Консультация для воспитателей на тему: «Гигиена голоса»
консультация
Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_golosa.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Голос - любая совокупность звуков, образуемая голосовым аппаратом человека (крик, плач, смех, речь, пение).
Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Голос – основной инструмент, от совершенства владения, которым и хорошего состояния которого зависит профессиональная деятельность. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом. Голосовые связки педагогов подвергаются большой нагрузке – более тяжелой, чем они способны выдержать. В связи с этим следует бережнее относиться к своему голосовому аппарату, не допускать его перенапряжения и переутомления.
Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата.
Вот некоторые правила гигиены голоса:
– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности.
- перед работой можно выполнить разминку, вибрационный массаж гортани и голосовую гимнастику. После большой голосовой нагрузки хорошо сделать дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки.
- после окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими, лаконичными фразами.
– недопустимо форсированное звучание голоса (шепот и крик). При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума.
- говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки.
- голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.
- располагаться надо по возможности в центре детской аудитории. Не следует говорить на фоне громкой музыки или при работе различной техники. Лучше использовать "систему знаков", понятных детям.
- необходимо грамотно организовать и поддерживать общий режим дня: организма и создать комфортную смену труда и отдыха.
– недопустимы большие речевые нагрузки, особенно во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
- отказ от вредных привычек
– обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость, в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру
Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. Это есть составная часть профессиональной культуры. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность воспитателя.
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: с рождения до периода его зрелости, поэтому гигиена и охрана голоса детей – тема, требующая пристального внимания со стороны взрослых.
У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины. Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей , ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит).
Развивать силу и выносливость голоса, а также совершенствовать другие голосо - речевые навыки можно с помощью:
1. Дыхательной гимнастики — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений:
- Занятия необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
- Все упражнения стоит выполнять до еды;
- Одежда не должна сковывать движения малыша;
- Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены;
- Достаточно 3-5 повторений каждого упражнения, между которыми следует сделать 2-3 секундную паузу. Общая продолжительность дыхательной гимнастики не должна превышать 5 минут.
- Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Задачи:
1. Укрепление физиологического дыхания (без речи)
Для этого выполняются следующие упражнения: встать прямо и спокойно дышать, положив одну руку на живот, для контроля движений диафрагмы, а другую - сбоку на рёбра, для контроля движений грудной клетки. Сначала выполняем вдох через нос и плавный бесшумный выдох через нос, потом между вдохом и выдохом делаем небольшую задержку (2 с.), а затем осуществляем вдох через нос и выдох через рот.
«Качели»
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Чудо-нос»
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.
Носиком дышу, дышу свободно,
Глубоко и тихо – как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.
Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» — левая ноздря, а «дверь» — правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.
2. Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох, длинный выдох):
Выполняем вдох через нос, а на выдохе считаем сначала до 5, а затем удлиняем выдох до 10 и 15.
Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…».
«Каша кипит»
Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повтор 3—4 р.
«Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
3. Тренировка силы вдоха и выдоха
Упражнения:
«Ветерок» (дуем на султанчик, вертушку)
«Сдуй перышко», «Карандаши-спортсмены (Бабочки полетели)» (На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым), «Мыльные пузыри».
Необходимо следить за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.
«Произнеси чистоговорку»
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и:
На выдохе сказать: «На пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки»
Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка»
Для развития силы голоса произносить звук [у], имитируя различные ситуации: произнесение на одном выдохе. Предложите ребенку спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
«А-а-а!» - плачет малыш;
«У-у-у!» - летит самолет;
«Ы-ы-ы!» - гудит пароход;
«О-о-о» - вздыхает зайка;
«Ф-ф-ф» - сдувается шарик;
«Ш-ш-ш» - шипит змея;
«С-с-с» - работает насос;
Упражнение «Капризка»
Я не буду убирать!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Затем дети сначала кричат «А- а- а», затем воют «О_О-О», потом визжат «И-и-и»
Для тренировки мышц артикуляционного выполняют комплексы артикуляционной гимнастики.
Настройкой речевого аппарата на звучание является вибрационный массаж. Вибрационный массаж делается постукивающими движениями пальцев при одновременном озвучивании сонорных согласных:
1. постукивание кончиками пальцев от середины лба к ушам, озвучивая звук "мммм";
2. кончиками пальцев от спинки носа к ушам, озвучивая звук "мммм";
3. кончиками пальцев под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам, озвучивая звук "ввввв";
4. кончиками пальцев подбородка, озвучивая звук "зззззз";
5. кончиками пальцев области груди, озвучивая согласный "ддддд".
Можно проводить и другие варианты и вибрационного массажа с другими слогами звуков и другой последовательностью исполнения. Но при этом должен быть сохранен основной принцип: массируем - расслабляем - настраиваем - резонируем.
Для тренировки умения менять высоту голоса следующие упражнения:
"Колокол" - "раскачиваем колокол", одновременно произнося звукосочетания на заданной высоте; сначала "мы раскачиваем небольшой колокол", произнося дон-дон-дон на обычной высоте голоса, затем - "массивный колокол", произнося бом-бом-бом низким голосом, затем - "бубенчики", произнося динь-дон-динь-дон-динь-дон высоким голосом.
"Шагаем по ступенькам" - произносим фразы "Первый этаж, второй этаж: седьмой этаж", постепенно повышая свой голос, как бы шагаем по ступенькам.
Для того, чтобы речь педагога была благозвучной и выразительной необходимо согласованное взаимодействие всех компонентов речевого анализатора: хорошее речевое дыхание, чёткая артикуляция, богатая интонация. Далее приводим упражнения на развитие всей мелодико-интонационной стороны речи:
Произнести с интонациями радости, удивления, восхищения скороговорку:
Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки.
Произнести с интонациями порицания, печали, безразличия скороговорку:
Зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Произнести с вопросительной интонацией скороговорки:
Не вы ли были у Невы, где стынут бронзовые львы?
Проворонила ворона вороненка?
Около колодца кольцо не найдется?
Произнести строчки из различных стихотворений сначала с интонацией вопроса, а затем утверждения, как бы отвечая на вопрос, например:
Воет ветер в степи огромной? - Воет ветер в степи огромной
Собирала Маргарита маргаритки на горе? - Собирала Маргарита маргаритки на горе и др.
ВЫВОД: Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу фониатру. Мы надеемся, что предложенный комплекс упражнений поможет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Гигиена голоса"
В данной презентации даются рекоиендации для воспитателей по охране голоса детей, а так же приведены игровые упражнения направленные на развитие силы голоса и мелодико - интанационной стороны речи....
Консультация для воспитателей "Воспитание навыков гигиены и самообслуживания у детей младшего возраста"
Основой полноценного физического развития ребенка младшего дошкольного возраста является приобщение его к здоровому образу жизни. Освоение дошкольниками основ культуры гигиены играет ведущую роль в во...
Консультация для родителей на тему: «Гигиена детей дошкольного возраста».
Консультация для родителейна тему:«Гигиена детей дошкольного возраста»....
Консультация для воспитателей по теме «Использование русских народных сказок в работе воспитателя при формировании силы голоса».
Что такое русская народная сказка? Кто же не знает!... сказка – это «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок», «Курочка ряба», «Конек-горбунок», «Золушка»…Язык и ритмика русской сказки...
Консультация для родителей на тему: «Гигиена детей дошкольного возраста».
Консультации для родителей...
Консультация для воспитателей ДОУ "Методы снижения голосо-речевой нагрузки"
laquo;Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОУ»...
Консультация для воспитателей на тему: «Методы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателей ДОО»
Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе. Вместе с тем вопросы воспитан...