Авторские дидактические пособия для сенсорно-моторного развития (для детей младшего возраста)
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Красавина Светлана Юрьевна

Здесь представлено несколько дидактических игр, которые очень просто изготовить своими руками и использовать в работе с детьми младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskie_didakticheskie_posobiya_dlya_sensorno.docx530.07 КБ

Предварительный просмотр:

Авторские дидактические пособия для сенсорно-моторного развития (для детей  младшего возраста) 

Автор: Красавина С.Ю.

МДОУ №15 г. Тейково

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Мы хотим поделиться своим опытом работы по изготовлению пособий для игр по сенсорному развитию для малышей 2-3 лет, в которые мы играем в детском саду и в которые советуем играть дома.

Учебно-методическое пособие адресовано воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, а также родителям малышей.

В данном альбоме мы демонстрируем пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в практике работы воспитателя современных материалов, отвечающих эстетическим, гигиеническим и педагогическим требованиям, очень оправдано.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Наши пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей. Конечно, в былые времена это происходило, скорее, по причине дефицита и других объективных факторов. Сейчас семейные поделки – редкость, а если позволить крохе принять посильное участие в их изготовлении, то игры принесут двойную пользу и играть в них будет еще интереснее.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”

http://festival.1september.ru/articles/628954/img7.jpg

Цели: 

  • формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
  • учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.http://festival.1september.ru/articles/628954/img8.jpg

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков. 

Дидактическое пособие “Цветочная поляна”

http://festival.1september.ru/articles/628954/img1.jpg

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

“Подбери серединку к цветку”

“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

“Заверни у цветка красную серединку. Белую”

«Веселые медвежата и зайчата»

Малыши очень любят все яркое и разноцветное. Поэтому данную игру я расположила в красивой красной сумочке, на которой находятся три большие пуговицы. Дети, расстегивая их, достают веселые» мордочки» медвежат и зайчат которые сшиты из фактурных тканей – основных цветов и пуговиц (которые служат глазками).

Играя с данным пособием, дети расстегивают пуговицы, которые держат ушки зайчика или медведя; затем застегивают пуговицы, собирая зайчика или медведя. Из двух и более разнообразных ушек находят ушки нужного цвета и пристегивают их к основе зайчика или медведя, чтобы они получились одного цвета. После игры все фигурки собираются в сумочку и застегиваются на пуговицы.

Данное дидактическое пособие развивает у детей мелкую моторику, воспитывает познавательный интерес, развивает речь, совершенствует восприятие цвета и формы, учит собирать целое из трех частей, а также помогает формировать навыки самостоятельности и самообслуживания. http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173773-1435139040.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173773-1435139219.jpg

 Сюжетный тренажер «Большая стирка».

Оборудование:Дидактическое пособие для 1 младшей группы

Коробки картонные , оклеенные цветной самоклеящейся плёнкой, с прорезями в верхней части.5c4e9bf2a3167a05a72f1ec687823746.jpg.jpg

Трафареты одежды, также оклеенные самоклейкой, или заламинированные.

Маленькие коробочки, оклеенные в те же цвета со «стиральным порошком

На картонных листаж А4 изображения стоек для натягивания верёвок и приклеенные верёвки для развешивания белья, прищепки

Цель:

Развитие мелкой моторики;

Формирование умения обращать внимание детей на цвет стиральной машины и белья, устанавливать тождество цвета;

Развивать умения различать и называть цвета, закрепить форму коробки.

Формирование умения выполнять действия с предметом;

Развивать наблюдательность.

 Ход игры:

1. Играть можно вдвоем, втроем, вчетвером…

2. Воспитатель называет цвет стиральной машины, говорит, что нужно найти одежду такого цвета и положить в прорезь для белья, затем насыпать порошок из коробки такого же цвета.

3. Ребенок должен назвать цвет, определить форму коробки (прямоугольник), найти бельё и одежду того же цвета, назвать их и положить в отсек для белья.

4. Другой ребёнок вынимает бельё из всех машин в таз и развешивает его на верёвках, прикрепляя его прищепками того же цвета.

«Волшебная подушечка»

Для работы с малышами я сшила подушечку. Почему я назвала ее волшебной? Да потому что в ней есть загадки, секреты и превращения!

Подушечка сшита из приятной мягкой ткани, на ней нашиты пуговицы и «липучки». На обратной стороне подушечки расположен карман, который закрывается на молнию. В нем находятся наборы аппликаций, изготовленные из разной по фактуре ткани на группировку предметов: домашних и диких животных и местом их обитания. Каждый из предметов имеет петельку для пуговицы или «липучку».http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173773-1435138822.jpg

Детям предлагается открыть молнии, достать фигурки домашних и диких животных и развести их по домам. Беря фигурку очень важно,чтобы ребенок правильно называл животное и проговаривал, где оно живет. Играя с данным пособием, дети учатся классифицировать животных на домашних и диких, а так же их место обитания. Учатся застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, «липучки» и с пользой проводить время! После игры фигурки отстегиваются, убираются в карман и застегиваются на молнии.

Таким образом, пособие решает задачи по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и мелкой моторики. http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173773-1435138921.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-173773-1435138860.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическое пособие для сенсорно-моторного развития (для детей раннего , младшего, старшего возраста).

Сюжетный тренажер «Цветные картинки», Сюжетный тренажер «Цветные дорожки», Сюжетный тренажер «Овощи»....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторское дидактическое пособие для детей по развитию речи.

Все задания развивают не только фонематический слух, фонематическое восприятие, но и развивают речь, в частности активизируют словарный запас, развивают память, внимание, мышление и, они просто не зам...

«Дидактические пособия, способствующие сенсорно – моторному развитию детей с ДЦП»

При детском церебральном параличе часто помимо нарушений опорно-двигательного аппарата от­мечаются и нарушения сенсорного восприятия - зрительного, слухового, двигательно-кинестетического. При орг...

Авторское дидактическое пособие по социально-коммуникативному развитию «Мой мир»

Цель: воспитывать  любовь и уважение к окружающим людям, природе, членам семьи, желание радовать окружающих своими поступками.Задачи:- воспитание доброжелательного и уважительного отношения к окр...

Авторское дидактическое пособие музыкальная игра на развитие динамического слуха «Шумелки с микшером» (для детей старшего дошкольного возраста)

с помощью самодельных шумовых музыкальных инструментов и шкалы-микшера развивать динамический слух, исследовать различные способы получения шумовых звуков (сильнее-слабее, громче-тише); прислушиваться...

Авторское дидактическое пособие музыкальная игра на развитие динамического слуха «Шумелки с микшером» (для детей старшего дошкольного возраста) методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

с помощью самодельных шумовых музыкальных инструментов и шкалы-микшера развивать динамический слух, исследовать различные способы получения шумовых звуков (сильнее-слабее, громче-тише); прислуши...