Консультации для педагогов
консультация
Консультации для пеадгогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Слайд 2.
Не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики и пространства.
Что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.
Каждый «мини - музей» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Слайд 3
Цель мини-музеев - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувства любви к своей родине.
Организация мини-музеев в ДОУ решает несколько задач:
-познакомить детей с народными промыслами, рассказать о древних ремеслах, быте, традициях Руси;
- вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности;
- создать условия для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений;
- развивать навыки общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали);
- формировать навыки взаимного общения по поводу музейных экспонатов;
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
небольшие размеры экспозиции;
определенная ограниченность тематики;
участие в их создании детей и родителей;
в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.
в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
Слайд 4
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
Исследовательская деятельность
Беседы, чтение художественной литературы
Художественное творчество
Музыкальная деятельность
Совместную деятельность с детьми с использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любое занятие можно включить музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятия.
В группе младшего возраста можно знакомить детей с названиями предметов быта и демонстрировать способы действия с ними. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.
Слайд 5
Создание мини-музеев можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительный этап:
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап:
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;
выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап: открытие мини-музея в ДОУ, подведение итогов работы.
Слайд 6
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными:
фольклорные, исторические, краеведческие, литературные (мини-музей сказки, мини-музей писателя (поэта), мини-музей книги, мини-музей букваря(азбуки), географические, природы, искусства (музыкальные мини-музеи, мини-музеи театрального искусства, мини-музеи декоративно-прикладного искусства) и т.д.
Слайд 7
Например, фольклорные мини-музеи могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов. Фольклорные мини-музеи помогают решать многие задачи – это и воспитание ребенка в традициях народной культуры, и формирование бережного отношения и любви к ней. В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать старинную мебель, национальные костюмы и их элементы, кукол в национальных костюмах, народные музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, книги народных сказок, сборники потешек, старинные фотографии.
Слайд 8
Мини-музей сказки. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, царская корона, волшебный клубочек, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа помогает решить следующие задачи:
выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Слайд 9
Организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.
Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детском саду периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Слайд 10
Также можно определить и правила поведения в мини-музее:
- Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
- Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.
Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. Содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».
В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.
Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других существующих музеях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....