садятся за парты или столики.)

«Плечи разверните».

Не сутультесь, грудь вперёд,

Плечи разверните.

(Рывки руками перед грудью.)

А теперь рывки руками

Снова повторите.

Достаём рукой носочек –

Правой – левый, левой – правый.

Вертолёт летит, стрекочет,

Винт работает исправно,

(Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой – правой ступни.)

А теперь, как будто мячик,

Все на месте мы поскачем.

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

«По дорожке, по дорожке».

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём.

(Ходьба на месте.)

Наклоняемся с хлопком

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаём.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка, хлопни громче всех!

(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться – хлопнуть над головой.)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем.

(Прыжки на одной ножке.)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

(Поворот головы вправо и влево.)

«Мяч подскакивает вверх».

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под столик закатился.

(Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся.

(Дети садятся.)1

«Разминка».

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(Вращение головой.)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

(Потягивания – руки вверх и в стороны.)

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол.

(Наклоны вперёд.)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

«Руки тянем в потолок».

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(Потягивания, руки вверх.)

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем,

(Потягивания, руки в стороны.)

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре.

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим.

(Резким движением поднять прямые руки через стороны, затем опустить.)

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем?

(Прыжки на одной ножке.)

«Дружно встали».

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

(Поворот вправо.)

Через левое плечо.

(Поворот влево.)

 

«Неделя».

В понедельник я купался,

(изображаем плавание)
А во вторник рисовал,

(изображаем рисование)

А среду долго умывался,

(«умываемся»)

А в четверг в футбол играл.

(бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал.

(прыгаем)

Очень долго танцевал

(кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье

(хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

«Кот Антон».

Кот Антон жил у нас.

(Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час.

(Потянулись, руки вверх – вдох.)

В два на кухне крал сосиски

(Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски.

(Наклоны вперёд, руки на поясе.)

Он в четыре умывался.

(Наклоны головы к плечам влево-вправо.)

В пять по коврику катался.

(Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки.

(Рывки руками перед грудью.)

В семь играл с мышами в прятки.

(Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки.

(Приседания.)

В девять ел и слушал сказки.

(Хлопки в ладоши.)

В десять шёл к лежанке спать,

(Прыжки на месте.)

Потому что в час вставать.

(Шагаем на месте.)

Лето жаркое прошло,

Отзвенело, отцвело!

(Дети идут по кругу)

Осень листья золотит.

(Машут руками над головой).

Мелкий дождик моросит.

(Ритмично хлопают в ладоши)

«А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт

(Наклоны влево-вправо)

А в часах сидит кукушка,

У нее своя избушка.

(Дети садятся в глубокий присед)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью.

(Приседания)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга.

(Вращение туловищем вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой

(Вращение туловищем влево)

А часы идут, идут.

(Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают.

(Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

(Бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают.

(Дети останавливаются)

Список используемой литературы

  1. Ковалько В.И. Азбука физминуток для дошкольников. - М.: ВАКО, 2014.
  2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -М.: «АКАДЕМИЯ», 2017.
  3. Фрейлах, Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум», 2014.
  4. Фалькович, Т.А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки по математике для ДОУ

12 картотек по математике для групповой и индивидуальной работы: математический фольклор (пословицы, поговорки, загадки, считалки и скороговорки), математические сказки, стихи, различные задачи (в сти...

картотека игр (математика, разивтие речи)

В документе несколько наборов картотек с описанием игр...

Картотека по математики

Игры для старшей и подготовительной групы...

Картотека по математике.

Тема: картотека по матиматике...

Картотека занятий "Математика в движении"

Подвижные дидактические игры по математике для детей 2-й младшей группы...

Картотека по математике

В помощь родителям и воспитателям...