Пальчиковая гимнастика "Весна"
методическая разработка (средняя группа)

Бенюх Виктория Викторовна

Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо

***

Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.

Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.

В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.

*** Н. Нищева

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке. Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек. И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе. Е. Г. Карельская

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна».

Рука является вышедшим

наружу головным мозгом. И. Кант

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.

Капают капели.

Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.

И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.

***

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

***

Вырос цветок на весенней полянке, Неплотно соединяют ладони

Нежную голову робко поднял. Поднимают руки перед собой

Ветер подул - он качнулся неловко, Покачивают ладонями перед собой

Вперед и назад, налево, направо Вперед и назад, налево, направо

***

Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»

Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.

Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.

В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.

*** Н. Нищева

С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке. Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе. Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек. И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе. Е. Г. Карельская

***

Шаловливые сосульки Собрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз. Положить руки на колени.

Шаловливые сосульки Покрутить кистями рук.

Посмотрели вниз. Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами.

Стали каплями кидаться. Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Ю. Клюшников

***

Посадили зернышко, Нажать на центр ладони пальчиком

Выглянуло солнышко. Кисти сжимаем и разжимаем по очереди

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! Ладони вместе, руки двигаются вверх

Появляются листочки, Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно

Распускаются цветочки. Кисти разжимаем по очереди.

*** Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Выполняем руками волнообразные движения

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из под старой травки

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

Уже глядит цветок.

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. Раскрылся колокольчик

Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.

   Загадки про весну.

***
Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
— весна —

***
Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт.
— весна —

***
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …
— весна —

***
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …
— весна —

***
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
— весна —

***
Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
— весна —

***
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
— весна —

***
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
— весна —

***
Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
— зима и весна —

***
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
— весна —

***
Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
— весной —

***
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
— весна —

***
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
— Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
— Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – …
— весна —

***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
— ручеек —

***
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый…
— Ручей —

***
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня.
— Ручей —

***
За окном звенит она
И поет: «Пришла весна!
И холодные сосульки
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши:
«Шлеп-шлеп-шлеп!»
Это маленький потоп.
— Капель —

***
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?
— дождь —

***
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …
— скворечник —

***
Я сегодня не проказник,
Потому что мамин праздник.
Рисовал я ей букет.
Мне уже почти пять лет!
И прибраться мне не лень.
Угадайте, что за день?
Он приходит каждый год,
За собой весну ведет.
— 8 марта, Международный женский день —

***
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры.
— береза —

***
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!
— Перелетные птицы —

***
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
— гнездо —

Загадки про весенние месяцы

***
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
— март —

***
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
— Заглянул к нам месяц …
— март —

***
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
— Снег пугает, шалунишка:
Только ступит – стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот – …
— март —

***
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
“Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!”
Далеко слышна свирель.
Это будит всех …
— апрель —

***
Под окном чечетку бьет
Бойкая капель.
Значит, в гости к нам  опять
Заглянул…
— Апрель —

***
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель-
В гости к нам пришел…
— Апрель —

***
В ночь – мороз,
С утра – капель,
Значит, на дворе …
— апрель —

***
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что это за месяц?
— Май —

***
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
— Нас теплом встречает…
— май —

***
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
— май —

***
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся – всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
“Ландыш мой, благоухай!”
— Повелел весёлый …
— май —

***
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
— май —

Загадки про весенние цветы

***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
— подснежник —

***

Из-под снега расцветает.
Раньше всех весну встречает.
— подснежник —

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
— подснежник —

***
Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился.
— подснежник —

***
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
— подснежник —

***
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
— одуванчик —

***
Белые горошки
На зелёной ножке.
— ландыш —

***
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках …
— мимоза —

***
Он – цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам …
— нарцисс —

***
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут …
— тюльпаны —

                                                         Стихи про весну!

Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.


Тепло на солнышке. Весна
Берет свои права.
В реке местами глубь ясна,
На дне видна трава.


Динь! Дон!Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, кyрицy, кота?
И по какому поводу?
Идёт Весна По городу!


Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…


Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки…
И тают сосульки – веселые льдинки.

Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!


По весне набухли почки
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена –
Сколько носиков зеленых!

На деревьях –
Ты взгляни, -
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.

"Дзинь-дзинь-дзинь", -
Поют капели.
"Ля-ля-ля", -
поет скворец.
Дзинь-ля-ля!
На самом деле
Наступил
Зиме конец!

Всю зиму
Белый снег
Белел,
А в марте
Взял и почернел.

Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.

Распустился ландыш в мае
В самый праздник - в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень

Весной, на деревьях, ты посмотри:
Там, где были почки,
Как зеленые огни,
Вспыхнули листочки.
Апрель

Картотека прогулок в апреле

Прогулка 1

Наблюдение «Кругом вода» - показать детям разнообразные действия с талым снегом.

Подвижная игра «Через ручеёк» - развивать ловкость, чувство равновесия, глазомер.

Дидактическая игра «Маленькие и большие ручейки» - учить различать ручейки по размеру.

Труд. Собираем веточки – воспитывать желание выполнять поручения. Пускаем веточки по воде, наблюдаем, тонут или плывут.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Дом».

Прогулка 2

Наблюдение за почками на деревьях – привлекать детей к наблюдениям за объектами живой природы, воспитывать бережное отношение к деревьям.

Подвижная игра «Паровозик» - учить двигаться в разном темпе, менять направление, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Дидактическая игра «Угадай, что делать» - развивать умение переключать слуховое внимание, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. 

Труд. Подметём в беседке – выполнение простейших поручений.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Заяц Егорка»

Прогулка 3

Наблюдение за работой дворника – воспитывать интерес к труду взрослых, активизировать употребление в речи глаголов.

Подвижная игра «Через ручеёк» – прыжки на двух ногах.

Дидактическая игра «Овощной магазин» - учить называть овощи правильно.

Труд. Уберём ветки на участке – поддерживать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Вспомнить потешку «Пошёл котик на торжок».

Прогулка 4

Наблюдение за ветром – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, способствовать развитию игровой деятельности, двигательной активности посредством игр с султанчиками.

Подвижная игра «Зайка серенький сидит» - учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Дидактическая игра «Один – много» - закреплять умение различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке – привлекать к выполнению трудовых поручений.

Индивидуальная работа. «Поймай мяч» - упражнять в ловле мяча.

Прогулка 5

Наблюдение за самолётом в небе – формировать интерес к окружающему миру, рассказать детям о профессии лётчика.

Подвижная игра «Самолёты»  – упражнять в выполнении движений по сигналу.

Дидактическая игра «Кто и где?» - учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого.

Труд. Помогаем дворнику – воспитывать желание помогать взрослым.

Индивидуальная работа. Прыжки через линию.

Прогулка 6

Наблюдение за дождём – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, знакомить с доступными явлениями природы.

Подвижная игра «Пузырь» - учить выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять умение становиться в круг.

Дидактическая игра «Большие и маленькие» - формировать умение различать предметы по размеру.

Труд. Подмести в беседке – воспитывать желание поддерживать чистоту в беседке.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

Прогулка 7

Наблюдение за погодой – формировать представления о весенних изменениях в природе, воспитывать интерес к окружающему.

Подвижная игра «Лохматый пёс» - учить действовать по сигналу, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Длинные и короткие палочки» – учить различать палочки по длине.

Труд. Соберём палочки – выполнение поручений.

Индивидуальная работа. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик».

Прогулка 8

Наблюдение за ветром – формировать интерес к наблюдениям за природными явлениями.

Подвижная игра «Ножки – ножки» – учить действовать согласно тексту.

Дидактическая игра «Большие и маленькие ведёрки» - учить различать размер предметов.

Труд. Кормление птиц – поддерживать желание заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение А.Бродского «Солнечные зайчики»

Прогулка 9

Наблюдение за таянием снега – привлекать детей к наблюдениям за доступными явлениями природы, развивать мышление, речь.

Подвижная игра «У медведя во бору» - развивать интерес к русским народным играм, учить действовать по сигналу.

Дидактическая игра «На нашем участке» - учить ориентироваться на участке детского сада, называть правильно знакомые предметы.

Труд. Подмести центральную дорожку – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Повторить потешку «Большие ноги шли по дороге».

Прогулка 10

Наблюдение за птицами – обратить внимание детей на изменение поведения птиц: радостно щебечут, летают стайкой, греются на солнышке – формировать интерес к наблюдениям за птицами, отметить изменения, происходящие в природе, связанные с весной.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках» - учит бегать в разных направлениях, убегать в гнёздышки по сигналу.

Дидактическая игра «Узнай наощупь» - учить определять предметы наощупь, развивать тактильные ощущения, речь.

Труд. Сбор веточек – привлекать детей к совместному труду.

Индивидуальная работа. «Поймай – бросай» - развивать умение бросать и ловить мяч.

Прогулка 11

Наблюдение за ручейками – привлекать к наблюдениям за природными явлениями, развивать игровую деятельность детей посредством игр с корабликами.

Подвижная игра «Догони меня» - учить бегать в определённом направлении.

Дидактическая игра «Тонет не тонет» – знакомить со свойствами предметов, развивать речь.

Труд. Собираем камешки на участке – привлекать к выполнению поручений.

Индивидуальная работа. Повторить стихотворение «Кораблик» А.Барто.

Прогулка 12

Наблюдение за лужами. Сравнить где луж больше – на асфальте или на земле. Привлекать детей к наблюдениям за природными явлениями, развивать речь, мышление.

Подвижная игра «Вороны и собачка» - учить имитировать движения и голоса птиц, упражнять в беге по сигналу.

Дидактическая игра «Узнай по звуку» - развивать слуховое внимание.

Труд. Кормление птиц – поддерживать желание детей заботиться о птицах.

Индивидуальная работа. Метание в цель.

Прогулка 13

Наблюдение за первой травкой – формировать представления о весне, развивать интерес к окружающему миру.

Подвижная игра «Кот и мыши» - продолжать привлекать детей к участию в хороводных играх, развивать умение слушать воспитателя.

Дидактическая игра «Принеси такой же предмет» - учить находить среди предложенных предметов такой же, какой показал воспитатель.

Труд. Подметём центральную дорожку – воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада.

Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По узенькой дорожке».

Прогулка 14

Наблюдение за небом – воспитывать желание любоваться красотой неба.

Подвижная игра «Лохматый пёс» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Дидактическая игра «Подбери по цвету» - учить различать основные цвета, подбирать предметы по цвету.

Труд. Собираем веточки – привлекать к участию в совместном труде.

Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд.

Прогулка 15

Наблюдение за почками – формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе, учить бережно относиться к растительному миру.

Подвижная игра «Раз, два, три – лови!» - учить бегать по сигналу воспитателя.

Дидактическая игра «Лисичка, пляши!» - учить различать на слух звучание музыкальных инструментов.

Труд. Строим домик для куклы – привлекать к совместному строительству








Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей с дизартрией

Развитие дыхания (Физиологическое дыхание)

Поиграем животиками

 Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Вариант 1

В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхаютпри этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается.

Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую –

либо небольшую игрушку.

Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто

она качается на качелях.

Вариант 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или

музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семиbраз подряд.

(Речевое дыхание)

Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе

несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

 Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

 Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить

фразы:

 Ах!

 Ах, пахнет!

 Ах, как пахнет!

 Ах, как приятно пахнет!

 Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика

Развитие мимических мышц может строиться на использовании

естественных мимических движений:

 «Плакса» - зажмуривание глаз;

 «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

 «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;

 «Тигренок» - оскаливание зубов;

 «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.

 Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Подарок

 Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую

заинтересованность.

 Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.

 Описание игровой ситуации  Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

 Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.

 Описание игровой ситуации

 Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?

 Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

 Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.

 Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.

 Описание игровой ситуации

 У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.

 Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

 Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой

проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

 «Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

 «Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

 «Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др. Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

 Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С.

Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.

 В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Развитие голоса

Далеко и близко

 Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

 Описание упражнения

 Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать.

 Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом

(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,

ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).

 Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или

звенит звонок.

 Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тишина        

 Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

 Описание упражнения

 Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

 Была (произносится голосом обычной силы)  тишина,

 тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

 Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

 грохотом (громче)

 грома (еще громче)

 сменилась она. (громко)

 И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

 тихонько (произносится очень тихо)

 Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

 Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

 Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.

Описание упражнения

Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

 Ква, ква - (произносится низким голосом)

 урчат лягушки.

 Ку – ку - (произносится высоким голосом)

 кричит кукушка.

 Целый день по лесу:

 Ква – ква (произносим низким голосом),

 ку – ку (произносим высоким голосом).

 Ква –ква ( произносим низким голосом),

 ку – ку ( произносим высоким голосом).

Успокой куклу

 Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.

 Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.

 Описание упражнения

 Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.

 Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.

 Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.

 Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи        

Большие ноги шли по дороге

 Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом

выполняемого движения.

 Описание упражнения

 Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

и медленно говорят: « ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

 В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

 Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением,

постепенно меняя их темп.

 Описание упражнения

 Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу,

говоря слова:

 Еле, еле, еле, еле

 Завертелись

 Карусели

(говорить в медленном темпе)

 А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

 Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

 Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

 Карусель остановите

(говорить в медленном темпе)

 Раз, два, раз, два –

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

 Вот и кончилась игра.

 Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

 Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во

фразе.

 Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234»,

«1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

 Описание упражнения

 Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

 Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:

«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

 Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

 Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,

а не петь и не танцевать.

 И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

 Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

 Описание упражнения

 Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией

междометия и изображает какого-либо человека:

 удивленного – Ах! Ах! Ах!

 больного – Ох! Ох! Ох!

 веселого – Эх! Эх! Эх!

 недовольного – Ай! Ай! Ай!

 испуганного – Ой! Ой! Ой!

 сердитого – Ай –я - яй!

Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

 После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.

После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение

передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

 Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и

переключаемости их движений.

 Описание упражнения

 Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения

вместе с педагогом:

 Похлопаем в ладошки,

 похлопаем немножко,

(хлопать в ладоши)

 Похлопаем в ладошки,

 Очень хорошо!

 И пальчики попляшут,

 и пальчики попляшут,

(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать

их до уровня груди.)

 И пальчики попляшут,

 и пальчики попляшут,

 А девочки и мальчики

 все ровненько сидят.

 Тук-тук молотком,

 мы построим птичкам дом.

(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)

 Тук-тук молотком,

 поселяйтесь птички в нем!

 Бум-бум барабан,

 что за шум и тарарам?

(Стучать кулачками по коленям попеременно.)

 Бум-бум барабан,

 просыпайтесь по утрам!

 Ду – ду - ду, ду – ду - ду -

 вот какая дудка!

(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)

 Ду – ду ду, ду –ду – ду –

 вот такая дудка!

 По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,

(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)

 По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…

 И быстренько, и быстренько,

(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно

притопывая ногами.)

 И быстренько, и быстренько,

 И быстренько, и быстренько…

 И при – е - ха – ли !

(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)

 «Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по

частям, так как легко делится на 4 независимые

друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

 Упражнения на распределение внимания

Передай

 Цель: распределение внимания.

 Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).

 Описание упражнения

 Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей,

стоящих напротив друг друга.

 Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю –

в правую сторону, а флажок – в левую Зоопарк

 Цель: распределение внимания.

 Описание упражнения

 Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые

будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

 Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу,

изображая людей, пришедших в зоопарк.

 По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу,

изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей.

 Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.

Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками –

«крыльями».



Предварительный просмотр:

Принципы отношения к ребенку с ОВЗ

1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

2. Каждый ребенок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития — это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития имеет

возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Давайте

предоставим ему эту возможность!

Основные положения воспитательной коррекционной работы:

1. В процессе проведения коррекционно-образовательной работы

необходимо соблюдать права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка: право на получение адекватного образования, право на индивидуальность, право на отдых и т.д.

2. Включать в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс всех детей независимо от степени тяжести отклонений в развитии, разрабатывая для каждого их них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.

3. При оценке динамики продвижения ребенка сравнивать его не с другим детьми, а главным образом с самим собой на предыдущем уровне развития.

4. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,

психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.

5. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

6. Диагноз и прогноз должны быть предметом профессиональной тайны специалистов.

7. При проведении коррекционно-развивающего обучения важно усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.

8. Разрабатывать динамичную индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.

9. Относиться к родителям как партнерам при организации различных форм лечебно-коррекционного процесса.

10. Стимулировать умственное развитие ребенка с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, постепенно привлекая ребенка к оценке своей деятельности.

11. В коррекционной работе использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности — предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую, но основное внимание уделять игре как ведущей деятельности этого возрастного этапа развития.

12. Учить ребенка производить перенос сложившегося способа действия, полученных знаний, умений и навыков в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества.

13. При организации семейного воспитания опираться на общие

закономерности и специфические особенности возрастного развития ребенка с отклонениями в развитии.

14. Соблюдать основные принципы методического подхода к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии: создавать условия для развития положительной мотивации, осуществлять развитие коммуникативных навыков, учитывать индивидуальные особенности, развивать все виды продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, вышивание, ручной труд).

Основные задачи педагогов, работающих с детьми с отклонениями в развитии:

1. Разрабатывать и использовать различные методики работы с учетом возраста, особенностей развития и структуры дефекта ребенка.

2. Соблюдать принцип ранней стимуляции психомоторного развития (в ходе занятий создавать условия для развития всех психических функций ребенка, организовывать коррекционно-развивающую среду на занятии).

3. Оказывать квалифицированную психотерапевтическую поддержку родителям.

4. Помогать близким взрослым создать развивающую комфортную

семейную среду ребенка.

5. Формировать адекватные взаимоотношения в отношениях родителей и детей.

6. Сотрудничать с родителями как с партнерами в коррекционнообразовательном и воспитательном процессе.

7. Привлекать к работе с ребенком и его семей различных специалистов.

8. Учитывать интересы семьи, поддерживать заинтересованность

родителей в сотрудничестве.

Памятка для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта.

Старайтесь придерживаться следующих правил, это облегчит вашу жизнь.

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специализированномучреждении на основе рекомендаций ПМПК)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая игротека и пальчиковые сказки

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи целесообразно расширять объем пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с дошкольниками.Пальчиковые игр...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Страничка для родителей. Консультация по теме: "Пальчиковые игры в жизни ребёнка 3 - 4 лет. Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по проведению игр дома".

На страничке для родителей представлена консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет, а также даны рекомендации о том, как поиграть с ребёнком дома в пальчиковые и...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Сборник пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр.

В сборнике представлены пальчиковые гимнастики и игры для детей средней группы....