Консультации для педагогов
консультация

Шакирова Алесья Владимировна

Консультации для пеадгогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

«Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.

Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.

Слайд 2.

Не всегда и не у всех есть возможность посещать музеи. В этом случае на помощь приходит организация мини-музеев в дошкольном учреждении.  В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики и пространства.

 Что же такое мини-музей? Мини-музей - особое, специально организованное пространство, часть предметно-пространственной среды для социализации и развития личности дошкольников, их приобщения к вечным ценностям, привития чувства патриотизма.

Каждый «мини - музей» - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Слайд 3

Цель  мини-музеев - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным традициям, воспитание чувства любви к своей родине.

 Организация мини-музеев в ДОУ решает несколько задач:

-познакомить детей с народными промыслами, рассказать о древних ремеслах, быте, традициях Руси;

- вызвать интерес к истории своей страны и чувство гордости за созданные предками материальные и духовные культурные ценности;

- создать условия для самостоятельного отражения детьми в обыденной жизни полученных знаний и умений;

- развивать навыки общения, визуальной грамотности (смотреть и видеть, выделять главное, замечать детали);

- формировать навыки взаимного общения по поводу музейных экспонатов;

При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:

в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;

небольшие размеры экспозиции;

определенная ограниченность тематики;

участие в их создании детей и родителей;

в обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции.

в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.

Слайд 4

 Формы организации детской деятельности в мини-музее:

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)

Организованная образовательная деятельность (экскурсии)

Исследовательская деятельность

Беседы, чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыкальная деятельность

Совместную деятельность с детьми с использованием музейных экспонатов можно проводить в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии дошкольников. Планируя, в любое занятие можно включить музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятия.

В группе младшего возраста можно знакомить детей с названиями предметов быта и демонстрировать способы действия с ними. Для большей доступности материала применяются игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, Заяц и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

Слайд 5

Создание мини-музеев можно разделить на несколько этапов:

1. Подготовительный этап:

коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап:

непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировка, оформление; изготовление игр, макетов;

разработка тематики и содержаний экскурсий по  музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки;

выбор экскурсоводов.

3. Заключительный этап: открытие мини-музея в ДОУ, подведение итогов работы.

Слайд 6

По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными:

фольклорные, исторические, краеведческие, литературные (мини-музей сказки, мини-музей писателя (поэта), мини-музей книги, мини-музей букваря(азбуки), географические, природы, искусства (музыкальные мини-музеи, мини-музеи театрального искусства, мини-музеи декоративно-прикладного искусства) и т.д.

Слайд 7

Например, фольклорные мини-музеи  могут называться по-разному: «Русская изба», «Музей народной культуры», мини-музеи «Народной куклы», «Национального костюма». Тематика этих музеев отражает культуру, быт, традиции разных народов. Фольклорные мини-музеи помогают решать многие задачи – это и воспитание ребенка в традициях народной культуры, и формирование бережного отношения и любви к ней. В качестве экспонатов фольклорных мини-музеев можно рекомендовать старинную мебель, национальные костюмы и их элементы, кукол в национальных костюмах, народные музыкальные инструменты, предметы народных промыслов, книги народных сказок, сборники потешек, старинные фотографии.

Слайд 8

Мини-музей сказки. Здесь могут быть представлены различные «волшебные» предметы (молодильные яблоки, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, царская корона, волшебный клубочек, скатерть-самобранка и т.п.), различные сказочные герои (куклы, фигурки), коллекция сказочных домиков (пряничный домик, избушка на курьих ножках, теремок, лубяная избушка лисы, «ледяная» избушка зайца), красиво оформленные книги сказок, в том числе самодельные детские работы, иллюстрации к сказкам (рисунки, картины, фигурки оригами), макеты для режиссерских игр, выполненные детьми и взрослыми, поделки из природного и бросового материала, фотографии детей в костюмах героев сказок, костюмы сказочных героев, репродукции картин на сказочные темы.

Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Такая работа помогает решить следующие задачи:

выявление творческих способностей детей;

расширение представлений о содержании музейной культуры;

развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Слайд 9

 Организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип доступности: дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интеграции. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п.

Принцип деятельности и интерактивности напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу

Принцип природосообразности - при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

Принцип научности - экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

Принцип партнерства - мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.

Принцип культуросообразности  предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детском саду периодически меняется - по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

Слайд 10

Также можно определить и правила поведения в мини-музее:

- Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;

- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить красиво и аккуратно;

- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;

- Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;

- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.

Мини-музей — это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа.

Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. Содержание, оформление и назначение мини-музея должно соответствовать возрасту детей группы, где она организуется. Так, например музей «книги», «хлеба» может появиться в старшей/подготовительной группе, а для малышей создать мини-музей «игрушек-забав», «моя первая игрушка – погремушка».

В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях.

В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир.

Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других существующих музеях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....