Выступление на педагогических чтениях на тему: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»
материал (средняя группа)

Левкович Екатерина Викторовна

Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ТИКО – конструирование как инновационная образовательная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: возможность использования ТИКО-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи:

-  познакомить педагогов с конструктором «ТИКО»и многофункциональным его назначением в разных образовательных областях;

- сформировать представления педагогов о формах и методах работы с

«ТИКО»-конструктором, как инновационной образовательной технологии;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора - «ТИКО».

В настоящее время в условиях модернизации дошкольного образования образовательный процесс немыслим без использования новых современных педагогических технологий. Поэтому сегодня в дошкольной образовательной организации перед педагогами стоит задача – не просто дать детям хороший багаж знаний и умений, но и проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был увлекательным и обязательно имел развивающую направленность. Это, в свою очередь, будет способствовать наиболее легкому и быстрому усвоению детьми материала образовательной программы.

 Одним из принципов ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

Педагог находится в постоянном поиске, придумывании оригинальных способов решения педагогических задач, новых подходов к подаче материала, а также выстраивает образовательную деятельность так, чтобы каждый дошкольник активно и увлеченно занимался.

Современным средством, используемым в образовательном процессе дошкольного образования, является инновационная игровая технология ТИКО-конструирование. Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» является набором ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой. В результате для любого дошкольника становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

В своей практике я активно использую возможности ТИКО-конструктора в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Применение конструктора я начала с 2020 года при работе кружка «Тико- мастера» в дополнительном образовании.С младшей группы наши дети начали осваивать ТИКО-конструктор, и вот уже два года он положительно зарекомендовал себя.На первом этапе знакомства дети рассматривали конструктор, потом учились классифицировать детали по цветам и форме. После того как конструктор был изучен, приступили к обучению конструировать. У кого - то получилось сразу, кому-то потребовалось время, чтобы научиться.

В средней группе дети учатся правильно соединять детали, строить плоскостные изображения, читать простейшие схемы.  Постепенно я учу их объемному конструированию.

В образовательной деятельности  использую следующие формы работы с конструктором:
- конструирование с помощью слухового диктанта;

- конструирование по образцу;

- конструирование по собственному представлению.

Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. У детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

 В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.И как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные Тико- изобретения мы используем в образовательной и свободной деятельности, сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

В 2021 году я стала применять различные приемы работы с конструктором на занятиях по всем образовательным областям.

Например, по познавательному развитию, при формировании элементарных математических преставлений я использую конструктор ТИКО в различных разделах:

- «Количество и счет»:

- «Цифровая дорожка» - закреплять умения составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 5 и обратно;

- «Цифровой конструктор» - запоминать цифры через выкладывание их из отдельных деталей конструктора;

«Геометрические фигуры»:

- «Найди предмет» - учить сопоставлению форм предметов – плоскостных с объемными;

«Ориентировка в пространстве»:

- «Что изменилось?» - закрепление пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».

«Величина»:

- «Похож – непохож» - формирование умений к сравнению предметов, признаков сходства по цвету, форме, величине;

- «Умные квадраты» - формирование умений к сравнению отрезков различной длины.

С помощью этого конструктора собираем самые разные модели животных и насекомых: кошку, зайца, лису, бабочку и т.д

Также  детям предлагаю такие задания: конструирование длинной и короткой дорожки; выкладывание широкой и узкой дорожки; построение высокого и низкого гаража – для маленькой машинки и для большой машинки и т.д.

На занятиях по развитию речи активно применяю возможности ТИКО-конструктора. Например, для развития монологической и диалогической речи на материале русских народных сказок используется игра «Расскажи сказку». Перед дошкольником разложены ТИКО-детали с изображением героев сказки. Предлагаю ребёнку начать рассказ сказки, каждый сюжетный момент выкладываемой ТИКО-деталью с картинкой по предложенной схеме.

В художественно – эстетическом развитии конструируем красочные узоры и орнаменты из ТИКО.В театрализованной деятельности конструируем из ТИКО-деталей персонажей для сказок и декорации.

По физическому развитию, для спортивных игр и соревнований мы используем различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей. Дети сами собирают атрибуты, физ. оборудование – тем самым развивая мелкую моторику обеих рук, творческие способности, умение работать в команде, тренируют дисциплину.Использование нетрадиционного физкультурного оборудования способствует формированию физических качеств, повышается интерес детей к выполнению основных движений и игр.

Применение конструктора ТИКО во всех образовательных областях способствует решению проблемы обучения в игровой форме. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования.

Дети знакомятся с окружающим миром, геометрическими фигурами, лучше запоминают цифры, буквы, закрепляют пройденный материал, лексические темы. Развивается мелкая моторика, укрепляются детские пальчики и кисти, развивается память. Дети учатся подбирать цвета, составлять разноцветные орнаменты, при этом они активно анализируют, отбирают материал, действуют, сравнивают, обобщают и, конечно, имеют возможность наглядно оценить результат своего творчества и творчество своего товарища.

Также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования у детей тренируется дисциплина за счёт сильной вовлечённости в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.

Вместе с «Тико» ребенок  учится фантазировать, запоминает легко названия цветов, геометрических фигур, учится считать и конструирует много интересных игровых поделок.

Я с уверенностью могу сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
В заключение моего выступления хотелось бы отметить, что ТИКО - моделирование является на сегодняшний день одним из востребованных видов конструирования в дошкольном образовании, которое дает колоссальный скачок для развития и успешного становления будущего поколения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение инновационных технологий в развитии детей дошкольного возраста

Когда мы заглянули в эпоху высоких технологий ХХI века, нам становится ясно, что людям не обойтись без хорошо разветых творческих навыков....

Педагогический проект инновационной деятельности «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игр» (3-4 год обучения)

Одно из основных направлений  работы с воспитанниками с нарушением интеллекта и их семьями является создание условий, способствующих  успешной адаптации ребенка к социальной действительности...

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»

Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...

Педагогический совет на тему: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста»

1.Информационная частьПодведение итогов по теме: «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста» (ответственный: старший воспитатель, воспитатели и специалисты)2.А...

Тема статьи: «Внедрение LEGO-конструирования в организации образовательного процесса и развития детей дошкольного возраста»

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные по...

Статья: "Инновационные образовательные технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста"

В статье описаны новые технологии социализации ребёнка дошкольного возраста, которые позволяют эффективно формировать и развивать у него качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучен...

План самообразования воспитателя ДОУ. Тема по конструированию: «Оригами и его значение для развития детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ».

Участники: дети подготовительного возраста, педагоги, родители.Цель: повысить профессиональную квалификацию по художественным и творческим способностям в искусстве работы с бумагой в разных техниках д...