Методическая разработка «Здравствуй сказочный балет»
методическая разработка (старшая группа)

Очень важным для становления личности ребенка является посвящение его всему тому, что связано с искусством. Музыка всегда являлась средством общения ребенка с миром музыкального искусства. Как правильно это сделать? Как заинтересовать юного слушателя? Такими вопросами задаются педагоги ни одного поколения. В данном случае представлена методическая разработка, которая позволяет организовать ознакомление детей с музыкальным искусством, в частности с балетом, не покидая стены детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_ruchnova.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 6-7 лет по ознакомлению детей старшей, подготовительной  
                    группы детского сада с произведениями классической музыки.

                            «Здравствуй сказочный балет»  

                                                             Занятие 1

Цель:    Познакомить детей с сюжетом сказки – балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского и музыкой вступления. Формировать навыки и умения слышать и сопоставлять образы добра и зла, которые лежат в основе драматургии балета.

Воспитатель предлагает детям послушать сюжет сказки.
Муз.рук:     Послушайте, как нежно и светло звучит музыка, когда принц и
                   принцесса танцуют вместе. (Звучит адажио из 3 действия).
                   А теперь послушайте вступление к балету, в котором звучит музыка,  
                   характеризующая злую фею Карабос и добрую Сирени. Какая, по вашему
                   мнению  изображена в начале, а какая во второй его части?
  (Ответы детей после прослушивания).
Муз.рук:     Вступление к балету звучит, когда занавес еще закрыт. Его исполняет один
                   оркестр. Сказку начинает рассказывать сама музыка. Темы злой и доброй фей  
                   звучат в балете несколько раз, когда на сцене появляются эти персонажи.    
                   Давайте попробуем подобрать слова для описания этой музыки. Вот звучит      
                   тема  феи Карабос.
                   Какая это музыка?  (Дети отвечают)  А это музыка, характеризующая    
                   появление  феи Сирени (Музыка ласковая, добрая, спокойная и т.д.)  

                                       Дети слушают   фрагмент.

                                                            Занятие  2

Цель:      Закрепить знания детей о двух основных лейтмотивах балета. Формировать
представления об оркестровых красках, помогающих передать характеры образов.

Муз.рук:     А сейчас я предлагаю прослушать уже знакомую вам музыку из балета  
                   П.И.Чайковский «Спящая красавица».
                  (Звучит вступление к балету, дети узнают образы двух фей)

Муз.рук:     Почему, ребята, вы не путаете какая музыка кому принадлежит? (Ответы детей)
                   Верно, тему Карабосы оркестр играет громко, напряженно, резко, активно.
                   Мы слышим колючие, зловещие аккорды, мрачные
рокочущие басы.  А  как
                   оркестр исполняет тему Сирены?  (Ответы детей: мягко, плавно, трепетно).
                   Верно, отсутствие острого звучания. Мелодия постепенно набирает силу,  
                   расцветает, как цветок. Сначала мы слышим флейту, деревянные духовые      
                   инструменты, затем струнные и, наконец, весь оркестр. Музыка становится  
                   праздничной и светлой. Нежную и таинственную мелодию сопровождают
                   волшебные, льющиеся звуки арфы (Звучит фрагмент повторно).
                   А теперь попробуйте узнать еще один6 фрагмент из балета.
                   (Звучит адажио из 3-го действия)
    Дети узнают танец принца – нежный, радостный, блистательный, невероятно добрый и сказочный.
     Педагог обязательно обращает внимание на то, как постепенно музыка становится все более радостной и торжественной. Хотя в начале музыка звучит светло и
ласкательно. Сначала звучит гобой, потом струнные инструменты и, наконец,
весь оркестр.
Музыка будто расцветает, звучит восторженно и ярко.  (Прослушивание повторно)

                                                            Занятие  3

Цель:        Познакомить детей с вальсом из 2 действия, дать возможность передать его
                 характер в двигательных импровизациях.

Муз.рук:         Сегодня, наконец, мы приехали на бал в честь 16 – летия принцессы.
                 Все поздравляют и с днем рождения. Послушай какая музыка играет м
                 сопровождает оркестр? (Исполняется фрагмент вальса)  
       Дети отвечают  - «Вальс»
                 Верно, Мы слушали разные вальсы: из балетов П.И.Чайковского «Лебединое
                 озеро» и «Щелкунчик». Какой характер этого вальса?  (Нежный, ликующий,
                 праздничный!)
                 Давайте попробуем станцевать этот танец. Давайте станцуем, все вместе,
                 как вы захотите, импровизируя. (Дети импровизируют, танцуют, исполняя        
                 движения вальса)
                         На балу появляется старуха с веретеном в руках. Страшные, драматические
                 события сопровождают сказочную историю. Принцесса уснет на 100 лет.
                 Принцесса исполнит танец с веретеном под музыку. Музыка какая? (ответы
                 детей: стремительная, быстрая).
                 Верно, в этой музыке можно услышать
«кружащиеся оттенки и интонации.
                 (Звучит танец принцессы с веретеном. Живая стремительная музыка в записи).
                 Вдруг музыка прерывается страшными аккордами, мрачной темой на фоне
                 изящных басов. Предсказание сбылось. (Фрагмент повторяется)
                 А теперь послушаем мелодию феи Карабос с похожими интонациями кружения.
                 Это напоминает нам о том, что судьба принцессы зависит от предсказания феи
                 Карабос.

                                                             Занятие  4

Цель:       Познакомить с музыкальными образами сказочных персонажей. Учить различать
                характер музыки. Побуждать к передаче образов сказочных героев в движениях
                и инсценировках.

Муз.рук:         Сегодня мы продолжим наше путешествие на бал, где король и королева
                 устроили праздник в честь пробуждении принцессы и ее свадьбы с принцем.
                 На это пиршество пришли сказочные персонажи «Кот в сапогах», «Белая
                 кошечка», «Красная Шапочка и волк», «Мальчик с пальчик».
       Педагог сопровождает свой рассказ сюжетными иллюстрациями по тексту сказки.
       Звучит фрагмент танца Кота в Сапогах и Кошечки. (Дети высказывают свое мнение
       о характере музыки: то ласковая, нежная, то острая и резкая.
        Педагог уточняет и поясняет: звучание гобоя (показ инструмента, фото или рисунок)
        нежное и вкрадчивое настороженное и тревожное звучание. Это струнные
        инструменты (скрипка и др.)
        Танец Кота в Сапогах и Белой Кошечки заканчивается их ссорой. Послушайте его
        еще раз.
        А теперь послушаем танец Красной Шапочки и Волка. (Исполняется фрагмент).
        Педагог обсуждает характер музыки. Тоже самое педагог предлагает сделать и
        обсудить характер музыки связанной с Мальчиком с пальчиком и Людоедом.
        В конце  занятия дети обыгрывают под звучание фрагментов музыки героев сказки.

                                                          Занятие  5

Цель:       Закрепить знания дошкольников фрагментов балета «Спящая красавица»

                                                      Ход  занятия

«Концерт – викторина  «Угадай мелодию»»  (Дети по звучанию музыки должны угадать
сюжет сказочного балета)
Можно предложить просмотр фрагментов сказки – балета.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Здравствуй, осень!"

Спортивный досуг с детьми средней группы на тему: "Осенб"....

Методическая разработка "Здравствуй, Зимушка-Зима"

Образовательная деятельность (досуг) с детьми подготовительной группу с нарушением речи с использованием современных технологий....

методическая разработка "Здравствуй осень!"

Цель проекта: обратить внимание детей на красоту природы родного края, разнообразии  осенних красок, воспитывать бережное отношение к природе.Задачи проекта:Для детей•формировать умение детей рас...

Методическая разработка "Здравствуй, лето!"

расширить представление детей о лете, как времени года; – уточнить знания о лесе (какую пользу приносит, что растет); – воспитывать бережное отношение к растениям, насекомым, к лесу и его об...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Методическая разработка "Здравствуй, осень золотая!"

Методическая разработка "Здравствуй, осень золотая!"...

Методическая разработка: Сценарий сказочного развлечения «Здравствуй, праздник, Новый год!» для детей старшей группы.

Веселый и занимательный праздник, который позволит дошкольникам совершить увлекательное путешествие в мир сказок и окунуться в атмосферу Новогоднего волшебства....