План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Чепель Елена Анатольевна

Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.

Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках детей подготовительного возраста, уровень профессионального мастерства и компетентности. Изучить методы и приемы конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_origami.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя ДОУ на 2022-2023 учебный год

Тема: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».

Воспитатель высшей кв.категории Чепель Елена Анатольевна

Группы № 2 компенсирующей направленности для детей в возрасте от 6 до 7 лет

с тяжелыми нарушениями речи

Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения

детского сада № 113 Московского района Санкт- Петербурга

Санкт- Петербург

Составитель: Чепель Е.А., воспитатель группы компенсирующего вида.

Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.

Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках детей подготовительного возраста, уровень профессионального мастерства и компетентности. Изучить методы и приемы конструирования из бумаги.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными приемами преобразования поделок из бумаги.
  • Обучение детей созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса.
  • Обучить детей изготавливать атрибуты для дидактических игр, игр драматизаций.
  • Использование детских поделок для оформления интерьера группы, детского сада, дома.
  • Обучить детей навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности.
  • Формировать умение работать по схемам.
  • Развивать у детей умение создавать творческие композиции из поделок, выполненных в разных техниках (модульное оригами, бумага и скатывание, скручивание).
  • Развивать познавательную активность в процессе художественного конструирования из бумаги.
  • Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.
  • Формировать у детей культуру труда и совершенствование трудовых навыков.
  • Приобщить семью к совместной деятельности фигурок в технике оригами, придумывая истории, постановки и игры с ними.

Актуальность выбранной темы:

*В оригами используется единая система универсальных знаков, позволяющая записать процесс складывания любой модели в виде серии чертежей. Она была придумана лишь в середине XX века известным японским мастером оригами Акирой Ёсидзавой и позволила оригами распространиться по всему миру.

*Фри́дрих Вильге́льм А́вгуст Фрёбель (нем. Friedrich Wilhelm August Fröbel; 21 апреля 1782 — 21 июня 1852 — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».) В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики.

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является - оригами. Раскрытие творческих способностей – это черта человека, которая присуща ему с древности.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, взрослые, должны развивать не только его умственные и физические способности, но и творческие.

      Не перечесть всех достоинств оригами: доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает ребенка, они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как многократное складывание, сгибание, надрезание, склеивание. Еще оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д)

      Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями. Складывание фигурок может сопровождать познавательными рассказами различной направленности.

       Бумага один из основных материалов, используемых в творчестве дошкольников.

Занятия с бумагой позволяют детям приобрести необходимые навыки и умения в создании своими руками предметов (поделок) из обыкновенной бумаги, которая бывает всегда под рукой. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.

 Оригами поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц. Данная работа направлена на развитие творческих способностей, умение видеть прекрасное и творить прекрасное своими руками. Оригами способствует развитию мелких мышц пальцев (это необходимо и при письме). Причем, бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления. Кроме того, активно развиваются пространственные представления ребенка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить её до желаемого результата. 

Примерный план работы на год:

Сроки

Работа с детьми

Практические выходы

Взаимодействие

с родителями

Практические выходы

Сентябрь - май

Методическая работа

 1. Н. А. Просова «Оригами для детей дошкольного возраста» 2018 г.

 2. Н. Г. Соловьева «Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами» 2019 г.

 3. О. М. Жихарева «Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал» (для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ) 2018 г.

 4. Г. И. Долженко «100 моделей из бумаги» 2020 г.

 5. И. М. Петрова «Волшебные полоски. Ручной труд для детей» 2018 г.

 6. И. М. Петрова «Объёмная аппликация» 2021 г.

 7. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников» 2019г.

 8. Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы» 2018 г.

Изучение материалов, используя интернет – ресурсы: ns.portal, maam.ru, дошколенок.ру. и другие.

Сентябрь

 Знакомство детей с миром бумаги и творчеством оригами; разработать общие правила при обучении технике оригами.

Дети знакомы с видами и свойствами бумаги. Умеют работать с бумагой квадратной формы (складывание пополам, по диагонали, знают стороны квадрата и углы, умеют ориентироваться на листе бумаги, знают, как сделать из прямоугольника квадрат).

Выступление на родительском собрании с темой «Значение оригами в жизни ребенка».

Родители знакомы с планом работы воспитателя по самообразованию.

Октябрь

Выполнение поделок-оригами: петушок, утка и т.п.. Рассказать детям о домашних птицах. Создание уголка оригами.

Выставка детских работ

«На птичьем дворе».

Консультация для родителей на тему «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей» (онлайн-чат).

Вызвать у родителей интерес к занятиям оригами.

Ноябрь

Выполнение поделок-оригами: поросенок, котенок, щенок. Рассказать детям о домашних животных.

Выставка детских работ

«Домашние животные».

Консультации для родителей «Польза занятий по технике оригами».

Онлайн-консультации для родителей.

Поддержание у родителей интереса к оригами.

Декабрь

Выполнение поделок-оригами: Дед Мороз, снеговик, елочка. Сочинение с детьми сказки о с участием персонажей: Дед Мороз, елочка, снеговик.

Драматизация сказки, сочиненной с детьми. Выставка «Зимушка-зима».

Чтение сказок о зиме.

Подготовка детей к драматизации сказки.

Январь

Выполнение поделок-оригами: медведь, зайчик, лисичка.  Рассказать детям о диких животных. Сочинение сказки с детьми.

Подготовка поделок для сказки. Драматизация сказки. Выставка «Дикие животные».

Чтение сказок о диких животных.

Подготовка детей к драматизации сказки.

Февраль

Выполнение поделок-оригами: жар-птица, павлин, синичка, грачи, соловей. Рассказать детям о птицах.

Выставка «Птицы».

Мастер-класс с папами выполнение.

 Организация выставки «Посиделки с папами».

Март

Выполнение поделок-оригами: ромашка, тюльпаны, подснежники.

Выставка «Цветы». Украшение муз.зала к дню прилета птиц.

Мастер-класс с мамами выполнение.

Организация выставки «Посиделки с мамами».

Апрель

Выполнение поделок-оригами: подарки малышам, кораблики, бабочки. Знакомим детей с приметами весны.

Акция «Сделай подарок другу». Выставка «Приметы весны».

Проект «Космос и всё о нём»

Консультация для родителей «Роль системности занятий по оригами с детьми дошкольного возраста в развитии конструктивных навыков» (книжка-раскладушка). Создание фильма «Космическая история» по поделкам-оригами совместно с родителями и детьми.

Поддержание интереса у родителей к занятиям оригами, вызвать желание дома с детьми выполнять поделки-оригами.

Самореализация

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Оригами, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке поделок-оригами;

3. Изучить новинки методической литературы по оригами;

4. В работе с родителями продолжать посиделки, организации совместных праздников, придумывание домашних историй по поделкам-оригами, освоить новые иновационные технологии в работе семьи и ДОУ в сотрудничестве по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста»

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном...

Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста

Оригами – неотъемлемая составляющая древне – японской культуры. Учёные предполагают, что более тысячи лет назад изготовление фигурок из бумаги было частью священного ритуала, который посвящался б...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОО в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.В презентации ниже удалены некоторые слайды с...

Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»

laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...

Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста....

План по самообразованию. Тема: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста.»

Использования современных нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста обусловлена тем, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельно...