Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
материал по развитию речи (младшая группа)

 Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022_-_2023.docx420.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 «Буратино»

Воспитатели: Васильева Валентина Александровна,

Козлова Любовь Леонидовна,

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 г.

Дата окончания работы: май 2023 г.

Тема самообразования: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по организации малого фольклорного жанра как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет.

Задачи:

 - Изучение методической литературы,

- Повышение уровня компетентности через повышение квалификации, участие в вебинарах и семинарах по теме самообразования.

- Обогащать опыт сотрудничества родителей с детьми: эффективные способы взаимодействия и приобщения семей к организации речевой активности у детей 2-3 лет  через малые фольклорные жанры.

-Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

для детей:

Привлекать детей к прослушиванию народных песенок, потешек, сказок сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей  настольного театра и других средств наглядности, а так же прослушивании произведений без наглядного сопровождения;

Сопровождать чтение фольклорных произведений игровыми действиями;

Предоставлять детям возможность  договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;

Поощрять попытки прочитать  текст песенки, потешки целиком с помощью взрослого;

Помогать детям, играть в хорошо знакомую сказку.

для родителей:

- Ознакомить родителей со способами использования многофункционального пособия «Сказки из фартука» для детей  2-3 лет.
- Привлечь родителей к организации развивающей среды в группе. 
- Активно участвовать во всех мероприятиях ДОУ.

Актуальность:

                В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.

         Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).

         Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
 

Продукт проекта:

- Проект «Чудеса на фартуке».

-  Дидактическое пособие «Сказки из фартука»

Форма работы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

 Совместная и индивидуальная работа с детьми.

Содержание работы по самообразованию

Содержание работы

сроки

Изучить ФГОС дошкольного образования

Изучение методической литературы и передового опыта педагогов ДОУ.

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

В течении года

Изучение статей в журналах

«Воспитатель ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребёнок в детском саду»

«Обруч»

В течении года

Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах.

В течение года

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

Сентябрь - октябрь

Организация РППС в группе. 

В течение года

Консультация для родителей

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Март

 Создание картотеки детского игрового фольклора

Сентябрь - декабрь

Участие родителей в показе малых фольклорных жанров чудеса   на фартуке

Март - Апрель

Итог:

- Проект «Чудеса на фартуке»

-  Дидактическое пособие «Сказки из фартука»

Май

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Месяц

Тема

Формы работы

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Потешка
«Курочка-рябушка…»


Сказка «Курочка-ряба»




Пальчиковая игра
«Сорока-сорока…»

Чтение, беседы,  игры.

 






Рассказывание сказки (с использованием театра би-ба-бо).



Игровое упражнение







Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого.

Рассказать детям знакомую сказку, поощрять попытки  детей произносить  отдельные  слова  из текста, использовать средства  наглядности, обратить внимание детей на яркость кукол.



Упражнять детей в умении играть с пальчиками .

Консультация

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет». 

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей раннего возраста.












Октябрь                                              

Потешка

«Петушок, петушок…»


Сказка
«Репка»




Русская  народная песенка «Заинька, походи…»

Чтение потешки с использованием игрового упражнения

Настольный театр




Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик

Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
 

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь.

Знакомство родителей с развивающей средой группы. 

Ноябрь

Потешка

«Пошёл котик на торжок…»

Сказка «Козлятки и волк»


Пальчиковая игра

«Пальчики- грибочки».

Чтение потешки, рассматривание иллюстрации

Рассказывание сказки

Разучивание, игровое упражнение

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой для них р. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.
 

Развивать речь посредством мелкой моторики. Поощрять попытки прочитать  текст песенки.

Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с  художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей.

Декабрь

Потешка
«Как у нашего кота…»


Сказка «Колобок»

         


Песенка- присказка «Ай,  ду- ду, ду- ду, ду- ду…»

Чтение потешки, обсуждение

Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра

Разучивание  песенки

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать новое произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста.


Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенки колобка, вызвать желание послушать сказку ещё раз.


Напомнить детям песенку - присказку, поощрять попытки прочитать  текст песенки, целиком с помощью взрослого.

Разучивание фольклорного материала-  песенок, потешек, пальчиковых игр.

Январь





Потешка
«Наша Маша маленька…»




Сказка «Три медведя»


«Каравай»

Чтение потешки, ситуативный разговор

Рассказывание сказки

Хороводная игра

Помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова : аленькая- аленька», опушка, чернобровая - черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать её.

Познакомить детей со сказкой, приучать их внимательно слушать относительно большие по объёму произведения.

Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик.

Сообщение «Воспитываем любовь к книгам». Расширять представление родителей о роли книги в воспитании ребёнка.

Февраль













Потешка

«Чики-чики-чикалочки...»  

Сказка «Заюшкина избушка»




Пальчиковая игра «Сорока-белобока…»

Заучивание наизусть потешки

Чтение сказки, ситуативный разговор



Игровые упражнения





 Помочь детям запомнить содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.




Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Знакомство с книжным уголком в группе. Предоставить тематику сказок и игр- театрализации по сказкам.

Март













Сказка «Теремок»




Пальчиковая игра. «Идёт коза рогатая…»

 
     


Загадывание загадок. «Комочек пуха, длинное ухо»
 

Инсценировка сказки. 





Чтение потешки с элементами движений




Решение  проблемных ситуаций

Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, воспроизводить диалоги между сказочными  персонажами.

Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. Закреплять у детей умение  играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст.


Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

Консультация  «Как организовать праздник в семье». Знакомство родителей с  играми, которые можно предложить на семейном празднике (игра- драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание потешек, кукольный театр).

Апрель

Сказка «Маша и медведь»




Потешка «Травка-муравка…»
 


Пальчиковая игра. «Сорока-белобока…»

Рассказывание сказки, обсуждение



Чтение потешки




Игровая беседа с элементами движений

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в обсуждении отдельных эпизодов.

Вызвать желание слушать потешку и активно подговаривать слова, развивать у детей воображение.

Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Сделаем своими руками многофункциональное пособие «Сказки из фартука» для детей  2-3 лет.

Май

Потешка «Ай, качи-качи-качи…» .

Сказка «Маша и медведь».



Песенка «Заинька, походи…»
 


Чтение потешки



Рассказывание, драматизация эпизодов  сказки




Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.
 

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов.

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь.

Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижении в речевом развитии.

Об успешной работе педагогов и родителей.

Участие родителей в показе малых фольклорных жанров чудеса   на фартуке

Изучение учебно-методической литературы:

1.Книга для воспитателя детского сада. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» /М.: Просвещение , 1991 —207 с.;

2.Сайт «MAMA.RU» http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4890

3.Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. «Игры и игрушки для детей раннего возраста»/методическое пособие/М.:МГППУМ.: МГППУ, 2004. - 72 с.;

4.Фопель К. «Привет, ручки! Привет глазки!» / М., 2005.

5. Логопедический сайт «Болтунишка». // http://www.boltun-spb.ru/mini.html.

6.Марченко А. И., Л. О. Соколовская. Речь детей раннего возраста. Коллектив развивающих занятий «Долоньки»– Киев, 2009. – 12с.

7.Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress/

Приложение.

Я фартук волшебный сейчас завяжу

И добрую сказку вам расскажу!...

Консультация для родителей.

«Малые фольклорные жанры как средство

активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

          Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

          Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Уже в раннем  возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок. Это эффективное средство педагогического воздействия. Хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр.

Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик.

Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 Конспект занятия по развитию речи по сказке «Репка» с помощью «Многофункционального дидактического пособия "Сказочный фартук"

Цель: развивать речь детей.

Задачи:

1. Обучающие:

- формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого;

- совершенствовать умение понимать вопросы взрослого и отвечать на них предложениями, состоящими из 2-3 слов;

- продолжать обогащать активный и пассивный  словарь детей прилагательными, характеризующими качества предметов (большая, жёлтая, сладкая, вкусная); словами – действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала).

2. Развивающие:

- развивать внимание и усидчивость;

3. Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру;

Материал и оборудование; «Многофункционального дидактического пособия "Сказочный фартук", персонажи кукольного театра «Репка». Предварительная работа: чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке «Репка».

Ход занятия:

Приветствие «Это я».

Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка.
Тут живот.
Это ручки. Хлоп. Хлоп.
Это ножки. Топ. Топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.

Молодцы!

Создание игровой мотивации.

Воспитатель приносит в группу сундучок.

Воспитатель:  Я, сегодня пришла к вам с непустыми руками, а принесла вам сундучок. Вы хотите узнать, что в нем. (Да, хотим!)…….

Для этого нам нужно произнести волшебные слова, чтобы наш сундучок открылся.
Тук – тук, чок – чок,
Открывайся сундучок!

Не открывается, давайте вы мне поможете открыть его, все вместе скажем волшебные слова:

Тук – тук, чок – чок,
Открывайся сундучок!

Свою крышку открывай

Нас скорее удивляй!

Воспитатель:- Сундучок открывайся,

                         Сказка деткам появляйся!

Воспитатель достает из сундучка «Сказочный фартук», надевает его.

Из кармашка достает колокольчик и говорит: - Колокольчик поет. Всех ребят в театр зовёт.

А теперь - посидите тихо, детки.

Да послушайте про сказку  «Репка».

«Посадил дед репку (выставляется фигурка деда на фартук).

Солнышко пригревает, дождик поливает… Выросла репка большая – пребольшая (Воспитатель просит детей показать, какая выросла репка и повторить слово - большая).

Пошел дед репку рвать: тянет – потянет, вытянуть не может! (Попросить показать детей, как дед тянул репку, проговаривая слово – тянет).

Позвал дед… кого? (бабку) выставляется фигурка бабки.

Бабка за дедку, дедка за репку… (тянут – потянут, вытянуть не могут).

Кого они потом позвали?.... (внучку) выставляется фигурка внучки.

Правильно! Внучка пришла помочь вытянуть репку… (внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, вытянуть не могут)

Кого – же ещё позвали репку тянуть?... (собачку Жучку) выставляется фигурка собачки.

Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…

тянут – потянут, вытянуть не могут).

Тогда позвали они…. кого? (кошку) выставляется фигурка кошки.

Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку… (тянут – потянут, вытянуть не могут).

И позвали они?...кого (Мышку) выставляется фигурка мышки.

Правильно! Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку:

Тянут - потянут… (вытянули репку).

Вот и вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

-А мы с вами вспомнили сказку про «Репку»!

- Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

  Воспитатель расстилает  на столе  волшебный сказочный фартук и предлагает детям поиграть с персонажами сказки.

          C:\Users\Professional\Desktop\IMG20230110174242.jpg                                                     

Рефлексия:

- Колокольчик поёт. Всех ребят домой зовёт.

- Ребятки, мне хочется узнать у вас, понравилась вам сегодня сказка на фартуке?

- А теперь давайте вспомним, какую сказку мы с вами сегодня рассказывали? А кто же главные герои этой сказки? У деда выросла, какая репка? Репка, какая?

Ритуал прощания «Солнечные лучики».

- Ребята, протяните руки вперёд, как лучики солнышка. Тихо – тихо так постойте. Представьте себе, что вы теплые солнечные лучики.

Но вот дорогие мои, пришло время прощаться с нашими сказочными героями и сказать им всем до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...

Самообразование «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»

Самообразование "Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"...