Консультации для воспитателей.
консультация

Климкина Ольга Юрьевна

Информация для педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_vospitateley.docx21.81 КБ
Файл beseda_s_detmi_dlya_vospitateley.docx14.95 КБ
Файл master_klass.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей

"Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

     Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес», зарабатывать, быть свободными и независимыми.

      Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в детском возрасте.

     Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.

     Работая с детьми старшего дошкольного возраста я определила, что дети непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками. В целом психологическая обстановка в группе хорошая. Свои взаимоотношения с детьми строила, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

     Проблема воспитания финансовой грамотности возникла в процессе наблюдения мною за разнообразной деятельностью детей. Я обратила внимание на то, что в самостоятельной изобразительной и трудовой деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте, небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. И опыта работы можно привести много примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей игрушкой, они в течении всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом следят за ее сохранностью. Насторожило меня, также, излишняя требовательность детей, потакание родителей детским капризам «купи», «хочу» и т.д.

     Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому я познакомилась с некоторыми авторскими программами по финансовой грамотности:«Экономическое воспитание дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой.

     Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является приобщение малышей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаю, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна. Ни для кого не секрет, что мы воспитывались в обществе, где глушился всякий интерес к деньгам, способам их зарабатывания, накопительства.

     Задачи по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников я решаю  в разных видах детской деятельности и развития:

Изобразительная деятельность – дети изготавливают различные изделия в соответствии с тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.

Развитие речи –дети учатся рассказывать, объяснять, выделять главное, формулировать свое мнение.

Математическое развитие - представление о множестве, понимание терминов «больше- меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше».

Ознакомление с окружающей средой – взаимосвязь явлений в природе, живая и неживая природа.

     Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей была проведена консультация «Ребенок и финансы». Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.

     Исходя из этого, я поставила перед собой цель в индивидуальных беседах заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при активном содействии детского сада и семьи. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению с основами финансовой грамотности.    В родительский уголок ежемесячно помещала статьи под рубрикой «Добрые дела веками живут», устраивала выставки детских работ «Мир вокруг нас».    Привлекла родителей к созданию развивающей среды: оформили библиотеку детской книги, изготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрели настольно-печатные игры по познавательному развитию.

     Что может стать содержанием финансового воспитания в семье? Это, прежде всего, домашнее хозяйство. В беседе с детьми я выяснила, что почти у всех детей есть определенные и постоянные обязанности. Дети ухаживают за комнатными растениями или домашними животными, кто-то убирает за собой игрушки или помогает маме в уборке квартиры.

     Совместный труд в семье удовлетворяет потребность детей в общении, приучает к бережливости и экономности, а это показатели общей культуры человека, его зрелости. В разговоре с детьми я выяснила, что «бережливость» они оценивают как положительное качество. Никита В.: «Бережливый – это умный. Моя мама, когда стирает, берет мало порошка. Она пользуется специальной лопаткой».

     В группе работает мастерская по ремонту игрушек и книг. Иногда дети берут работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то. Я никогда не забываю подчеркнуть значимость работы детей для других людей.

     Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно видят, что использование механических и электрических приборов облегчает труд, повышает его качество, экономит время. Например: «Мне мама шьет костюм для новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается ровный, красивый и работается быстро»; «Микроволновая печь быстро готовит и разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни человека. На занятии «Волшебные помощники» я предложила детям отгадать загадки:

1. Идет пароход то взад, то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

2. От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

Дети с удовольствием отгадывали загадки, а также придумывали свои. Обсуждая ответы, дети убеждались в том, что человек делает много разных машин, которые облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирали своим любимым сказочным героям Золушке, Федоре и др. «волшебных помощников» и объясняли, как они помогут им в труде. На занятиях у детей развивается речь, воображение, самостоятельность мышления.

     Дети и деньги... Наблюдая за играми детей, увидела, как легко они пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. Я решила провести беседу с детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах. Были заданы вопросы:

- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

-Зачем людям нужны деньги?

-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?

-Можно ли деньги выбрасывать?

Моей целью было выяснить, связывают ли дети происхождение денег с трудом. Выяснилось, что дети знают, что деньги берутся: «С работы родителей»; «в кассе получают», «взрослые работают и получают денежки». На второй вопрос дети отвечали уверенно: «Чтобы делать покупки». Ответы на третий вопрос меня несколько удивили: «Отдал бы бедным»; «купила бы много-много нарядов»; «построил бы красивый детский сад»; «купила бы для папы и мамы большой дом».

     Многие дети потратили бы свои деньги на покупку сладостей, игрушек, купили бы животных. На четвертый вопрос дети ответили, что деньги выбрасывать нельзя, их нужно «беречь». Ответы детей свидетельствуют о том, что многие семьи не обладают нужным достатком, испытывают нужду в самом необходимом.

     Итак, наши дети имеют представление о деньгах, их значении в жизни человека, а вот из анкет и личных бесед с родителями, мне стало ясно, что опыта карманных денег у них нет. Конечно, в повседневной жизни у детей формируется естественным путем некоторый опыт общения с деньгами (покупка сладостей, мороженного и т.д.). Это закономерно, так как ребенок неотделим от современной действительности. Мною была организована сюжетно-ролевая игра в магазин «Игрушки». Целью было научить детей сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи, раскрыть покупательную силу денежных знаков. Для усвоения детьми основ финансовой грамотности , я использую самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение   основами финансовой грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь финансовое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни людей- финансовую.

Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:

Какую нужду испытывали котята?

Какие возможности были у тети Кошки?

     Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте? Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

     Процесс воспитания финансовой грамотности я реализую через различные формы его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

     Главное – говорить с ребенком на доступном ему языке, поэтому я предпочтение отдаю таким формам как игра, вечера досуга и др. Сделать экономику для детей понятной мне помогают сюжетно-дидактические игры: «Семья», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

     Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»; «Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учились решать противоречия, научились бережному отношению к воде. Теперь у нас в группе ни один кран не течет. Дети за этим следят. В своих беседах с детьми, я внушаю им, что профессия, работа – это достойная жизнь. Учу детей с уважением относиться к любой работе, так как работа – это личная защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность.

     В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки» уточняю и закрепляю представления детей о мире финансовых явлений. Дети приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в разных условиях и с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоенных знаний. Например, я читаю детям отрывок из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Детям даю задание определить доходы семьи крокодила Гены. Как можно увеличить доход? Какие составные дохода? Домой детям даю задание составить модель семейного бюджета своей семьи.

     Логические и арифметические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемной и занимательности, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес детей к знаниям финансовой грамотности, учит видеть за названиями и терминами жизнь.

     Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку- напоила его молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?

Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?

     Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность, стремление глубже познать явления природы.

     Продуктивная деятельность детей в воспитании финансовой грамотности рассматривается как вид трудовой деятельности. Вместе с детьми мы изобретаем игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу.    Хочу сказать несколько слов о рекламе. Безусловно, проблема рекламы актуальна. Но я думаю, что нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно формировать правильное отношение к рекламе, поэтому я использовала самые разнообразные приемы: наблюдения, рассказ воспитателя, беседы с детьми, чтение специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности. Я провела игру «Реклама: хорошо-плохо». Игра превратилась в целый спектакль. Наш город небольшой, поэтому больших рекламных щитов мало. Дети говорили, в основном, про телерекламу. Вот некоторые высказывания: «Реклама-это хорошо. Когда по телевизору идет реклама, можно пойти попить водички»; «Реклама-это плохо, потому, что она прерывает фильм или мультик на самом интересном месте»; «Из рекламы мы узнаем о новых лекарствах. Человек посмотрит, купит и вылечится». На вопрос, для чего нужна реклама, дети отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а потом купили»; «Для того, чтобы люди покупали хорошие товары». Из своего опыта, хочу сказать, что дети младшего возраста реагируют на рекламу по-другому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше интересуют рекламные буклеты с яркими иллюстрациями, вырезки из журналов с изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают их, рассказывают о них.

     Поэтому, несмотря на то ,что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее восприятия изолировать невозможно, и моя задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в доступной для детей форме рассказать, что такое реклама. Например: «Реклама – это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы они знали, где какие товары продаются».

     Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д. С детьми своей группы я изготавливала рекламу различных предметов. Ее мы использовали на вечере досуга «Чудеса в осеннем лесу». В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное количество материала и т.д.

     Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получили знания о природных богатствах края, расширились знания о труде взрослых, об их трудолюбии и мастерстве.

     Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети решают познавательные, практические, игровые задачи, используя, разнообразные способы и средства.

     Работая по данной теме, могу с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга. Дети занимаются с удовольствием. Этому способствовали создание развивающей среды и подбор художественной литературы. В дальнейшем планирую продолжить работу по воспитанию основ финансовой грамотности дошкольников. Для себя поставила цель: повышать уровень профессиональной подготовки по данной теме, изучать методическую литературу и продолжить работу с детьми младшего и среднего возраста.



Предварительный просмотр:

                       Беседа о труде и профессиях родителей.

Цель: расширить круг представлений о некоторых видах труда взрослых на заводах, в быту, в сельском хозяйстве, о значении той или иной работы; обобщить представления о труде взрослых, и о местах их работы.  Воспитывать у детей интерес к деятельности взрослых.

Словарная работа: производство.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, чтение художественной литературы.

Подготовка детей и воспитателя: разучивания стихотворений, предварительная беседа о труде родителей.

Ход занятия.

-Дети сегодня мы с вами поговорим о труде ваших родителей: пап и мам. Вы знаете, что сейчас все взрослые работают. Но если раньше люди работали на богачей, то сейчас все трудятся для себя и на пользу всего общества. Взрослые работают на производстве, т. е на фабриках. заводах. Вот сегодня вы расскажете, где работают ваши мамы и папы.

-Дети, взрослые работают не только на производстве, но и в ателье, в магазинах, в мастерских, в школе, на почте. Начинаю спрашивать отдельных детей:

-Где твоя мама работает? (или папа).

-Как называется? (завод, магазин).

-Где находятся?

-Что делает?

-Дети, а в селе взрослые, где работают? (на ферме, в поле).

-Правильно, в селе папы и мамы обрабатывают землю, ухаживают за животными, выращивают урожай.

-Кто был в деревне и видел, как трудятся на полях фермеры?

-Дети, мамы работают не только на производстве, но и дома. Что мама делает дома?

- Что мама делает на стиральной машине?

- Что мама делает на швейной машине?

- Что делает при помощи мясорубки?

- Ещё что делает мама? (готовит обед, убирает комнату).

- Ухаживает ли за вами мама?

- Как ухаживает?

- Дети, а вы помогаете своим мамам? Как?

- Да, дети, маме надо помогать. Потому что, Мама работает и на производстве и дома. Она убирает комнату, шьёт, гладит, стирает бельё, готовит обед.

- Ребята, вы скоро пойдёте в школу, будете большие, вам надо многое уметь.

Читаю стихотворение«Рабочие руки».

- Вот видите, дети, как многое вы должны уметь, чтобы помогать своим родителям.

- Ещё папы и мамы могут работать в булочных, столярных мастерских, могут быть шофёрами, лётчиками, строителями, инженерами,врачами.

- Ребята, труд, который приносит людям пользу, почётный и нужный.

- А кем вы хотите стать? Чем вы будете заниматься, когда станете большие?

Спрашиваю отдельных детей. Затем читаю стихотворение В. В Маяковского «Кем быть?»

Итог занятия:

- Дети, где могут работать папы и мамы?

- Что делает мама дома?

- Как вы должны помогать маме?

- Какой труд является почётным и нужным?

Еще какие могут быть беседы с детьми:

  • Какие вы знаете профессии.
  • Чем важны эти профессии?
  • Какую носят одежду люди разных профессий?
  • Какие технологии и орудия труда используют люди разных профессий?



Предварительный просмотр:

   Муха, Муха — Цокотуха,

                                               Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Всем известное произведение Корнея Ивановича Чуковского.

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Мое приоритетное направление в работе с дошкольниками «Финансовая грамотность». Перед тем, как пойти в этом направлении, я долго думала, как сделать процесс познание экономики интересным и доступным, как рассказать о мире финансов на понятном детям языке. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения финансовой грамотности, значительное место отводится сказке.

 Формирование экономических представлений у дошкольников посредством литературных произведений формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка поможет ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.

Тема моего мастер-класса: «Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников посредством сказок»

 Цель: познакомить педагогов с эффективными формами работы по формированию элементарных экономических представлений у дошкольников посредством сказок.

 Я предлагаю немного поиграть и выяснить вашу экономическую подготовленность.

 1 Игра «Экономические понятия».

 1. На товаре быть должна обязательно… цена

2. Все, что в жизни продается, одинаково зовется:

    И крупа и самовар называются … товар

3. Коль трудился круглый год, будет кругленьким… доход

4. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы… ссуду

5. Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой…конкурент

6. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в…банке

7. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… вклад

8. Приносить доходы стал в банке папин … капитал

9. И врачу, и акробату выдают за труд… зарплату

10. В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем… деньги

11. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… рекламы

 Молодцы, вы справились с этим заданием!

Эта игра направлена на закрепление экономических понятий у детей, а также на развитие внимания и, конечно, немного расслабляет. А мы продолжаем.

 2 Игра «Экономические качества» сказочных героев».

 В этой игре нам поможет волшебная монета.  Мы будем передавать ее друг другу, тот, кто получил монету, называет, какими «экономическими» качествами», обладает тот или иной сказочный герой.

Слайды с картинками

 Золушка – хозяйственность

Три поросенка - практичность

Кот в сапогах - предприимчивость

Старушка из сказки «Золотая рыбка» - жадность

Матроскин - бережливость

Лисичка со скалочкой – расчетливость

«Хаврошечка» - трудолюбие

Вы большие молодцы и с этой игрой вы справились отлично.

 

Такое задание знакомит и воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность.  Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.

 

 3. Конкурс «Быль и сказка»

Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте узнаем, для рекламы чего используются некоторые сказочные герои.

 Реклама 1.

 1. Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.

2. Это сказочная героиня маленькая девочка.

3. На своем пути она встречает хищного зверя.

4. Её путь лежит через лес. (красная шапочка)

             Реклама 2.  

1. Этот сказочный герой рекламирует ковры.

2. Этот сказочный герой имеет друга-джина.

3. Джин живет в лампе.

4. Герой имеет очень много приключений.

(Алладин)

  Реклама 3.

 1. Эти герои рекламируют молочные продукты.

2. У них есть свое хозяйство.

3. В деревне живут кот и пёс, а мальчик к ним часто с родителями     приезжает в гости.

4. Мальчик иногда им пишет письма, их приносит коту и псу почтальон.

          «Простоквашино»

 

Реклама 4.

1. Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.

2. Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.

3. Ее время правления – это зима.

4. Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких    ребят.          

(Снежная королева)

 

 Реклама 5.

1. Эта сказочная героиня рекламирует шампунь.

2. Это сказочная героиня - принцесса.

3. У этой героини длинные красивые волосы, имеющие лечебную силу.

 4. С помощью своих волос она выбралась из высокой башни.

«Рапунцель»

 

С помощью этого задания можно познакомить  детей с понятием «реклама», ее значением в мире экономики.  Для развития творческих способностей, фантазии, воображения можно предложить детям придумать свою рекламу со сказочным героем.

 

4. «Проблемные ситуации»

Особый интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить.

Ситуация № 1. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал хитрый ход. Скоро все товары раскупили.

 Вопрос: Что придумал Карабас-Барабас?

(зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине появилось объявление о скидках)

 Ситуация № 2. «Богатство Буратино».

Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон.

 Вопрос: А чтобы вы посоветовали Буратино? Почему?

 (положить деньги в банк. Это надежно и выгодно)

 

Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

 

5. «Русская сказка на экономический лад»

Одна из самых распространенны форм работы со сказкой - это пересказ. Вспомните русскую народную сказку «Репка».

«Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Стал дед репку из земли тянуть: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку …»

Пересказанная на экономический лад, она могла бы выглядеть так:

В одном домохозяйстве с ограниченными ресурсами было произведено материальное благо под названием репка. Процесс извлечения этого блага из земли оказался очень трудоемким: приходилось поэтапно привлекать дополнительное количество трудовых ресурсов …

 

Чтобы разбудить жар-птицу нашего творчества, попробуем дружно   пересказать на экономический лад русскую народную сказку "Колобок". Будем по цепочке говорить только одну фразу из сказки, используя как можно больше экономических терминов.

 

-   сложные экономические условия

-   натуральное хозяйство

-   доход

-   удовлетворение потребности в пище

-   услуга

-   труд

-   производство

-   производитель

-   товар

-   спрос

-   потенциальные потребители

-   самореклама

-   повышение цены

-   жестокие условия рынка

 

В сложных экономических условиях баба и дед вели натуральное хозяйство, имели очень малый доход и жили бедно. Для удовлетворения потребности в пище дед попросил бабу об услуге - испечь колобок. Баба вложила свой труд в производство колобка.
Колобок убежал от производителя и превратился в товар, на который имели спрос все потенциальные потребители. Благодаря саморекламе Колобок повысил себе цену, но жестокие условия рынка привели его в итоге к гибели.

 

 

Такие задания обогащают представления детей о мире экономических явлений, помогают закрепить знание терминов в ситуации поведения сказочных героев.

Уважаемые коллеги, на своем мастер-классе я познакомила вас лишь с некоторыми приемами работы со сказкой как средством формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста. Использование сказок дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развивать у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.

Я надеюсь, что предоставленная информация оказалась для Вас интересной, полезной, и главное, поможет   в   работе с детьми по формированию экономических представлений.

Уважаемые педагоги! Читайте детям сказки! Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. 

Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...