Конспект НОД "Сказ про великого казака атамана Платова"
план-конспект занятия (старшая группа)

Татьяна 58

Конспект НОД по ознакомлению детей дошкольного возраста с образом М.И.Платова - атаманом Донского казачьего войска, основателя г.Новочеркасска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_platov.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16

                                                              Г.Новочеркасск

 

                       

                     Конспект

 непосредственной образовательной деятельности          для детей 6 – 7 лет

 «Сказ про великого казака, атамана Платова».

Воспитатель высшей квалификационной категории: Ступакова Т.П.

                                               2023уч.г.

Цель: познакомить детей с образом М.И.Платова – атаманом Донского казачьего войска, основателя г. Новочеркасска.

Задачи:

- развивать у детей познавательный интерес к истории родного края  и традициям своих предков – донских казаков:

 - способствовать воспитанию патриотического отношения к  Донскому краю, формировать у детей чувство гордости за своих земляков;

- закреплять заповеди казачества: «Честь и доброе имя для казака дороже жизни», «Земля Донская – казаку мать родная»;

- формировать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: атаман, сабля, фуражка, папаха, лампасы, шаровары.

Повторение донских пословиц и поговорок.

Материалы:  макеты казачьего  вооружения, одежда казака, иллюстрации с изображением детства М.И.Платова, казачьих атаманов, символики.

Оборудование: мини – музей детского сада, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Тетушка Аксинья:

Здравствуйте, гости дорогие, и малые и большие! Казачата в гости пожаловали! Гость на порог – хозяину радость. Каждому найдется и местечко и словечко! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит, много он добра хранит:

Нет в сундучке ни злата, ни серебра,

Нет в нем алых ленточек и разноцветных платков,

А живут здесь старые фотографии и старинные предметы.

 Сядем рядком, да поговорим ладком! (Дети рассаживаются по лавкам)  Воспитатель открывает сундук, достает фотографию с изображением казака.

- Ребята, кого вы видите на этой фотографии? Как вы догадались? Кто такие казаки? Почему их называют донскими?

Тетушка Аксинья: Правильно, ребята! Давным - давно поселился по берегам Тихого Дона гордый, свободолюбивый народ. Враги называли их казаками. Казак – это вооруженный конный воин. Конь для казака – самый верный друг. За спинами казаков была святая Русь, и казаки были ее лучшими защитниками. Мы с вами предки донских казаков, а вы – маленькие казачата. Предлагаю поиграть в игру «Добавлялки»

 Честь и доброе  имя казака …. в жизни главное всегда.

 Земля донская  …. казаку мать родная.

Слово дал – его держи … казачьим словом дорожи.

Век служи и век трудись …. такова казачья жизнь.

Казак с конем (когда?)  ….  ночью и днем.

Казак сам не поест, …. а коня накормит

Казачьи песни слушать, ….что мед ложкой кушать.

Человек без Родины, …… что соловей без песни.

Старость всюду почитай …. стариков не обижай.

Казачья смелость …. порушит любую крепость.

И один в поле воин, ….  если он по казачьи скроен.

Терпи, казак … атаманом будешь.

Молодцы, ребятушки, все заповеди казачьи усвоили.

 Иди, казачок, Максимка,  посмотри, что еще лежит в моем сундуке. (ребенок достает  фотографию памятника  М.И.Платова)

Тетушка Аксинья: Ребята, а вы знаете, кому жители города поставили этот памятник?  (казачий атаман, основатель г.Новочеркасска)

Атаман Великий Платов

На земле казачьей жил.

И родной землей Донскою

С детских лет он дорожил!

Садитесь, детушки, рядком, расскажу вам сказ про нашего Великого казака, вихорь -  атамана, генерала Матвея Ивановича Платова.

(рассказывание сказки с показом слайдов)

«Давным – давно это было. Высокие горы с тех пор курганами стали, а Дон – батюшка обмельчал… В ту пору  на берегу Тихого Дона, в станице Старочеркасской,  дружно жила казачья семья. В один день, отец, войсковой старшина, пошел на протоку проверить свое судно. Вдруг птица, летевшая над ним, уронила ему на шапку кусок хлеба. Казак перекрестился, взял этот кусок и положил в карман. Когда же он подошел к берегу Дона, то к его ногам из воды выпрыгнул огромный сазан. « Это какой-то знак» - подумал казак и поспешил домой. А дома его ждала радостная весть: родился сын, маленький казак Матвейка!

В утешенье, да на радость родителям, росло чадо любимое, будто тесто на опаре. Вскоре на улицу стал побегивать, с ребятами поигрывать. Во всех ребячьих забавах – проказах заводилой-атаманом был: смелый, веселый, отчаянный, буйная, удалая головушку! Иной раз соседи жаловались: «Удержу в шалостях не знает! Уймите, пристрожьте, сынка!» А родители души в сыне не чаяли и в ответ говорили так: «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он и все шалости-проказы, как рукой снимутся!» Матвей быстро схватывал всю науку, хорошо запоминал, был ловок и проворен. Лучше всех он ездил на коне, был искусен в стрельбе и в рубке хвороста. Когда ему исполнилось тринадцать, мальчик пришел к отцу и сказал: « Благослови меня, родитель-батюшка, поехать служить царю, землю от врагов оборонять». Отец сказал ему: «Служи примерно государю  и никогда, Матвей, и думать не моги забыть наш Тихий Дон, вскормивший тебя». Сел мальчик на коня, отец подал ему пику, и началась суровая полевая служба молодого казака. В тяжелых боях и сражениях  Платов со своим летучим казачьим корпусом  громили врага и выходили победителями.

«Честь геройскую любя,

Мчится в бой напрополую:

За царя, за Русь родную,

Не жалея сам себя!»

 За быстроту и правильность военных действий Платова называли « вихорь-атаман». Атаман – это казачий командир, он всегда был впереди. За многочисленные победы Матвей Иванович был произведен в генералы русской армии, имел много орденов, а царица Екатерина II наградила его саблей с алмазами, на которой было написано «За храбрость». Когда закончилась война, Матвей Иванович Платов вернулся домой и основал казачью столицу – Новочеркасск.

Новочеркасск – любимый город,

Столица славы казаков!

Живут в легендах атаманы,

 В нашем городе, напротив атаманского дворца стоит памятник М.И. Платову, где на гранитной подставке золотыми буквами написаны слова: «Атаману графу Платову за военные подвиги 1770-1816г. Признательные донцы».

Вот таким был наш знаменитый  земляк, казак атаман Платов.

Тетушка Аксинья: у меня в сундуке есть казачья фуражка. Сейчас мы поиграем в игру «Фуражка». Перебрасывая фуражку, мы будем называть те качества, которыми обладал казачий атаман Платов. (смелый, гордый, непобедимый, честный, веселый, мужественный, быстрый, бесстрашный, преданный, верный).

Молодцы, ребята-казачата! Ох, и заигрались мы с вами, заговорились! Пора хозяйство кормить, а вам погулять,  да потешиться! До свидания,казачата, приходите в гости почаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам» посвященный 70 летней годовщине Великой Отечественной Войны

Цель: воспитание патриотических чувств дошкольников, воспитание любви к Родине.Задачи:-знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Велик...

Конспект с презентацией Великие битвы Великой Отечественной войны

В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в России 2020 год объявлен Годом памяти и сла...

Конспект НОД "Семейный уклад казаков"

познакомить с характерными признаками быта казачества, знакомить с правилами и обязанностями семейного уклада казаков и их культурными традициями....

Конспект занятия " кто такие казаки"

Цель занятия: Познание истоков культуры,  истории духовности,  патриотизма славных казаков  и формирование представлений детей об истории с творчеством , симоволикой, традици...

Конспект игровой образовательной деятельности «Казаки, кто они такие»

Задачи:1. Познакомить детей с понятием казак.2. Приучать детей чтить память своих предков.3. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за своих предков.4. Отработать дикцию, учить детей внятно и ч...

Сценарий праздника «По тропам казачества» посвященный году атамана Платова М.И. в подготовительной к к школе группе с учебной презентацией

Цель: познакомить детей с образом М.И.Платова – атаманом Донского казачьего войскаЗадачи:- развивать у детей познавательный интерес к истории родного края  и традициям своих предков ...

Сценарий спортивного праздника посвященный Году атамана Платова.

Цель: формирование у детей высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству расширить представления о казачьих забавах....