Статья "Роль игры в жизни дошкольника"
статья

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего — и легче всего в игре, игрой. А.М. Горький.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_doshkolnika.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в жизни дошкольника»

Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего — и легче всего в игре, игрой. А.М. Горький. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения ее потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой деятельностью является игра. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются, либо моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. Условно все игры детей дошкольного возраста можно разделить на сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. К сюжетно-ролевым играм относятся игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения. К играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры. Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности. Дидактический игры позволяют детям углублять полученные знания, приобретать новые. Например: играми «Чьи детки в клетке», «Кто, где живет?», «Кто, чем питается?», «Четвертый лишний», «Зоопарк», «Путешествие в Африку», «Что перепутал художник?» и другие в увлекательной форме можно закрепить знания детей о фауне. Такими как: «С какого дерева плод», «Деревья нашего края», «Лечебные растения» - закрепить и расширить знания детей о флоре, а так же они помогут детям увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Дидактические игры «Какой, какая, какое», «Один — много», «Что делает предмет?», «Назови синонимы, антонимы», «Назови ласково» направлены на совершенствование грамматического строя речи. Для того чтобы научить детей думать, делать выводы, анализировать, сопоставлять, делать собственные умозаключения необходимо использовать логические игры. Это такие как: «Ассоциации», «Найди лишнее», «Помоги герою выбраться из лабиринта», «Колумбово яйцо», «Логическая цепочка», «Логический квадрат», «Когда это бывает» и другие. Восприятие информации ребенком во многом зависит от того, насколько он внимателен и насколько натренирована его память. Развитая память это в последствии собранность и внутренняя организованность ребенка. Внимание — это его усидчивость, сосредоточенность, сообразительность, наблюдательность. На помощь нам придут игры. Это игры на поиск отличий между предметами, игры, требующие быстрой реакции. К таким играм можно отнести: «Найди отличия» - цель которой: научить детей концентрировать внимание на предметах, развивать зрительное внимание, замечать различия между предметами, тренировать память. «У кого мячик?» цель данной игры: развивать у детей внимание и интуицию. Кроме того, игра способствует развитию координации движений и цепкости пальцев. Игра «Земля, вода, воздух» развивает у детей внимание и быстроту реакции, она позволяет выучить или вспомнить названия представителей животного мира, «Пуговицы» развивает внимание и память. Отсюда следует вывод: дидактические игры дают детям определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы, и прежде всего познавательные, а так же развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику рук, произвольную память. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Игра - язык ребенка. То, о чем взрослый взволнованно рассказывает, ребенок — проигрывает. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в морское путешествие, необходимо соорудить корабль; для парикмахерской надо подобрать подходящие материалы, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности дошкольника. Сюжетно—ролевые игры требуют планирования, согласования действий, развития отношений как в сюжетном, так и в реальном плане, способствуют обогащению социального опыта, воспитанию и развитию у детей активного поведения, самоорганизации в речевой деятельности. Они развивают у детей творчество, фантазию,память, мышление, формируют инициативность, самостоятельность и гармоничное развитие личности. Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи. Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Игра - самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игр. Помимо сюжетных игр, большое положительное влияние на детей оказывают подвижные игры с правилами, - развивают волю к победе, состязательность, саморегуляцию поведения. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память , воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра, как писал выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Мир детства - это мир игры.

Литература:

1. Арсенина.Е.Н., Матюшкина О.Л./Энциклопедия детских игр/Ярославль,Академия развития,2007

2. ВолковаГ.А./ Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников,М.,2008,-3-11с

3. Краснощекова Н.В./Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Ростов-на-Дону, Феникс, 2006-4.

4. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981. – 144с

5. Федорова Г.П./На златом крыльце сидели/С-П., «Детство-пресс».2007,-3с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника.

Содержание родительского собрания на тему: «Умные игры» или роль игры в жизни дошкольника. На собрании было очень много интересного....

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»

Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника»Цель: подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка.Задачи:1Сформироватьпредставлениеотом,чтои...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

    Уважаемые наши мамы и папы!                                          ...