«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зотова Лариса Анатольевна

Статья об использовании сказкотерапии в образовательной деятельности по развитию речи. В статье приведены примеры использования элементов сказкотерапии для речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_razvitii_rechi.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи.

        Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Метод сказкотерапии направлен на решение какой-либо педагогической проблемы посредством сказки. К. Д. Ушинский причислял сказки к попыткам народной педагогики. В свое время этим методом успешно пользовались психологи. Сейчас сказкотерапия приобретает всё большую популярность при работе с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи».

Чтобы достичь положительного результата, работая с детьми в группе компенсирующей направленности, используется сюжетно-тематическая организация занятий со сказочной тематикой.  Такие  занятия соответствуют детским психофизическим данным и способствуют активизации речи, развитию познавательных процессов. Сказкотерапия способствует развитию разных видов речевой деятельности: умению слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.  Благодаря этому методу успешно развивается художественно-образное и логическое мышление детей, повышается культура речевого общения. А также сказкотерапия способствует умственному и речевому развитию дошкольников.

В системе работы по сказкотерапии О. А. Шорохова рекомендует использовать такие приёмы, как словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения, упражнения на релаксацию, фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические загадки и упражнения, словесное комментирование. И при использовании этих приемов большое внимание уделяется речевым играм.

И конечно, занятия сказкотерапией должны проходить на добровольной основе. Не все дети сразу включатся в игру с первого раза, но в любой группе находятся три – четыре ребенка, которые с удовольствием играют в любые игры. А глядя на них, и другие постепенно начинают проявлять заинтересованность, сначала как зрители, а потом, когда эти игры станут привычным явлением в жизни группы, и как активные участники.

На занятиях по развитию речи я часто использую опыт работы и методические рекомендации О. А. Шороховой. Особенно детям нравятся упражнения на активизацию лексики, игры «Угадай по движению», «Живые слова». Часто для лучшего запоминания сказок, при создании сказок мы используем мнемотаблицы и сюжетные картинки.

Интересен такой прием, как составление сказки из одного слова. Например, при изучении темы «Домашние животные» мы начинаем играть в игру «Поймай и назови». Ведущий бросает каждому ребенку по очереди мяч, дети ловят мяч и называют любое домашнее животное. Когда круг завершен, воспитатель предлагает составить сказку о животном, которое было названо последним. Например, этим животным оказалась кошка. Так определяется главный герой сказки, и начинает сказка сказываться: «Жила-была кошка…».

Сказки можно составлять по картине: не просто описать то, что мы видим на картине, а представить, что это иллюстрация к сказке. Известная картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» может поведать нам удивительную историю: «В некотором царстве, в некотором государстве стояли страшные холода. Люди боялись нос на улицу высунуть. Зима никак не хотела уступать Весне место и злилась, напускала морозы, метели. Вьюги кружили вокруг городов, не давая жителям ходить на работу, в школу и в детский сад. На улице всё время было темно, ветер завывал, пугая горожан. Никто уже не верил, что когда-нибудь выглянет солнышко, растает снег, зажурчат ручьи.   И вот однажды люди проснулись и очень удивились. На улице было непривычно тихо. И вдруг в этой тишине раздались птичьи голоса. Горожане выглянули в окна, выбежали во двор и увидели, что тучи ушли, небо стало голубым, на улице потеплело, снег стал таять. Это грачи не побоялись суровой Зимы и прилетели в родные края. Не посмела им Зима перечить и убралась подобру-поздорову. А за грачами в город пришла Весна. А грачи занялись своими привычными весенними делами: стали гнезда строить, жучков и червячков искать. Вот так грачи Весну и радость в город принесли!» Вот у нас получилась история.

 Используя сказкотерапию, мы способствуем гармоничному развитию личности дошкольника, успешному овладению им грамотной и связной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общ...

Консультация для педагогов: «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов: "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременн...

Консультация для педагогов на тему «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями,Может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»....

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем  обществе. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих пр...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи".

Данная консультация будет интересна для педагогов дошкольников, родителей воспитанников. В консультации вы найдете информацию о методике "Сказкотерапия", задачи в развитии речи, которые...