Сказкотерапия на занятиях по развитию речи
консультация

Кузьмина Ольга Владимировна

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия на занятиях по развитию речи.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были умнее, читайте им ещё больше сказок», - Альберт Эйнштейн.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками. В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в педагогической работе с детьми, позволяет использовать сказку, как в виде непрерывной образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

В последние годы  востребована здоровьесберегающая коррекционная  технология   –  сказкотерапия, которая позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.

При использовании сказкотерапии в  развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. 

Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии… «В некотором царстве, в детском государстве жила - была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях; делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». Дети выросли, они стали взрослыми и умными людьми, и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры.

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек, общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. Так шли дни. И никто не знал, как им  помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка». Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!»

Вообще сказкотерапия  необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения. Коррекция детских проблем  сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом.

Рассказывание сказок детям воспитателями  в детском саду  или родителями дома носит тоже «лечебный» эффект, ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

Работа со сказкой должна строиться следующим образом:

  1. чтение или рассказ сказки;
  2.  обсуждение;
  3.   рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  4.  драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Здесь можно использовать разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.)

В сказкотерапии применяют различные виды сказок, но я назову те, которые мы используем в своей работе:

  1. Художественные сказки (народные и авторские)
  2. Дидактические сказки  (с их помощью дети могут быстро и легко усвоить учебный материал, например,…..)
  3. Психотерапевтические  (психокоррекционные) сказки  (эти сказки  помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка.  Они помогают в решении конкретной проблемы. Здесь выделяют сказки для боязливых детей, для гиперактивных детей, для агрессивных детей, сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями и другие, например,….)

Все мы много  рассказываем и читаем детям русских народных сказок. А чему же учат русские народные сказки?

  • Учат любить свою семью, строить семейные отношения, уважать родителей, слушаться их.

 Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка»,

  • Сказки учат дружить, они подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь.

Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко».

  • Сказки учат бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Например, сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Сказки помогают воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости.

В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как средства  речевого развития  и нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, ведь чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение», - Джанни  Родари.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи

Статья об использовании сказкотерапии в образовательной деятельности по развитию речи. В статье приведены примеры использования элементов сказкотерапии для речевого развития дошкольников....

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов: "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременн...

Консультация для педагогов на тему «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем  обществе. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих пр...