КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
консультация (младшая группа)

Дербышева Анастасия Александровна
Цель: формирование педагогической компетенции по работе со сказкой. В программный список произведений для рассказывания и чтения детям 3 - го г. жизни входят народные сказки, песенки и потешки, требующие от детей несложного анализа содержания сказки. Например, воспитатель с помощью фланелеграфа показывает, как тянут репку дед, бабка, внучка, медвежонок, кошка и ежик. Малыши должны заметить, что здесь не так, объяснить, а затем восстановить порядок, заменив медвежонка и ежа собачкой и мышкой. Восприятие некоторых сказок, например, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки следует не читать, а рассказывать (с 2 - 3 повторами). Чтобы поддержать внимание малышей, воспитатель по ходу рассказывания предлагает им выполнить имитационные движения (показать, как дед да бабка тянут - потянут, но не могут вытянуть репку; как мышка махнула хвостиком и задела яичко), использует разнообразные наглядные пособия (фигурки настольного театра, картинки на фланелеграфе), игрушки. Рассказав сказку 1-2 раза, педагог помогает малышам припомнить ее содержание и параллельно дает задания, которые позволяют ребенку сменить позу, подвигаться (показать, какая большая была репка; попрыгать по лугу, как козлятки). Вслед за воспитателем дети повторят отрывки из текста, наиболее интересные в плане обогащения речи («Мышка бежала, хвостиком махнула»; «Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился»). Надо предусматривать задания русской народной сказки «Колобок», идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, за 1 - 2 дня до занятия с детьми рассматривают иллюстрации к сказке, выполненные Ю. Васнецовым или Е. Рачевым. Занятия можно заканчивать инсценированием сказки, а также самостоятельными играми детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых они воспроизводят отдельные слова и фразы, принадлежащие персонажам. Воспитатель должен принимать активное участие в этих играх. Ежемесячно следует планировать повторение сказок на занятиях. Рассказав сказку сначала целиком, педагог пересказывает затем отдельные эпизоды, побуждая детей к активному участию. Обязательные задание, способствующие формированию интонационной выразительности речи (утешить стариков: «Не плач, дед, не плачь, баба»; произнести слова «Терем - теремок, кто в теремочке живет? от лица медведя, мышки, зайчика и др.). При повторении сказок нужно привлекать детей к драматизации отдельных эпизодов. Правда, малыши нередко забывают роли, не всегда согласуют свои действия с действиями партнеров, но эти трудности не должны смущать воспитателя. Знакомые детям сказки педагог может рассказывать без наглядного сопровождения. В первой младшей группе серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с произведениями малых фольклорных жанров. Педагог помогает воспитанникам вслушиваться в звучание стихотворной речи, улавливать ее ритм, обращает их внимание на богатство и разнообразие словесных форм: травушка - муравушка, травка - муравка, маленька - аленька, курочка - рябушечка и т.п. Чтение песенок, потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят повторить текст. В свою очередь это способствует зарождению интереса к художественному слову. Предлагаемые программой поэтические произведения отличаются богатством форм и размеров. Содержание некоторых из них не нуждаются в пояснениях, для восприятия других требуется показ предметов, действий. Например, за 1 - 2 дня до того, как прочитать детям потешку «Ай - качи...», воспитатель во время игры рассматривает с малышами и сравнивает калач и баранки (натуральные изделия, картинки). Некоторая предварительная подготовка нужна и непосредственно на занятии. Она может быть разной. Приведем несколько примеров: Детям показывают игрушку (предмет, иллюстрацию). Они рассматривают объект (например, игрушечного кота), высказывают свои впечатления (отмечают, какие у кота усы, глаза и т.д.) Затем педагог читает потешку «как у нашего кота...». Воспитатель, используя фланелеграф, показывает картинки (предметные и сложные). Например: изображения спящих детей и зверей («лисы спят на горочке», «зайки спят на травушке», «утки - на муравушке» и т.п.). По просьбе педагога дети показывают заинек на травушку, деток в люлечке и пр. Запоминают, где кто спит, после чего слушают потешку «Вот и люди спят...». Воспитатель организует дидактическую игру, связанную с содержанием произведения. Например, к потешке « Травка - муравка...» можно провести игру «Кто что ест?». Дети рассматривают пшено, капусту, корочку хлеба и определяют, кому, что приготовлено (синичке, зайке, мышке). Как правило, стихотворный текст читается 3-4 раза. Повторное чтение можно также организовать по-разному:  воспитатель использует те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;  читает произведение, не прибегая к наглядности;  использует дополнительный наглядный материал. Например, к детям приходит еще один игрушечный кот и просит рассказать стихотворение «Как у нашего кота» или приходит зайка, который тоже «до ниточки промок» (Зайка» А. Барто);  поощряет разного рода имитации (малыши умываются, дуют на горячие калачи и едят их, пекут оладушки и поливают их маслом, достают мяч, упавший в воду, и т.п.);  вставляет в текст имя ребенка, присутствующего на занятии: «Водичка, водичка, умой Коле (Оле, Саше) личико»; «Наша Маша (Аня, Таня) маленька» и т.п. В первой младшей группе на одном занятии можно повторять 2-3 стихотворных текста. Это приносит детям радость, создает положительный эмоциональный настрой. В конце занятия педагог может предложить старшим детям назвать стихотворение, которое им нравится больше других, и прочитать его (целиком, отрывок). Такие вопросы помогут ему выявить уровень сформированности у детей избирательного отношения к литературным произведениям. В первой младшей группе проводят занятия, цель которых развивать у ребенка способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения. В зависимости от уровня подготовленности у детей воспитатель может выбрать один из следующих вариантов: Вначале рассказ читается в сокращении, затем он повторяется с некоторыми дополнениями и, наконец, звучит целиком (Курочка» Е. Чарушина, «Гуси» К. Ушинского). Дети 3-4 раза слушают рассказ в авторском варианте («Тетя дала Варе меду...», «Слушай меня, мой пес» Л.Толстого; «Кошка», «Собака» Е. Чарушина). При этом текст должен быть простым по содержанию, кратким и динамичным по форме

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"

Консультация для педагогов "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой"...

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов ТРИЗ"

Консультация для воспитателей "Ознакомление  детей  дошкольного возраста с художественной  литературой с использованием   приемов  ТРИЗ"...

Консультация для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми" (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Консультация для воспитателей: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»

В этой статье даются рекомендации воспитателям по ознакомлению дошкольников с художественной литературой по всем возрастам, с методикой заучивания стихов, а также даются рекомендации по наполняемости ...

Консультация для педагогов «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической культуры»

Консультация для педагогов«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической  культуры»...