О работе наставников с молодыми специалистами.
статья

Алякринская Зинаида Алексеевна

Мой опыт работы с наставником, мои мысли и ощущения в вопросе наставничества. Что я ждала от наставника и как получилось в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rabote_nastavnika_s_molodymi_spetsialistami.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

О работе наставников с молодыми специалистами.

В основе любого наставничества лежит первый обычный задушевный разговор, в ходе которого для наставника необходимо узнать, что знает и умеет опекаемый, что его беспокоит, чем он живёт в своей жизни, его наклонности, предпочтения и устремления. Только в результате такого разговора могут быть созданы доверительные отношения между наставником и молодым педагогом, которому станет легче включиться в процесс, он будет охотно с удовольствием приходить на работу, которая станет для него понятна и интересна, что обязательно приведёт обеих к успеху. Помочь педагогу двигаться в правильном русле помогает и ежедневное общение, где не упускаются из вида личностные качества и профессиональные компетенции, мотивация и психологические настройки.

Сотрудничество позволило мне успешно начать педагогическую карьеру и, спустя год, получить первую квалификационную категорию. Когда в работе со средней группой у меня возникли трудные вопросы, я вновь обратилась за помощью к опытному воспитателю-наставнику.

В сфере воспитания детей существует наставничество, которое закладывает систему воспитания в социальной сфере, вне семьи. При этом идёт накопление опыта, щедро передаваемый старшими молодым педагогам.

Необходимо учитывать формы и методы работы, которые будут содействовать становлению молодого педагога и способствовать повышению его профессиональной компетентности.

Следует выявлять точки роста молодого педагога. При этом молодой педагог нуждается в наставлениях. На его вопросы наставник отвечает с помощью педагогического экспромта, рассматривая сложную ситуацию с точки зрения опытного компетентного педагога. Прорабатываются идеи, протягиваются логические "мостики" последовательного решения, которые ложатся в схему решения других вопросов, которые могут возникнуть в другой ситуации.

Традиционные и инновационные идеи генерируются под заботливым взглядом наставника и помогающего психолога, что даёт возможность молодому педагогу со временем перейти на более высокую ступень "верный соратник", при этом образуется тандем, в котором наставник и опекаемый молодой педагог взаимно помогают друг другу: они вместе осваивают новые технологии, такие как интерактивные доска и пол, разрабатывают планы и методы работы с детьми.

Индивидуальная система работы позволяет наставникам быть компетентными в вопросах сопровождении наставляемых и нести ответственность за выполнение и точную реализацию поставленных задач.

Совместно с наставниками молодые педагоги успешно разрабатывают и применяют методические "кейсы" для работы с детьми. При этом наставляемые педагоги сохраняют направление работы и дают непрекращающуюся обратную связь. Наставник и молодой педагог вместе выбирают решения возникающих вопросов, что обогащает обеих.

Наставничество - это двухсторонний процесс, в котором наставники делятся с опекаемыми молодыми педагогами драгоценным опытом, знаниями, дают необходимые рекомендации, с чутким уважением, вниманием и интересом рассматривают идеи и предложения наставляемых педагогов, прислушиваясь к их советам в сфере освоения современных технологий, развивая в них интерес и инициативу. Он играет такие важные роли, как друг, доверенное лицо, учитель, партнёр, проводник, психолог.

В современном быстро меняющемся мире необходимо не только основываться на богатом опыте работы, но и максимально быстро адаптироваться ко всем новым технологиям в работе с детьми, идти в ногу со временем. Видя интерес детей ко всему новому, у нас появляются новые идеи, новые активные игры без жёсткого алгоритма.

При этом развиваются креативные качества педагога, благодаря чему растёт уровень его профессиональной компетенции.

Важную роль в становлении молодого педагога играет среда успеха. Наставляемый педагог, ощущая на себе внимательный мудрый и опытный взгляд наставника осознаёт свои способности, радость успеха, веру в свои силы. Даже маленький верный шаг приближает его к успеху. Сумма затраченных усилий неизбежно приводит к определённым результатам в решении всех возникающих вопросов.

Наставничество - это непрекращающаяся цепочка педагогической преемственности. Показ и разбор образовательных ситуаций, коучинг, повышение категории.

Наставник - это всегда горячий энтузиаст своей профессии, творческий человек, друг, готовый прийти на помощь в любой момент. Совместная работа молодого педагога и наставника является эффективным средством профессионального роста обеих воспитателей, в таком сотрудничестве наставник развивает свои деловые качества и профессиональный уровень.

Основная цель наставника - создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога, правильно и точно направлять его деятельность в нужное русло, подсказывать возможный ход событий, не бояться принимать взвешенные решения, идти на обоснованные риски, а также предпринимать соответствующие действия. Молодой педагог вместе с наставником проводит мероприятия по составленному плану, который затрагивает все стороны роста молодого педагога.

Деятельность наставника предусматривает решения вопросов по нескольким направлениям:

- что он хочет узнать, как это лучше сделать, к чему это может привести;

- творческая индивидуальность, умение выражать свои внутренние потребности и качества, которые можно применять в работе;

- личностное саморазвитие, умение слышать, видеть, понимать и принимать на себя важную роль и ответственность;

- профессиональный рост педагога, умение самостоятельно принимать решения на основании анализа ситуации.

Методологии наставничества. Метод обучения - главное значение имеет сила личности:

1) установочная встреча (установление личного контакта, цели, устремления);

2) на что опирается, чтобы опекаемый достиг успеха (как, что) навыки, умения;

3) личная передача опыта (в общении с детьми, с родителями), навыков в подаче знаний.

4) трансформация наставляемого (его переход из А в Б), применение наставником мотивации, держать фокус на одном вопросе (кнут и пряник, "включение" психолога);

5) вполне понятная информация и знание того, к чему приведёт её применение;

6) не перегружать и не убалтывать (ёмко, кратко, ярко) только то, что даёт положительный результат (целеустремлённость, творчество, компетентность, профессионализм;

7) подставить плечо именно в тот момент, когда молодой педагог растерян, расстроен, не уверен в своих ещё неокрепших силах справиться с ситуацией.

Имея внимательное к себе отношение со стороны наставника, я всегда могла рассчитывать на необходимую помощь, и мы вместе справлялись со сложными ситуациями. В последствие мне очень помогли в работе навыки, которыми со мной делилась мой наставник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы наставника с молодым специалистом

Молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней о...

План работы наставника с молодыми специалистами на учебный год

Цель работы, задачи в работе наставника с молодыми специалистами...

План работы наставника с молодым специалистом. Анализ работы.

Цель: создание  в ДОУ условий для профессиональной работы молодого специалиста, вхождению в профессиональную деятельность...

План работы наставника с молодым специалистом в детском саду.

Данный материал содержит план работы,разработанный на год, с молодым специалистом - воспитателем в детском саду....

План работы наставника с молодым специалистом

Развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....

План работы наставника с молодым специалистом

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.         Задачи:         - оказание методич...