Каталог полезной литературы для педагогов ДОУ
методическая разработка

Моисеева Анна Сергеевна

Тема: Алтайские писатели  «Природа и её обитатели» для чтения детям (3 – 4 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_dou.docx10.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                          Каталог полезной литературы для педагогов ДОУ

Тема: Алтайские писатели  «Природа и её обитатели» для чтения детям (3 – 4 года)

 Произведение и выходные данные

 Краткое содержание произведения

 Вопросы к содержанию произведения

 Примечания

 Нечунаев В.М. «Скворушкин дворец»

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.

Стихотворение о том, как маленький воробей, чуть не замёрз зимой.

Его от холодов спас скворечник, в котором он поселился на долгую зиму.

Какая погода на улице зимой?

Почему воробей мог погибнуть?

В каком дворце поселился воробей?

Как мы можем помочь птицам зимой?

Стихотворение учит детей заботиться о зимующих птицах, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой.

Стихотворение можно использовать на занятии при ознакомлении с зимующими птицами.

Нечунаев В.М. «Стрекоза» (с.30)

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.

В стихотворении говорится о том , как девочка Поля просила стрекозу, сесть ей на пальчик, чтобы можно было ею полюбоваться.

Как Поля называла стрекозу?

Как стрекоза летала?

Что девочка показывала стрекозе?

Куда Поля хотела отпустить стрекозу после?

Стихотворение можно использовать на прогулке при наблюдении за насекомыми. Стихотворение утит детей, любоваться обитателями природы, беречь и охранять их.

Нечунаев В.М «Птичка синичка»» (с.38)

Нечунаев В. М. Воробьиные качели: стихотворения для дошкольного и младшего школьного возраста. – Барнаул: издательство «Азбука», 2009. – 104 с., ил.

В стихотворении говорится о синичке, которая ростом мала, но ведёт себя гордо и величаво.

Какие у синички глазки?

Какие ножки?

Как синичка ходит?

Можно ли бросать в синичку камни?

Стихотворение можно использовать на прогулке при наблюдении за зимующими птицами. Стихотворение учит детей, любоваться обитателями природы, беречь и охранять их.

Цхай И.В. «История знаменитого мышонка» (с.469)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В сказке говорится о мышонке, который начал писать книгу, но написал одно предложение и задумался, что же дальше. Он пошёл гулять и встретил друзей, которые подсказали, о ком можно написать. Мышонок написал о друзьях и нарисовал их портреты.

Какая мечта была у мышонка?

Кого встретил мышонок на прогулке?

О ком он написал книгу?

Когда книга была написана, что сказали о мышонке?

Сказка учит детей доводить начатое дело до конца.

Дорожить друзьями.

Можно использовать произведение в беседе о дружбе.

Черкасов Н.М. «Медведь – строитель» (с.502)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В стихотворении говорится о том, как медведь строил себе берлогу.

Что строил медведь?

Зачем медведю нужна берлога?

Какие инструменты он взял в лес?

Кто встретился медведю?

Что сказал барсук?

На занятии по экологии. При ознакомлении с жизнедеятельностью медведя можно прочитать детям данное произведение. Учить детей заботиться о природе и беречь  её обитателей.

Тема: Алтайские писатели детям «Природа и её обитатели» (4 – 5 лет)

Произведение и выходные данные

Краткое содержание произведения

Вопросы к содержанию произведения

Примечания

И.А.Атаманов «Лягушка и Барбос»

(с.35)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В сказке говорится о том, как пёс поймал в саду лягушку, пожалел и отпустил её на болото, а потом лягушка помогла псу вылечиться от укуса змеи.

Что лягушка делала в саду?

Каким был пёс?

Что он сделал с лягушкой?

Что с Барбосом случилось в лесу?

Как лягушка помогла Барбосу?

Произведение учит детей доброте и взаимопомощи.

Познакомить детей с произведением можно в режимном моменте «Чтение художественной литературы».

В.М.Башунов «Сороки – вороны)

(с.41)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В стихотворении говорится о том, как девочка заболела и могла наблюдать за птицами только из окна.

Как звали девочку?

Что с ней случилось?

Кого она увидела в окне?

Где сидели вороны и сороки?

Что кричали птицы?

Во время этической беседы можно прочитать детям это стихотворение.

Развивать умения сопереживать другим. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.

А.Д. Остапов «Жук» (с.35)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В стихотворении говорится о жуке, который кажется грозным, с выставленными рогами, а на самом деле безобидный и беззащитный.

О ком это стихотворение?

Какая защита была у жука?

Что случилось с ним потом?

Кто помог жуку перевернуться?

Чему учит нас это стихотворение?

На занятии по экологии. При ознакомлении с насекомыми можно прочитать детям данное стихотворение. Учить детей заботиться о природе и беречь  её обитателей.

Н.Н. Чебаевский «Три мечты»

(с.491)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В рассказе говорится о том, как дедушка с внуками в горах Алтая собирали кедровые шишки. А по дороге домой каждый мечтал о своём. Один хотел сощёлкать орехи, второй – продать орехи и купить деду шапку, а третий хотел послать орехи другим ребятам, чтобы они их посадили и у них тоже кедры выросли.

Где росли кедры?

Как мальчики собирали шишки?

О чем дед спросил у внуков?

Чья мечта вам больше понравилась?

Рассказ можно прочитать на занятиях по экологии «Знакомство с природой родного края».

Произведение учит нас заботиться о будущем нашей планеты.

Воспитывать любовь к природе родного края.

О.В. Такмакова «Осень и ель» (с.33)

Такмакова, О.В. Где зимует стрекоза?/ Ольга Такмакова; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова. – Барнаул; Кемерово: Технопринт, 2018. – 128 с.

В стихотворении говорится об осенних изменениях в природе, о том как осень окрашивает листья в разные цвета, а ель всегда остаётся зелёной.

В какие цвета окрасила осень листья деревьев?

Какое дерево не меняет цвет и всегда остаётся зелёным?

Как называют деревья, которые на зиму сбрасывают листву?

Стихотворение можно прочитать при проведении беседы на тему «Приметы осени».

Учить детей любоваться красотой родной природы.

Тема: Алтайские писатели детям «Природа и её обитатели» (6 – 7 лет)

Произведение и выходные данные

Краткое содержание произведения

Вопросы к содержанию произведения

Примечания

И.А.Атаманов «Ленивый воробей» (с.36)

 Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В произведении говорится о том, как мальчик подкармливал зимующих птиц. Один воробей, разленился и жил у кормушки, не тратя силы на поиски корма. Однажды мальчик заболел и не кормил птиц три дня. Воробью было лень летать в поисках пищи и он погиб от голода и холода.

Какие птицы относятся к зимующим?

Почему птиц зимой надо подкармливать?

Что случилось с ленивым воробьём?

Почему воробей погиб?

Чему учит нас это произведение?

Произведение можно прочитать детям при ознакомлении с зимующими птицами.

Приучать детей заботиться о птицах зимой, т.к без корма они могут погибнуть от холода и голода.

Г.Г.Володин «Почему карась на дне живёт» (с.151)  Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 1 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я.               Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н. К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 527 с.: цв. ил.

В стихотворении говорится о том как озёрные рыбы дружно защищали своих мальков от утки с утятами, а р карась струсил и спрятался в тине.

Какие рыбы жили в озере?

Какая беда пришла к рыбам?

Как повёл себя карась?

Хорошо ли он поступил?

Чему учит нас стихотворение?

Стихотворение можно использовать в беседе о дружбе. Учить детей не бросать друзей в беде, не трусить и не прятаться от врага.

О.В. Токмакова «Про сороку» (с.102)

Такмакова, О.В. Где зимует стрекоза?/ Ольга Такмакова; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова. – Барнаул; Кемерово: Технопринт, 2018. – 128 с.

В стихотворении рассказывается о том как стрекочут сороки и какое у них красочное оперение.

Сороки, зимующие птицы или перелётные?

Какая у сороки окраска?

Чем питаются сороки?

Чем сорока отличается от вороны?

Произведение можно прочитать детям при ознакомлении с зимующими птицами.

Приучать детей заботиться о птицах зимой, т.к без корма они могут погибнуть от холода и голода.

О.В. Токмакова «Друзья природы» (с.120)

Такмакова, О.В. Где зимует стрекоза?/ Ольга Такмакова; Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова. – Барнаул; Кемерово: Технопринт, 2018. – 128 с.

Стихотворение призывает нас любить и оберегать природу и всех её обитателей.

О каких животных говорится в стихотворении?

Что значит выражение « Мы в ответе за тех, кого приручили?

Что может произойти, если мы не будем беречь природу?

 

Стихотворение можно использовать на занятиях по экологии.

Воспитывать у детей чувство ответственности за тех, кто находится рядом.

Воспитывать желание любить и беречь природу.

Н.Н.Чебаевский«Яблоньки»(с.496)

Алтайские писатели – детям: антология в 2 т. Т. 2 / Упр. Алт. края по культуре и арх. делу, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В.Я. Шишкова, Алт. краев. дет. б-ка им. Н.К. Крупской. – Кемерово: Технопринт, 2017. – 558 с.: цв. ил.

В рассказе говорится о друзьях, которые посадили яблоньки, а потом поссорились. Когда один мальчик заболел,второй, несмотря на ссору, ухаживал за яблоньками и не дал им погибнуть.

Что посадили мальчики в саду?

Что сказал Шура Гоше, когда они поссорились?

Как поступил Шура, когда его друг заболел?

А как бы вы поступили в такой ситуации?

Рассказ можно использовать в беседе на тему «Мои друзья».

Учить детей ценить дружбу и беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотированыый каталог интернет ресурсов для педагогов дошкольного образования

Каталог -может помочь ориентироваться в мире Интернет ресурсов и быстро находить нужную информацию....

«Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»

Методическая разработкаКонсультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ» Читателю предлагается  список полезной для начинающего педагага-психолога литературы с ...

Список рекомендуемой литературы и ссылки на полезные сайты для педагогов и родителей

Предлагаю вашему вниманию интересные материалы, которые могут быть полезны в ходе реализации работы по социально - коммуникативному направлению развития детей....

Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Метадическая разработка по нравствено - патриотичсекому воспитанию дошкольников...

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...

Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...