Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Талызина Галина Евгеньевна

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Актуальность

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Л. С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель Программы:

обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение двух лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общие задачи :

• Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

• Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.

• Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

• Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

• Увеличить объем внимания, памяти.

• Развивать речь.

• Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

• Сохранение здоровья.

Задачи для детей 5-6 лет:

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3. Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4. Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

5. Расширять знания и представления об окружающем мире.

6. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

Формы и методы работы

1. Дидактические игры и игровые упражнения.

2. Занимательные задания и игры-соревнования.

3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Календарно- тематический план занятий

с детьми 5-6 лет

Октябрь

п/п

Тема, цели Кол-во часов

Используемый материал для работы

1 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй, карандаш)

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. 1 Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

2 Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй, карандаш) 2 Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1

3 Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик)

Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. 1 Цветные карандаши, простой карандаш, камешки, раздаточный лист 2

4 Регулируем нажим на карандаш. (Дождик тише, дождик громче.)

Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, вверху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз, регулируя нажим на карандаш. 1 Цветные карандаши, простой карандаш, счетные палочки, раздаточный лист 2

5 Вырезаем ножницами. (Аппликации Дом для трех поросят)

Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги 1 Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3

6 Рисуем вертикальные линии. (Строим забор)

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них

1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №3

7 Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор)

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

1 Простые неотточенные карандаши, цветные карандаши,счетные палочки, раздаточный лист №4

8 Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке)

Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №5

Ноябрь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

1 Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6

2 Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. 1 Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный

3 Пунктирные линии (Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

1 Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8

4 Пунктирные линии (Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, развивать моторные умения и гибкость рук.

1 Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9

5 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для куклы)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу 1 Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10

6 Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №11

7 Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук

1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3

штуки, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №12

8 Штриховка наклонными линиями   (Учимся штриховать)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. 1 Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13

Декабрь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка. 1 Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14

2 Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие)

Учить рисовать волнистую линию, слева направо.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. 2 Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

3 Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15

4 Вырезание ножницами (Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданным линиям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

1 Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

5 Линии в различных направлениях

(Елочка - зеленая иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение

соблюдать направление линии.

1 Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

6 Вырезание ножницами (Волшебные ладошки (елка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук. 1 Плотная бумага (по размеру открытки, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей

7 Рисование и вырезание (Приглашение на праздник)

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник елки, самостоятельно использовать умение,

полученное в рисование и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

1 Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы

8 Рисование (Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

штриховки сверху вниз, слева на право. 1 Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист

Январь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Лепка (Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от прошедшего праздника, развивать у детей воображение умением передавать в лепке характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

1 Пластилин

2 Линии разных направлений (Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

3 Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные

(Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. 

Развивать зрительно-моторную координацию 1 Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

4 Спираль (Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать восприятие форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

2 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

5 Спираль (Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

6 Штриховка (Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать только в заданном направление, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линей, не сближать штрихи. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

Февраль

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Обрывание бумаги (Снеговик. Аппликация)

Развивать умение выполнять аппликацию способом

обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации. Развивать мелкую моторику рук.

1 Цветной картон, белые листы, клей, ножницы, карандаши, демонстрационный материал №21

2 Рисование полукругов (Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. 2 Горох, фасоль, листок в клетку, цветные карандаши, демонстрационный лист №22

3 Рисование полукругов (Цветы на лугу)

Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве. Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №23

4 Рисование круглой формы (Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета 1 Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №24

5 Рисование круглой формы (Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы (тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения 1 Фасоль, тарелочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №25

6 Рисование круглой формы

(Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы,

продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве

листа.

1 Горох, фасоль, цветные

карандаши, демонстрационный

лист №26

7 Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация)

Формировать умение детей выполнять аппликацию,используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам. 1 Цветной картон и бумага,

ножницы, клей, демонстрационный №27

8 Рисование круглой формы

(Платье для куклы)

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья. 1 Прищепки по 2 шт. на каждого,

трафарет платья, цветные карандаши

Март

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Вырезание ножницами

(Цветы для мамы (аппликация)

Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать ручную умелость.

1 Цветная бумага и картон, клей,

карандаши цветные, ножницы,

демонстрационный материал

№28

2 Линии разных видов

(Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые,

пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию 1 Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29

3 Раскрашивание

(Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура 1 Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30

4 Волнистая линия

(Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве 1 Мячи, тонкие шнурки, цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный листы №31

5 Графические узоры

(Узоры на коврике)

Продолжать формировать умение

ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно

рисовать графические узоры по образцу. Развивать

зрительно-моторную координацию. 1 Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32

6 Рисование

(Весна, ручейки, солнце ярко светит)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в

рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях 1 Мячи резиновые маленькие, на

каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал №33

7 Штрихуем разными способами

Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34

8 Лепка

(Мои любимые игрушки)

Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно

выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук. 1 Пластилин, демонстрационный материал

Апрель

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Учимся писать цифры (цифра 1)

Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога,закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право,сверху вниз, верхний левый угол. 1 Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

2 Учимся писать цифры

(Цифра 2)

Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога,закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать

слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша. 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

3 Учимся писать цифры

(Цифра 3)

Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога,закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

1 Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

4 Учимся писать цифры

(Цифра 4)

Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога,закрепить понятия пространственных ориентации: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. 1 Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

5 Учимся писать цифры

(Цифра 5)

Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

6 Учимся писать цифры

(Цифра 6)

Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела

1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

7 Учимся писать цифры

(Цифра 7)

Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за

правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки 1 Фасоль, каштан 2 шт. на кадого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

8 Учимся писать цифры

(Цифра 8)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо моторные навыки. 1 Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

Май

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Учимся писать цифры

(Цифра 9)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки.

1 Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

2 Учимся писать цифры

(Цифра 10)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентации. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графомоторные навыки 1 Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

3 Дорисование

(Путешествие божий коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентации: с право на лево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева на право, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

1 Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал № 35

4 Линии разных видов

(Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

1

5

Рисование по точкам

(Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей

обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

1

Каштаны по 2 шт. на каждого,

цветные карандаши,

демонстрационный материал №37

6 Штриховка

(Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. 1 Прищепки по 2 шт. на каждого,

простые карандаши.

7 Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать)

Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. 2 Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.

8 Рисование по замыслу

(Вот как мы умеем рисовать (продолжение) Каштан, цветные карандаши.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы по подготовки руки к письму для старшего дошкольного возраста

Борисова Ольга Викторовна
Программа кружковой работы по подготовки руки к письму для старшего дошкольного возраста

Актуальность

«История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы» ,- считал известный русский психолог Лев Семёнович Выготский.

Письмо- это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Цель Программы:

обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение двух лет, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общие задачи :

• Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.

• Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.

• Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.

• Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).

• Увеличить объем внимания, памяти.

• Развивать речь.

• Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.

• Сохранение здоровья.

Задачи для детей 5-6 лет:

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тактильной чувствительности, упражнять в координации движений с речью.

2. Формировать нажим руки, совершенствовать графические умения и навыки в заданиях на штриховку и рисования предметов по клеткам.

3. Развивать пространственную координацию, конструктивные навыки, умение выполнять задания по словесной инструкции.

4. Способствовать развитию зрительно-пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

5. Расширять знания и представления об окружающем мире.

6. Воспитывать организованность, усидчивость и аккуратность в работе.

Формы и методы работы

1. Дидактические игры и игровые упражнения.

2. Занимательные задания и игры-соревнования.

3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

Календарно- тематический план занятий

с детьми 5-6 лет

Октябрь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Знакомимся с правилами при письме (Здравствуй, карандаш)

Познакомить детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильная посадка, положение листа. Развивать внимание, слуховое восприятие, двигательную активность гибкость пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки. Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

2 Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

(Здравствуй, карандаш)  Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист № 1.

3 Рисуем вертикальные линии. (Веселый дождик) Формировать пространственную ориентацию на листе бумаги, умение правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги. Цветные карандаши, простой карандаш, камешки, раздаточный лист № 2.

4 Регулируем нажим на карандаш. (Дождик тише, дождик громче.)

Продолжать учить правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, вверху, внизу) Учить проводить линии сверху вниз, регулируя нажим на карандаш. Цветные карандаши, простой карандаш, счетные палочки, раздаточный лист № 2.

5 Вырезаем ножницами. (Аппликация «Дом для трех поросят») Развивать у детей мелкую моторику рук, умение пользоваться ножницами, резать строго по линии, умение ориентироваться на листе бумаги Цветная бумага, клей, ножницы, демонстрационный лист, раздаточный лист №3.

6 Рисуем вертикальные линии. (Строим забор)

Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них. Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №3.

7 Регулируем нажим на карандаш (Разукрашиваем забор)

Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки. Простые неотточенные карандаши, цветные карандаши, счетные палочки, раздаточный лист №4.

8 Раскрашиваем рисунок (Цыплята гуляют на лужайке)

Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева направо в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша. Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист №5.

Ноябрь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Горизонтальные линии (Учимся рисовать дорожку)

Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии посередине, слева направо, не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук. Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №6.

2 Горизонтальные линии (Дорожки для автомобилей)

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки. Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №7.

3 Пунктирные линии (Чудесный платочек)

Познакомить с пунктирной линией, учить правильно её рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе. Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №8.

4 Пунктирные линии (Украсим платочек)

Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно, развивать моторные умения и гибкость рук. Прищепки по 2 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист №9.

5 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (Расчески для кукол)

Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу Карандаши неотточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №10.

6 Штриховка горизонтальными линиями (Учимся штриховать)

Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики. Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №11.

7 Штриховка вертикальными линиями (Учимся штриховать)

Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук. Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №12.

8 Штриховка наклонными линиями   (Учимся штриховать)

Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии. Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист №13.

Декабрь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Рисование по точкам

(Учимся рисовать по точкам)

Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист №14.

2 Волнистая линия (Волны большие, волны маленькие)

Учить рисовать волнистую линию, слева направо.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию. 2 Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист №15.

3 Волнистая линия

(Волны большие, волны маленькие)

Закрепить умение рисовать волнистые линии, закрашивать рисунок в пределах контура

Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационный лист №15.

4 Вырезание ножницами (Резные снежинки)

Формировать умение вырезать по заданным линиям, развивать зрительно-моторную координацию, двигательную активность пальцев

Белый лист, ножницы, карандаш простой, счетные палочки, демонстрационный материал

5 Линии в различных направлениях (Ёлочка - зелёная иголочка)

Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии.

Счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №16

Цветная и белая бумага, ножницы, клей

6 Вырезание ножницами (Волшебные ладошки (ёлка))

Учить детей вырезать по сложной линии контура собственной ладони. Развивать глазомер, двигательную активность пальцев рук.

 Плотная бумага (по размеру открытки, цветная бумага, краски, кисти, ножницы, клей.

7 Рисование и вырезание (Приглашение на праздник)

Воспитывать у детей положительное отношение к окружающим, желание пригласить их на праздник ёлки, самостоятельно использовать умения, полученные в рисовании и аппликации. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию

Цветные карандаши, краски, альбомный лист, демонстрационные листы

8 Рисование (Ах, ты зимушка-зима)

Учить детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы

штриховки сверху вниз, слева направо. Карандаши, фломастеры, альбомный лист, демонстрационный лист.

Январь

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Лепка (Кто приходил к нам на праздник)

Вызвать у детей эмоциональный отклик от прошедшего праздника, развивать у детей воображение умением передавать в лепке характерные фигурки персонажей: зверей, сказочных героев.

Пластилин

2 Линии разных направлений (Мороз рисует узоры на стекле)

Развивать воображение, зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №16

3 Линии разных видов: горизонтальные, вертикальные, волнистые, пунктирные (Украсим рукавички)

Закрепить умение проводить линии разных видов: вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. 

Развивать зрительно-моторную координацию

Лист фольги, 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №17

4 Спираль (Волшебный клубочек)

Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать восприятие форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №18

5 Спираль (Волшебный клубочек)

Продолжать формировать умение самостоятельно рисовать клубочки на свободном пространстве листа.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №19

6 Штриховка (Заштрихуй рисунок)

Продолжать формировать умение штриховать только в заданном направление, не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линей, не сближать штрихи. Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №20

Февраль

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Обрывание бумаги (Снеговик. Аппликация)

Развивать умение выполнять аппликацию способом

обрывания, аккуратно наклевать элементы аппликации. Развивать мелкую моторику рук.

Цветной картон, белые листы, клей, ножницы, карандаши, демонстрационный материал №21

2 Рисование полукругов (Цветы на лугу)

Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. Горох, фасоль, листок в клетку, цветные карандаши, демонстрационный лист №22

3 Рисование полукругов (Цветы на лугу)

Продолжать учить детей рисовать лепестки цветов полукруглой формы. Вначале по образцу, а затем самостоятельно. Развивать воображение, умение ориентироваться в пространстве. Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №23

4 Рисование круглой формы (Угощение для друзей)

Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета.

 Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №24

5 Рисование круглой формы (Угощение на тарелочках)

Продолжать учить рисовать предметы круглой формы (тарелочки). Самостоятельно дорисовывать «тарелочки» вокруг угощения.

 Фасоль, тарелочки, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №25

6 Рисование круглой формы (Рисуем веселого снеговика)

Закрепить умение рисовать предметы круглой формы, продолжать формировать зрительно-моторную координацию, умение ориентироваться в пространстве листа.

1 Горох, фасоль, цветные карандаши, демонстрационный лист №26

7 Вырезание ножницами

(Открытка для папы (аппликация)

Формировать умение детей выполнять аппликацию, используя навыки вырезания: круглых форм из квадратов, овальных из прямоугольников. Вырезать и наклеивать силуэты танков, самолетов, кораблей по готовым формам.

Цветной картон и бумага,

ножницы, клей, демонстрационный №27

8 Рисование круглой формы (Платье для куклы)

Учить самостоятельно рисовать колечки, кружки разных размеров украшая ими вырезанный силуэт платья. Прищепки по 2 шт. на каждого, трафарет платья, цветные карандаши.

Март

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Вырезание ножницами (Цветы для мамы (аппликация)

Развивать у детей эстетическое восприятие, вырезать лепестки круглой формы из бумаги сложенной несколько раз. Развивать моторику рук.

Цветная бумага и картон, клей,

карандаши цветные, ножницы, демонстрационный материал №28.

2 Линии разных видов

(Украсим шапочки)

Закрепить умение проводить линии разных видов (вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные). Развивать зрительно-моторную координацию.

Лист фольги 1 на каждого, силуэты шапочек, цветные карандаши, демонстрационный лист, раздаточный лист №29.

3 Раскрашивание (Села птичка на окошко)

Продолжать формировать умение обводить рисунки точно по линиям. Правильно держать карандаш, раскрашивать в пределах контура 1 Цветные карандаши, мечи, демонстрационный, раздаточный лист №30.

4 Волнистая линия (Кораблик качается на волнах)

Закрепить умение рисовать волнистую линию.

Раскрашивать в пределах контура. Умение ориентироваться в пространстве.

Мячи, тонкие шнурки, цветные

карандаши, демонстрационный и раздаточный листы №31.

5 Графические узоры (Узоры на коврике)

Продолжать формировать умение ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно рисовать графические узоры по образцу. Развивать зрительно-моторную координацию.

Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №32.

6 Рисование (Весна, ручейки, солнце ярко светит)

Воспитывать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передавать ее в рисунке, располагать рисунок на широком пространстве листа, закрепить умение проводить линии в разных направлениях.

Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и раздаточный материал №33.

7 Штрихуем разными способами

Продолжать формировать умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными,

волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними. Карандаши, лист фольги, демонстрационный, раздаточный материал №34.

8 Лепка (Мои любимые игрушки)

Развивать у детей эмоциональное отношение к образу, вызывать стремление самостоятельно выбрать любимый персонаж и передать его характерные признаки, используя знакомые приемы лепки, развивать мелкую моторику рук.

 Пластилин, демонстрационный материал.

Апрель

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Учимся писать цифры (Цифра 1)

Познакомит детей с тетрадью в клетку. Учить писать цифру 1. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций: слева направо, сверху вниз, верхний левый угол. Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

2 Учимся писать цифры (Цифра 2)

Учить писать цифру 2. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций: слева направо, сверху вниз, верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

3 Учимся писать цифры

(Цифра 3)

Учить писать цифру 3. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Развивать слуховое восприятие, следить за правильным хватом карандаша.

Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

4 Учимся писать цифры (Цифра 4)

Учить писать цифру 4. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций: слева на право, сверху вниз, верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

 Счетные палочки, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

5 Учимся писать цифры (Цифра 5)

Учить писать 5. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать

внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал.

6 Учимся писать цифры (Цифра 6)

Учить писать 6. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела.

Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

7 Учимся писать цифры (Цифра 7)

Учить писать 7. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела. Совершенствовать двигательные функции руки.

 Фасоль, каштан 2 шт. на каждого, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал.

8 Учимся писать цифры (Цифра 8)

Учить писать 8. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша. Совершенствовать графо-моторные навыки. Пластилин, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал.

Май

№ п/п Тема, цели Кол-во часов Используемый материал для работы

1 Учимся писать цифры (Цифра 9)

Учить писать 9. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графо-моторные навыки.

1 Горох, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

2 Учимся писать цифры (Цифра 10)

Учить писать 10. Согласовывать свои действия с инструкциями педагога, закрепить понятия пространственных ориентаций. Развивать внимание, сосредоточенность, следить за правильным положением тела, карандаша.

Совершенствовать графо-моторные навыки.

Счетные палочки, фасоль, тетрадь в клетку, простые карандаши, демонстрационный материал

3 Дорисовывание (Путешествие божьей коровки)

Закрепить понятие пространственных ориентации: справа налево, правый верхний и левый нижний углы, сверху вниз, слева направо, наклонные линии. Развивать умение дорисовывать и располагать изображение на всем листе бумаги, раскрашивать аккуратно в пределах контура рисунка.

Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные

карандаши, демонстрационный и

раздаточный материал № 35.

4 Линии разных видов (Сказочные цветы)

Закрепить умение рисовать линии разного вида: прямые, пунктирные, волнистые, спиралевидные, в разных направлениях. Развивать воображение.

5 Рисование по точкам (Чудная картина)

Продолжать совершенствовать умение детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, раскрашивать рисунок аккуратно, соотносить направление штрихов с формой рисунка. Формировать зрительно-моторную координацию.

Каштаны по 2 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный материал №37.

6 Штриховка (Вот как мы умеем штриховать)

Закрепить умение детей заштриховывать фигуры разными способами: горизонтальными, вертикальными, наклонными, волнистыми линиями, не выходя за контуры рисунка, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними.

Прищепки по 2 шт. на каждого, простые карандаши.

7 Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать)

Закрепить умение детей самостоятельно выбирать содержание рисунка, располагать предметы, передавать не сложный сюжет, аккуратно закрашивать, используя приемы штриховки сверху вниз, слева на право. 2 Демонстрационный материал, каштан, цветные карандаши, альбомный лист.

8 Рисование по замыслу (Вот как мы умеем рисовать (продолжение) 

Каштан, цветные карандаши.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей «Организация графической деятельности и подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста».

В данной работе предлагаются рекомендации для родителей и воспитателей по организации графической деятельности детей. Целью данной консультации является знакомство с упражнениями и играми дл...

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Программа работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаОрлова Ольга Викторовна Актуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того...

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возраста

Методическая разработка программы работы кружка по подготовке руки к письму для старшего дошкольного возрастаАктуальность«История письма ребенка начинается значительно раньше того моме...

Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)

Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...