НОД по формированию функциональной грамотности в подготовительной группе на тему: «Разговор о театре»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

создать условия для осмысления, осознания информации о театре, как средство  художественно-эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razgovor_o_teatre.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад «Солнышко» п. Знаменский  Ивантеевского района Саратовской области»

НОД по формированию

функциональной грамотности в подготовительной группе

на тему:

 «Разговор о театре»

Составитель: воспитатель

первой квалификационной категории

Попова Л.Н.

2022г.

НОД по формированию

функциональной грамотности в подготовительной группе

на тему: «Разговор о театре»

Триединая дидактическая цель занятия состоит из:

а) познавательного аспекта

б) развивающего

в) воспитательного.

Познавательный аспект — создать условия для осмысления, осознания информации о театре, как средстве художественно — эстетического воспитания.

Развивающий аспект — создать условия для развития интонационной выразительности у детей через мимику, жесты, театрализованную деятельность;

для развития творческого самовыражения в театрализации;

для развития коммуникативной компетентности.

Воспитательный аспект — способствовать воспитанию у детей таких качеств, как умение перевоплощаться, умение договариваться в группе, прислушиваться к мнению других, совместно добиваться поставленной цели.

Структура занятия:

1) Вызов — актуализация субъектного опыта (в первой части занятия вспоминают всё, что знают о театре).

2) Осмысление и размышление — систематизация и обобщение знаний

 (в театрализованной части, в части ознакомления с правилами поведения в театре).

3) Рефлексия — осознание себя в деятельности, обобщение чувств, ощущений (в конце занятия).

Методы:

  1. по источникам знаний:

словесные, наглядные, практические.

  1.  по степени взаимодействия воспитателя и детей:

беседа, самостоятельная работа детей.

  1. по характеру познавательной деятельности:

частично-поисковый, репродуктивный.

  1. по принципу расчленения или соединения знаний:

аналитические, обобщающие.

  1. по характеру движения мысли от незнания к знанию:

интерактивный.

 Приёмы по технологии развития критического мышления:

1 .ЗУХ (трёхчастный дневник) — «знаю»  (наблюдается в вызове),

«узнал» - в знакомстве с правилами поведения в театре,

«хочу узнать» - в рефлексии.

2. для интонационной выразительности — театрализованная деятельность, игровые приёмы с кубиком, веером, с иллюстрациями сказочных персонажей.

Приёмы для активизации познавательной деятельности:

  • заполнение чаши бусинками — «знаниями»;
  • правила поведения в театре в стихах;

Приёмы для заинтересованности детей:

  • билеты в театр
  • игровой — «Найди пару к сказке».

Приёмы для формирования интонационной выразительности:

  • инсценировка сказки;
  • пантомимические изображения сказочного героя из сказки:
  • чтение стихов.
  • Игровые приёмы — «мимический кубик» , интонационный веер.

Раздаточный материал:

  • одноразовые тарелки, разделённые на три части (трёхчастный дневник) тарелочки с бусинками;
  • картинки для заполнения трёхчастного дневника;
  • билеты для входа.

Часть занятия

Методы и приемы

Содержание  работы

Вводная часть

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как и где ваши родители могут отдохнуть после работы?

(Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Скажите, как вы проводите свой выходной день? Куда можно сходить с родителями, бабушками, дедушками в выходной день?

(ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите на презентацию. Я вам покажу места, где можно проводить выходной день.

(показываю на презентации картинки – Слайд 2)

Верно, на последней картинке вы видите зрительный зал театра. Мы с вами уже говорили о театре. Сегодня мне хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Вы знаете, что вход в театр возможен по билетам, которые покупают в кассе театра. Сейчас вы подойдете к кассе  и купите  билеты, согласно которым вы займёте свои места за столами, как в театре, соответственно своему номеру билета. За каждым столом 4 места.

(На столах прикреплены номера, дети занимают места за столами, таким образом, они делятся на группы).

Основная часть

«знаю»  (наблюдается в вызове),

«узнал» - в знакомство с правилами поведения в театре

«Мимический веер».

«Мимический кубик».

Драматизация сказок

Воспитатель: Все заняли свои места. Что -  то вы уже знаете о театре, что - то узнаете ещё сегодня. У меня на столе стоит пустая ваза, которую мы сегодня будем наполнять знаниями о театре. У вас на столах стоят чашечки , по мере того, как будут пополняться ваши знания о театре, вы будете наполнять, хрусталиками пустую чашу. За каждый правильный ответ,  один хрусталик.

На каждом столе стоят одноразовые тарелочки, разделённые на три части с условными обозначениями (+, -, ?) - такой трёхчастный дневник, который вы будете заполнять картинками, которые лежат на разносах.

Работать вы будете в группах.

Дети, постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Посовещайтесь с соседом и выберите те картинки о театре, что о нём вам уже известно, и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак (+). Когда вы заполните этот раздел тарелочки и будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.

Ваши ответы я буду показывать на презентации. Раздел тарелочки, где стоит знак (-), будем заполнять, когда вы что — то узнаете новое о театре.

А раздел, где стоит (?) если вам еще что — то захочется узнать о театре.

(Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности).

Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы.

(Дети рассказывают, что они знают о театре – там есть сцена, зрительный зал, продают билеты, выступают артисты и т.д.)

 За каждый правильный ответ кладут хрусталик в пустую вазу. (Слайд 3)

Воспитатель: Давайте, теперь вспомним о том, какие театры вы знаете? Также за каждый правильный ответ вы кладёте бусинку, в пустую вазу. Чтобы вам было легче вспоминать, я буду показывать картинки на слайдах. (Слайд 4)

(Картинки кукольного театра, театра оперы, балета, драматического, настольного театра, пальчикового театра).

Воспитатель:   хочу вас познакомить с правилами поведения в театре.

(Слайд 11,12, 13.14, 15)

Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточку с буквой «П» - это означает правила. И положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак (-). Это то, что вы узнали сегодня на занятии. Надо пополнить смайликами вазу.

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Мимический веер». На презентации я вам показываю выражение лица, с которым надо произнести фразу «У нас гости».  (Испуганно, радостно, сердито и т.д.)

 (слайд 7,8,9,10)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик». У меня в руках кубик, на сторонах которого изображены различные фрукты и овощи. Нужно на лице изобразить его вкус выпавшего фрукта или овоща (кислый, горький, сладкий, кислый) (слайд 5)

Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов.

(В группе в разных местах организованы театры)

И так, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано два театра. У каждого театра висит вывеска соответствующего цвета. Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

1. театр юного зрителя.

2. пальчиковый театр.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

Артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Красная шапочка», а артистам пальчикового театра – фрагмент сказки «Заюшкина изушка».

Все дети выходят на ковёр.

«КРАСНАЯ ШАПОЧКА-НА НОВЫЙ ЛАД»

Сказочница:

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.(слайд)

Звучит сказочная музыка .

 Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут.

Красной Шапочкой зовут

Красная шапочка.

 Иду я по тропинке, иду я через лес!

Как много здесь красивого, как много здесь чудес!

Послушаю кукушку и дальше побегу

Гостинцы милой бабушке в корзинке я несу.

Сказочница:

С неба радуга-дуга опустилась на луга

 В лесу солнышко играет, оживилось все кругом,
    И цветы в росе сияют тихим ласковым огнем.

(Красная шапочка идет, любуется цветами)

 Красная шапочка:  Цветы цветут – их море, Красивее их нет. Могу я бабушке своей  собрать большой букет.(рвет цветы  и оставляет корзину)

(Из-за ширмы выглядывает волк, потирает руки ,за ней крадется)

Волк:

Ха- ха - ха – ха- ха- ха,
До чего она глупа.
Сейчас ее поймаю,
До смерти напугаю.
Ох, зачесались руки,
Я весь чешусь от скуки!

Волк: ой, что-то я притомился. Какая красивая поляна, и пенёк, как раз для меня. Да и растяпа эта корзинку свою оставила.  Пожалуй, я посижу и пирожок скушаю.

Волк:

Зачем вся эта красота?

Ой, закружилась голова!

Щекочет уши, нос,

Чешусь я весь, как пес!

Аллергия на цветы небывалой красоты!(топчет и рвет цветы)

Волк:

Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой
Девчонку я поймаю,
Хоть не съем, но напугаю! (убегает)

Зайцы.

Слышал братец? Это слишком?

Осмелел совсем волчишко.

Девочку задумал съесть.

Там в лесу полянка есть

Побежим туда скорей

Соберем своих друзей.

Красная Шапочка идет по дорожке, за ней крадется волк.

Волк: Куда спешишь, девчушка?

Красная Шапочка: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся.

Красная Шапочка: Вон там, вон ходят гуси.

Волк: Так ты идешь не тем путем

Дорога та надежней.

Красная Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет.

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует.(музыка)

Сказочница:

 Ах как хитер коварный волк

так обманул бедняжку.

 А сам другим путем пошел.

Как за бабулю страшно.

Сказка на новый лад «Заюшкина избушка»

Ведущий:

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

«Заюшкина  избушка» на новый лад, нам покажут наши дети

На поляне, на лесной -
2 избушки под сосной.
Лисий домик – ледяной,
А у Зайки – лубяной.
Лиса:
Наступила вдруг весна,
И мне стало не до сна.
Домик мой ледяной
Стал водичкой снеговой.
Зайчик, зайчик, помоги,
В дом меня к себе впусти.
Зайчик:
Ах, лисичка, ах, краса!
Вижу, у тебя беда.
Я готов помочь всегда.
В домик ты заходи,
У меня поживи.
(Лиса заходит в дом, садится рядом с зайчиком).
Лиса:
А ну, заяц, уходи!
Тесно нам с тобою жить.
Я хочу одна тут быть!
Зайчик:
Ох, беда! Ох, беда!
Меня выгнала лиса.
( Зайчик садится на пенёк, плачет, появляется медведь).

Медведь.
Я всю зиму без тревоги
Крепко спал в своей берлоге.
Вышел я теперь наружу:
Солнце светит, везде лужи.
Тает снег, пришла весна.
Зайчик, зайчик, что ты плачешь?
И не прыгаешь, не скачешь?
Что случилось-то, дружок?
Жалко, что сошёл снежок?

Заяц:

Ох, беда! Ох, беда!
Меня выгнала лиса.

Медведь:
Уходи скорей, лиса,
Ты за горы и леса!
Я добром прошу пока,
А не то намну бока!
Лиса:
Вот как спрыгну я с печи
И скажу тебе: «Молчи»!
Не боюсь тебя, Мишутка,
И прощаю тебе шутку.
Убирайся сам скорей,
Не то не соберёшь костей!
Медведь:
Ох, и грозная лисица,
А ведь может всё случиться.
Не могу тебе помочь.
Не прогнать Лису мне прочь.
(Медведь уходит, появляется Петушок).
Петух:
Я петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами.
На плече коса,
Уходи, лиса!
Лиса:
Я – отважная Лисица,
Но мне что-то не сидится
В доме зайки на печи.
Петя, Петя не кричи.
Ухожу из дома вон,
Ты не поднимай трезвон.

Петух:

Слабым надо помогать, малышей не обижать.

Заяц:

Ай да, Петя молодец!
(Лиса убегает, выходят все герои сказки).

Вот и сказочке конец!

Воспитатель: Вы убедились в том, что артистом стать нелегко. Для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие — либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться.

Заключительная часть

Рефлексия    

Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

(Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие вопросы): Хотели бы вы узнать, как устроен театр изнутри?

Как называются места в зале, на балконе?

Кто первый создал театр?

Какие театры есть в нашем городе?

Как стать артистом?

Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре.

 Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою». И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.

(На доске вывешены персонажи сказочных героев).

Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи  подобраны, верно, то открывается слово «МОЛОДЦЫ!»

Скажите, а на что бы вы хотели потратить наши деньги, наш первоначальный капитал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему "Экономика в сказке"

Открытое мероприятие по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему "Экономика в сказке"...

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе По теме: «Разговор о театре» посвященного Дню театра

Непосредственно-образовательной деятельностив средней группеПо теме:«Разговор о театре»посвященного Дню театра...

конспект по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Денежные истории"

Данный конспект по финансовой грамотности для дошкольников....

Конспект занятия (ООД) по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Проказы Бабы-Яги"

Конспект занятия (ООД) по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Проказы Бабы-Яги"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме "Разговор о маме".

-воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;-развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чу...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: "Разговор о маме" (речевое развитие)

Цель: повысить социальную значимость материнства, показать значимый для ребенка образ мамы.Образовательные задачи:-формировать у детей навыки слушательской культуры; расширять и активизировать словарь...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Разговор о маме"

Познакомить детей с общественным праздником «День матери»; развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту; умение рассматривать произведения художников....