Комплекс артикуляционной гимнастики для детей средней группы
материал

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_srednyaya_wecompress.com_.docx444.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

для детей средней группы

Подготовила учитель-логопед: Титова В.А.

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkIv-4M2Lr7ybkvviO2_vmPKaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «Осень. »

  1. Упражнение на развитие дыхания «Дождик»

И.п.: о.с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: « Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.

  1. Массаж биологически активных точек

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

  1. Упражнение для язычка:

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки. Улыбнуться и постучать зубами.

Язычок в чащобе. Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

• Пролезаем через бурелом. Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.

• Мелькает беличий хвостик. Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны. «Любопытный язычок» 

4.Упражнение для пальчиков: "Вышли пальчики гулять"

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик, Жёлтый листик, Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

5.Подвижная игра “Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо”

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише. (присесть)

Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО»

  1. Упражнение на развитие дыхания

«Воздушный шар поднимается вверх» (верхнее дыхание)

И. п. : лёжа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плечей.

Повторить 4-8 раз.

  1. Массаж биологически активных точек «Ромашка»

Мы красивые цветочки – поглаживаем щеки ладонями сверху – вниз

Нас так любят мотылёчки – кончиками пальцев «бегаем» по лбу

Любят бабочки, букашки – массируем уголки губ по направлению к ушам

Детки нас зовут –ромашки – указательными пальцами массируем крылья носа.

3.Упражнение для язычка:

«Бегемотик», «Лопаточка», чередование «Хоботок» и  «Улыбка»

«Любопытный язычок» Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

4.Упражнение для пальчиков: «Радуга»

Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением)
Над деревьями,    
(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами,                
(руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной,  
(нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной.    
(дотронуться до головы)

5. Подвижная игра

Дети бегут по группе в разном направлении. Педагог говорит слова:

Жук упал, и встать не может – ложатся на ковер, руки и ноги вверху

Ждет он, кто ему поможет? –дети хаотично двигают руками и ногами поднятыми вверх.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Регулировщик».

Стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлинённым выдохом и произношением звука Ф

Повторить 4-5 раз.

      2.Массаж биологически активных точек

Ехали медведи на велосипеде- поглаживаем кончиками пальцев лоб

А за ними кот задом на перед – массируем виски круговыми движениями

А за ним комарики на воздушном шарике – массируем крылья носа           указательными пальцами

А за ними раки на хромой собаке –оттягиваем вниз мочки ушей

3.Упражнение для язычка:

Непослушный язычок, лопаточка, змейка, горочка, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Дорожных правил очень много»

Дорожных правил очень много . («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

 

    5.Подвижная игра  «Машины»

Дети двигаются по группе, в руках воображаемый руль.

На улице нашей машины, машины

Машины – малютки  дети приседают

Машины – большие  поднимаются на носочки

Спешат грузовые – разворот в другую сторону

Фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые -  двигаются в более быстром темпе.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «Я И МОЙ ДЕТСКИЙ САД»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Вырасти большой»

И. п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, Опустить руки, опуститься на всю ступню — выдох.

Произнести: «У-х-х-х»! Повторить 4—5 раз. Темп умеренный. Указание: «Соблюдать устойчивое положение».

2. Массаж биологически активных точек

Раз-два-три по дорожке мы пошли – растираем ладонями щеки

Ти-ти-ти куда же нам пойти?  - поглаживаем лоб от середины к вискам

Ать –ать- ать в лес пойдем гулять - массируем крылья носа  указательными пальцами

Ать –ать- ать будем прыгать и скакать - пальчиками постукиваем  по щекам

3. Упражнение для язычка: непослушный язычок, лопаточка, иголочка, чистим зубки, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.

5.Подвижная игра «Весёлые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят

Мы веселые ребята, любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови!

После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ОГОРОД. ОВОЩИ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  Капуста растет

И. п. : сидя на корточках: 1-медленно подниматься (вдох);

2- на выдохе произносить: «О-о-о-ох». Повторить 3-4 раза

2.Массаж биологически активных точек «Горох».

В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями.

Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз

Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки

глаз

Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными

пальцами.

От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ

Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам.

3.Упражнения для язычка:

 «Тыква»--широко открыть рот, удерживать под счет до «5-6».

  «Толстячки — худышки».  

 «Лопата». «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты».

Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

 «Копаем картошку». Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

.Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.

Упражнение «Кабачок»--широко открыть рот, закрыть «широким» языком

верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

 «Ровная грядка в огороде». Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

4.Упражнение для пальчиков:

Тук! Тук! Тук! Тук!             (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Раздается в доме стук.  Мы капусту нарубили,

Перетерли,                             (Хватательные движения обеими руками.)

Посолили                                (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)

И набили плотно в кадку.      (Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.   (Отряхивают руки.)

5.Подвижная игра «Тыква»  

Оборудование: маска, тыква.

Ребенок в маске тыквы сидит на корточках в центре круга.

Тыква маленькой была, каждый день она росла.

(Дети, взявшись за руки, небольшими шагами отходят от ребенка, ритмично произнося текст.)

Разрасталась и желтела,

(Ребенок, сидящий в круге, встает на ноги. Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)

Наливалась и добрела. Тот, кто мимо проходил,

(Останавливаются и, подходя по одному к ребенку, стоящему в центре круга, гладят его, одновременно произнося по одному слову (прилагательному).)

Тыкве что-то говорил:

 «Крупная, пузатая, желтая, покатая,  звонкая, ребристая, спелая, душистая!»

Тыкве нравились слова –  Повторит их все одна!

(Ребенок в маске старается повторить как можно больше названных слов, а остальные дети ему помогают.)

 После того как дети запомнят текст, они могут сами включать в игру новые прилагательные, подходящие  по смыслу: красивая, большая, оранжевая, зелена, сладка, хрустящая, круглая, аппетитная и др.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «САД. ФРУКТЫ»

  1. Упражнение на развитие дыхания

Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

2.Массаж биологически активных точек

Ба-ба-ба- на крыше есть труба.

Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам

Бу-бу-бу  надо чистить трубу.

Кулачками провести по крыльям носа.

Бы-бы-бы валит дым из трубы.

Растереть ладонями уши. 

3.Упражнения для язычка:

1. «Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

2. «Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то правую, то левую

щеку.

3. «Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

4.  «Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой

протискивается между зубами.

5. «Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

6 «Качели в саду».

7. «Чашечка для сока». Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я

налью апельсиновый сок, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

4. Упражнение для пальчиков: «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.)

Много нас,                    (Показывают 10 пальцев)

А он один.                     (Показывают 1 палец.)  

Эта долька-для ежа.     (Загибают большой палец левой руки.)

Эта долька-для стрижа.  (Загибают указательный палец.)  

Эта долька-для утят.   (Загибают средний палец.)

Эта долька-для котят.   (Загибают безымянный палец.)

Эта долька-для бобра.   (Загибают мизинец.)

А для волка — кожура.   ( Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас          (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)

Беда!!!  Разбегайтесь —  Кто куда!  («Бегут» пальцами по столу.)

5.Игра на развитие речи через движение «Садовник»

Мы вчера в саду гуляли,    (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.)

Яблони белили мы известью, белилами (Движение правой рукой вверх – вниз)

Починили мы забор,            (Имитируют  удары молотком.)

Завели  мы разговор:  (Стоят лицом в круг, в центр ВЫХОДИТ один ребенок.)

- Ты скажи, Садовник наш, Что ты нам В награду дашь?

-Дам в награду   (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке)

Слив лиловых,  груш медовых, самых крупных, спелых яблок вишен целый  килограмм. Вот что вам в награду дам!

 

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Вкусная малина»

И. п. : о. с. 1-вдох; 2- на выдохе произносить: «М-м-м-м-а!». Повторить 3-4 раза.

2. Мимические упражнения 

  • Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.
  • Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются.
  •  Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»
  1. Упражнение для язычка:
  • Очень вкусная брусника. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

•   Почистим зубки. Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

  1. Упражнение для пальчиков

(ладонь сжата в кулак и по-очереди разгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

5.Подвижная игра «Озорные грибочки» 

Дети и ведущий встают в круг, водящий стоит в середине круга. Мы весёлые грибочки, (дети идут по кругу, взявшись за руки) Мы растём на пнях и кочках, (останавливаются, поднимаются на носки, приседают) Любим прятаться, играть, (топают ногами) Ты попробуй нас догнать! (разбегаются) Водящий догоняет детей.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ИГРУШКИ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Надуй шарик»

Надуваем быстро шарик,    широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

Он становиться большой.

«Шарик лопнул» -,    хлопнуть в ладоши

Воздух вышел.            затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф

Стал он тонкий и худой!

2.Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек».

Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам.

Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа.

Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз.

Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам.

3.Упражнения для язычка:

«Лопаточка», «Горка», «Трубочка», «Часики», «Качели», «Футбол».  

4. Упражнение для пальчиков: «Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки: (Хлопки)

Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,         (пальцами показывают квадрат)

Солдатик оловянный, (ладони прижаты друг к другу перед собой)

Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

5. Подвижная игра «Мячик»

Раз, два, прыгай мячик. – Взмахи правой рукой, как бы удары по мячу.

Раз, два, и мы поскачем. – Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ОДЕЖДА. ОБУВЬ.» 

  1. Упражнение на развитие дыхания «Забыли рукавицы»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

2.Массаж биологически активных точек

Под высокою сосной – поднять руки вверх

Скачет заинька босой – гладим шею ладонями сверху вниз

А зайчишка маленький, топает в валенках – поглаживаем уши сверху в низ

Каблучками он стучит – постукиваем пальчиками по лицу

На друзей своих глядит – массируем внешние уголки глаз

3.Упражнения для язычка:

«Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть

губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули

молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

«Большие пуговицы»--максимально округлить губы и «Маленькие пуговки»-

- вытянуть губы узкой «трубочкой.

«Иголочка»-- вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и

удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести»).

«Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения

«широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу

(«круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык — «воротничок с острыми

краями».

«Белье на ветру». Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним

зубам, удерживать его в таком положении.

«Шитье на разных швейных машинках». Широко открыть рот. Поднять

язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и

произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-

т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

4.Упражнение для пальчиков «Варежка» 

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.

Маша варежку сняла:            Все пальцы разжать, кроме большого.

«Поглядите – ка, нашла!      Разогнуть большой палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

5.Подвижная игра  «Рубашка»

У рубашки два манжета,  (Дети показывают манжет на одной и на другой руки.)

Воротник    (Показывают воротник.)

И рукава,    (Проводят ладонями по рукавам.)

И застежка есть, чтоб легче   (Показывают застежку сверху вниз.)

Проходила голова.

Пуговицы застегнем, (Имитируют движения.)

А потом гулять пойдем.  (Маршируют.)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «МЕБЕЛЬ»

1.Упражнение на развитие дыхания «Приколачиваем дверку к шкафу».

Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук».

2. Массаж биологически активных точек

Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам.

В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами.

В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам.

И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки.

Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам.

3 Развитие артикуляционной моторики

«Столешница стола.» Открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.

«Сиденье стула.» Открыть рот, высунуть узкий язычок, приподнять его и удерживать в таком положении на счет до 5

Чередовать упражнения «Столешница стола» и «Сиденье стула.» Повторить 3-4 р.

«Высокий шкаф.» Высунуть язычок вверх и стараться им дотянуться до носа.

«Диван.» Приоткрыть рот, кончиком широкого язычка упираться в нижние зубы. Верхними зубами слегка прижать язычок.

4.Развитие мелкой моторики

Эту мебель мы купили          Ритмично сжимают и разжимает пальцы рук

С папой вместе в магазине.

Это стул, на нем сидят.        Загибают пальцы на руке, перечисляя мебель

Это стол, за ним едят.

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.        Изображают двери шкафа.

5.Развитие общей моторики

Стулья ставятся в круг, число которых на один меньше, чем детей. Взрослый-ведущий включает весёлую музыку, под которую все танцуют вокруг стульев. Как только музыка останавливается, играющие должны занять каждый свой стул. Тот, кому стула не досталось, выбывает, при этом он забирает один стул с собой. Таким образом, стульев всегда остаётся на один меньше, чем игроков.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПОСУДА»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Горячий чай»

И. п. : о. с. 1- вдох носом, 2- выдох через рот на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Повторить 3-4 раза.

2. Массаж биологически активных точек

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд –массируем крылья носа указ. Пальцами

Я вам на показ выставляю живот – массировать щеки круговыми движениями

Я чай кипячу, клокочу и кричу – массируем уши

Эй, люди, я с вами попить чай хочу! – гладим лоб от середины к вискам.

3. Упражнение для язычка, губ, щек:

 «Кувшины с узким и широким горлышком». Вытягивать губы то узкой, то широкой “трубочкой”.

«Самовар». Надувать обе щеки одновременно.

«Подготовим чашечки для чая». Язык “чашечкой” снаружи и внутри рта.

«Чашка и блюдце на столе». Чередовать позиции: язык “чашечкой” и язык “на донышке”.

«Острый ножик и глубокий ковшик».

Чередовать артикуляционные позиции: “острый” язык и язык “чашечкой”.

«Ручка чайника». Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю

десну.

4.Упражнение для пальчиков:

Девочка Иринка порядок наводила  

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила: 
«Салфетки должны быть в салфетнице, 
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице, 
А соль? Ну, конечно, в солонке!

5.Двигательно-речевая миниатюра «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник. Надули животик, одна рука – носик, другая –

ручка. 

Вот фарфоровые чашки, 

Очень крупные, бедняжки. Присели, одна рука на поясе.

Вот фарфоровые блюдца, 

Только стукни – разобьются. Кружатся. 

Вот серебряные ложки, 

Голова на тонкой ножке. Потянулись, сомкнули руки над головой.

Вот пластмассовый поднос, 

Он посуду нам принёс. Развести руки ладонями вверх.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ЗИМА»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «СНЕЖИНКА»

Ребенок держит в руке снежинку на ниточке, делает спокойный вдох носом, выдох плавный, при этом снежинка покачивается. Щёки не надувать.

2.Массаж биологически активных точек

Пришла зима,                           растираем вверх-вниз ладошками щеки
Принесла мороз.                     Щипаем щеки
Пришла зима,                           растираем вверх-вниз ладошками щеки
Замерзает нос.                         Массируем кулачками крылья носа 
Снег, сугробы, гололед.       постукиваем пальцами по лицу
Все на улицу — вперед!        гладим уголки губ по направлению к ушам.

 3.Упражнение для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть

спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать

к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен.

Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным

зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык

высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

4.Упражнение для пальчиков: « Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.                     Пальцы обеих рук соединить подушечками

                                                         в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

 Ветер дунул, загудел –                 Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

                                                        вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.            

5. Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, - Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Мы с тобой снежок слепили. – Останавливаются, «лепят» снежок.

Круглый, крепкий, очень гладкий – Сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. – Грозят пальчиком.

Раз – подбросим. – Подбрасывают «снежок», смотрят вверх.

Два – поймаем. – Приседают, «ловят».

Три – уроним – Встают, «роняют снежок».

И … сломаем. – Топают ногой.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «РОДНОЙ ПОСЁЛОК»

1.Упражнение на развитие дыхания «Дом маленький, дом большой».

«У зайки дом маленький». Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» 

«У медведя дом большой»  Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох.

2.Массаж биологически активных точек

На моём рисунке выросли ромашки – указательным и средним пальцами массируем за ушами

Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке – ладонями гладим лоб от середины к ушам

На моём рисунке радуга и я, - массируем уголки губ по направлению к ушам

На моём рисунке Родина моя. - указ. пальцами массируем крылья носа

3. Упражнение для язычка: непослушный язычок, лопаточка, горка, чашечка, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Новый Дом»

Молоток бери, мой друг!

Мы построим новый дом,    (ставят рядом ладошки «стены»)

Есть окошко в доме том,(складывают указательные пальцы палочкой,    остальные соединяют «крышей»)      

Есть ещё одно повыше,

Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба)

Дом готов, зовём гостей:        (показывают оба указательных пальца)

«Проходите поскорей!»      (делают приглашающий жест рукой)

5. Подвижная игра «Мой город»

Город – это улицы, проспекты и дома, (Руки вытянуть вперед, широко раздвинуть ноги, соединить руки над головой)

Площади, музеи, парков тишина, (Сделать руками круг, поднять сцепленные

руки вверх, развести в стороны)

Блеск огромных стекол, (Руки поднять над головой, шевелить всеми пальцами)

Праздничных витрин,

Быстрое движенье прохожих (Быстро маршировать на месте)

И машин. (Руки в кольцо перед собой, крутить воображаемым рулём и бежать по кругу)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

1.Упражнение на развитие дыхания

Лети, лети лепесток, через запад на восток,  через север, через юг возвращайся сделав круг. Дети легонько дуют на лепесток фиалки. Повторить 4-5 раз:

2.Массаж биологически активных точек

Среди бархата листочков - ладонями гладим лоб от середины к вискам

На окне, ты только глянь,- массируем уголки губ по направлению к ушам

Распустила гроздь цветочков - указ. пальцами массируем крылья носа

красна девица ГЕРАНЬ.– массируем щеки круговыми движениями пальцев рук

3.Упражнение для язычка:

Хоботок-улыбка, лопаточка-иголочка, вкусная конфетка, чашечка.

4.Упражнение для пальчиков:  Цветы.

Наши алые цветы
Распускают лепестки,
Плавно разжимают кулаки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Машут перед собой руками.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавно сжимают руки в кулаки.
Тихо засыпают
, Кладут руки под щеку
Головой качают.
Качают головой.

5.Подвижная игра 

На окне в горшочках   (Дети сидят на корточках лицом в круг)

Поднялись цветочки.   (Медленно встают)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки,    (Разводят руки в стороны ладонями вверх)

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.  (Соединяют руки над головой и медленно покачиваются)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Ворона»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!». Повторить 4-5 раз:

2.Массаж биологически активных точек

Гей, гей, гей –скачет робкий воробей   массируем виски указ. пальцами

Гей, гей, гей возле маленьких детей  растираем кулачками крылья носа

Эй, эй, эй, - бросьте крошек поскорей – постукиваем кончиками пальцев по щекам

Лю, лю, лю, помогите воробью  массируем ушные раковины

Лю, лю, лю, я вам песенку спою  указ.пальцами массируем уголки губ

3.Упражнение для язычка, губ и щек:

«Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами.

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под

счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем

произносить звук а.

«Клест». Вытянуть язык и свернуть его трубочкой, удерживать под счет до

«шести—восьми».

«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать, произнося: «Тдд-т, тдд-

тдд».

4.Упражнение для пальчиков: «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,   Улетать хотят.       Повороты головой.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

5. Подвижная игра

Среди белых, голубей – Дети идут по кругу, изображая голубей, в центре – ребенок-воробей, скачет.

Скачет шустрый воробей.

Воробушек-пташка, серая рубашка. – Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом; «воробей» пытается вылететь.

Откликайся, воробей,  Вылетай-ка, не робей. - «Голуби» не выпускают «воробья».

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

1.Упражнение на развитие дыхания «Петух»

Один мах руками – вдох, на выдохе произносить: КУ-КА-РЕ-КУ!

Повторить 3-4 раза

2.Мимические упражнения

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение, печаль, боль.

Изобразить домашних птиц.

«Сердитый индюк».

«Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна».

«Испуганный цыплёнок».

«Трусливый гусёнок боится плавать».

«Петух готовится петь». Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить

нижнюю челюсть.  

3.Упражнение для язычка:

Хоботок-улыбка, лопаточка-иголочка, горка, чашечка.

4.Упражнение для пальчиков:

Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого.

Раз, два – шли утята.

Три, четыре – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый напугал.

Громко, громко запищал:  Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

«Пи – пи – пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи».

5.Подвижная игра

 По двору петух гуляет,   (Дети ходят по помещению

Лапой землю разгребает.    (Имитируют движения)

Если зернышко найдет –  

Сразу он его склюет.        (Наклоняют головы вниз)

Крыльями замашет,      (Поднимают и опускают руки)

Весело запляшет,      (Попеременно поднимают ноги, согнутые в коленях)

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

(Голова поднята, руки вытянуты назад, кричат «ку-ка-ре-ку», вытянув шею)

Ах, как вкусно петуху!

(Круговые поглаживания живота по часовой стрелке)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Новогодняя забава»

Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать на ёлочную мишуру, ёлочный дождик. Щёки не надувать.

2.Массаж биологически активных точек «Ёлочка»

Ашу-ашу-ашу нарядим мы ёлку нашу –поглаживаем лоб от середины к вискам

Ишки-ишки-ишки  - вот золотые шишки –массируем крылья носа кулачками

Ош-ош-ош шар большой хорош – массируем круговыми движениями виски

Ша-ша-ша ёлка тоже хороша – потираем уши сверху вниз

3.Упражнение для язычка: лопаточка-иголочка, горочка, чашечка, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Новогодний Праздник»
Ждали праздника мы долго. Трём ладошку о ладошку.
Наконец пришла зима. Сжать кулаки, прижать их друг к другу.
Наконец пришла зима Пальцы «идут» по столу, по коленкам.
В гости ёлку привела. Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются

К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. Круговые движения кистями рук.
Покружились, поплясали, Кисти рук опустить, расслабить.
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.
Нам подарки принеси.

5.Подвижная игра «Новогодний хоровод»

Елочка высокая, посмотри, (Дети плавно поднимают обе руки вверх и хлопают 3 р.)

И горят на елочке огоньки.  (Плавно опускают обе руки вниз и хлопают 3 раза.)

Скачут зайцы белые,    (Прыгают на месте.)

Кружатся снежинки.    И лежат под елочкой  (Кружатся на месте, руки в стороны.)

 (Наклоняются вперед и покачивают расслабленные руки направо – налево.)

Белые пушинки. Встанем дружно в хоровод,  (берутся за руки и идут по кругу.)

Вместе встретим Новый год. Вокруг елочки пойдем,

Всех друзей мы соберем.  (Останавливаются.)

Громко хлопают хлопушки.  (Ритмично хлопают, произнося текст.)

Ждут под елкой нас игрушки:

(Наклоняются вправо – влево, «заглядывают под елочку», руки за спиной.)

Это Дедушка Мороз   (Изображают Деда Мороза, несущего мешок с подарками.».)

Всем подарки нам принес. (Хлопают в ладоши на каждое слово.)      

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1.Упражнение на развитие дыхания «Кошка мяукает»

Перебирать лапками перед собой – вдох; на выдохе произносить «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза

2.Массаж биологически активных точек

Довольна корова своими телятами -  поглаживаем лоб от середины к вискам

Овечка довольна своими ягнятами – массируем основание бровей

Кошка довольна своими котятами – поглаживаем уголки губ к вискам

Кем же довольна свинья? Поросятами – пощипываем щеки

А я довольна своими ребятами – поглаживаем шею снизу вверх

3.Упражнение для язычка:

«Лошадка улыбается»--губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо

видны.

«Телёнок»--жевательные движения, рот при этом закрыт.

«Сердитый Пушок»--рот приоткрыт, язык в виде «мостика».

«Пушок лакает молоко»--лакательные движения языком.

4.Упражнение для пальчиков:

Кот на печку пошёл,     Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл     Горшок из ладошек

На печи калачи,            Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.         Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.  Погрозить пальчиком.

5.Подвижная игра «Телёнок»

Бу-бу, я рогатый. – 2 прыжка, «рога» из пальцев.

Бу-бу, я хвостатый. – 2 прыжка, «хвостик» из руки.

Бу-бу, я ушастый. – 2 прыжка, «ушки» из ладошек.

Бу-бу, очень страшный. – 2 прыжка, руки на поясе.

Бу-бу, испугаю. – 2 прыжка, шаг вперед.

Бу-бу, забодаю. – 2 прыжка, «бодаются».

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

1.Упражнение на развитие дыхания  «Медвежонок»

Дети ложатся на спину, руки – под головой; выполняют глубокий вдох через нос, на выдохе – похрапывают». Воспитатель комментирует: «Медвежата спят в берлоге…» «Мишка проснулся, потянулся, перевернулся». Дети выполняют движения, потягиваются, сгибают ноги в коленях к животу, выполняя при этом глубокий выдох через нос; переворачиваются и … опять «засыпают, похрапывая».

2.Массаж биологически активных точек

Серый волк бежит по лесу  поглаживаем лоб от середины к вискам

А за ним бежит лиса  постукиваем кончиками пальцев по щекам

Поднялись у них трубой два пушистеньких хвоста  массируем крылья носа кулачками

А у ели на пригорке      массируем основание бровей

 Спрятался зайчишка в норке  потягиваем вниз мочки ушей

3.Упражнение для язычка: блинчик, змейка, горка, вкусная конфетка

4.Упражнение для пальчиков: «Звери»  

Зайцы спрятались от волка.

Чья- то им досталась норка…  (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)

Серый волк зубами щёлк-        (Соединяют по очереди большой палец с другими)

Ах, какой зубастый волк!        (Руки к щекам, качают головой)

Белочка в своём дупле

Орешки щёлкает в тепле.       (Щелчки пальцами)

Пересчитала мама медвежат-

В берлоге все послушные лежат.   (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок»)

5. Подвижная игра

Заяц Егорка – Дети бегут по кругу, взявшись за руки; в центре кругу стоит ребенок.

Свалился в озерко. – Дети останавливаются; ребенок в центре кругу приседает.

Бегите под горку!

Спасайте Егорку! – Дети бегут к сидящему

ребенку и помогают ему встать.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПОЧТА»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Почтальон поднимается по лестнице»

Вдох. На выдохе резко произносят : «Ух!»          Повторить 4-5 р.

2.Массаж биологически активных точек

Синий домик у ворот – круговыми движениями поглаживаем щеки

Угадай, кто в нем живёт? - массируем крылья носа  указательными пальцами

Дверца узкая на крышке - поглаживаем уголки губ к вискам

Не для белки, не для мыши - потягиваем вниз мочки ушей

Для газет и письмеца   -поглаживаем шею снизу вверх

3.Упражнение для язычка: заборчик-трубочка, иголочка, часики

4.Упражнение для пальчиков:

Что принес нам почтальон? – сжимают и разжимают кулачки.

С толстой сумкой ходит он – приседают и «идут» пальчиками по ковру.

Перевод, журнал, газету – на каждое название загибаем по одному пальцу

В бандероли две кассеты, и письмо от тети Вали,

чтоб ее приезда ждали – хлопаем в ладоши.

5.Подвижная игра

Почтальон спешит по свету,  -бег на месте

В каждый дом идти он рад -    идем по кругу

Если долго писем нету            повороты в право, влево

Почтальон не виноват

Он разносит по домам            прыжки на месте

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах голубых –

Вести от друзей родных          машем руками

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ТРАНСПОРТ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Паровозик»

Ходить по комнате, делая попеременные махи согнутыми в локтях руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20–30 с.

2.Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-

шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

3.Упражнения для языка. заборчик-трубочка,  змейка, горка, вкусная конфетка

4.Упражнение для пальчиков:

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:  (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.  (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки)

5.Игра на внимание и координацию движения

проводится эмоционально, в быстром темпе. Каждый «летающий» предмет  сопровождается быстрым  подъемом рук вверх. «Не летающий» предмет – руки нужно опускать. Можно играть и с приседанием. Кто зазевался – выбывает

- Что летает? Ну-ка, дети!
Да почти что всё на свете!
- Шар воздушный? Самолет?
А ленивый толстый кот?..
Ступа с Бабою-Ягой?
Дом с кирпичною трубой?
Еж? Синица? Мерседес?
А соленый огурец?!
Бабочка летает? Книжка?
…А вот этот вот мальчишка?!
А снежинка? Змей бумажный?
Ну, а дом пятиэтажный?..

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПАПИН ПРАЗДНИК»

1.Упражнение на развитие дыхания «Ветер дует на парашюты».

Чашечка-язычок прижат к верхним боковым зубам, между кончиком языка и передними верхними зубами щель, вот в нее-то и дует «ветер». Повторить 4 раза

2.Массаж биологически активных точек

На горах высоких, на степном просторе  массируем круговыми движениями виски

Охраняет нашу Родину солдат - пощипываем щеки

Он взлетает в небо, он уходит в море -ребром ладоней вправо-влево растираем лоб

Не страшны защитнику дождь и снегопад   -массируем крылья носа кулачками

3.Упражнение для язычка: Заборчик, Иголочка, Часики, Оближем губки

4.Упражнение для пальчиков: «Защитники отечества»

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну: (руки соединить перед собой)

(Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)

Пограничник, вертолётчик, врач военный и танкист

Смена рук.

А ещё десантник, лётчик, снайпер и артиллерист.

5. Игра «Самолет»

Полетели, полетели,             Стойка ноги врозь

Вперед руками завертели.             Вращение руками перед грудью

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет,            Развести горизонтально руки в стороны

Правое крыло вперед,          Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед

Левое крыло вперед.           Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Замечательный пилот.

В путь отправил самолет.            Произвольный бег с расставленными в стороны  руками

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»

1.Упражнение на развитие дыхания

«Прокололась шина у машины». Произнесение звука ш-ш-ш.

«Насос». Произнесение звука с-с-с-с.

«Машины едут по мокрой мостовой». Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо». 

2.Массаж биологически активных точек

Целый день шофер трудился  -поглаживаем лоб от середины к вискам

Он устал и запылился - массируем круговыми движениями виски

Он возил кирпич на стройку – прямыми движениями ладоней вверх, вниз поглаживаем щеки

Дом он строить помогал –поглаживаем шею от затылка к груди

А теперь ведет на мойку - массируем крылья носа кулачками

Свой огромный самосвал – крутим воображаемый руль

3.Упражнение для язычка: заборчик-трубочка, змейка, горка, вкусная конфетка

4.Упражнение для пальчиков: Гонки

Раз, два, три, четыре, пять   -поочередно потирают пальцы о большой

Можно гонки начинать       -сжимают и разжимают пальцы рук

По кругу, по кругу вперед и назад,  - Большой палец одновременно поглаживает все пальцы

Но пальцы машинку мою тормозят -сжимают и разжимают пальцы рук

Закрылись. Машинка стоит в гараже   - сжимают в кулак

И фары погасли, не светят уже    -Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке.

5.Подвижная игра

Качу, лечу во весь опор. Бегут по кругу, крутя воображаемый руль.

Я сам – шофёр и сам – мотор. -

Нажимаю на педаль – Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой.

И машина мчится вдаль. - Бегут по кругу в противоположную сторону.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «МАМИН ПРАЗДНИК. ПРОФЕССИИ МАМ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Выбираем цветок для мамы»

Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим «Ах!»

2.Массаж биологически активных точек

Маме надо отдыхать – массируем круговыми движениями виски

Маме хочется поспать - поглаживаем лоб от середины к вискам

Я на цыпочках хожу - постукиваем кончиками пальцев по щекам

Маму я не разбужу - массируем крылья носа кулачками

3.Упражнение для язычка: улыбка-трубочка, лопаточка, оближем губки, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Большая стирка»

Буду маме помогать,       (Трем кулачки друг о друга.)

Буду сам белье стирать:

Мылом мою я носки,       (Провести кулачком по ладошке.)

Крепко трутся кулачки,  (Трем кулачками друг о друга.)

Сполосну носки я ловко  (Двигаем кистями вправо и влево.)

И повешу на веревку.       (Поднять руки вверх. Кисти согнуть.)

5.Подвижная игра «Подарок маме»

Мамочка, мамуля                  Идут по кругу, взявшись за руки

Так тебя люблю я!        Останавливаются, прижимают руки к груди

Я платок тебе дарю,        Протягивают руки вперед

Вот как я тебя люблю!        Идут по кругу, взявшись за руки

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ»

  1. Упражнение на развитие дыхания  «Рыбка дышит»

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя расстояние между губами, регулируя тем самым интенсивность выхода воздуха. Щёки не надувать, следить за осанкой.

2.Массаж биологически активных точек

Я в аквариуме ложкой      поглаживаем лоб от середины к вискам

Перемешивал рыбёшку,   круговыми движениями растираем щеки

Перебалтывал улиток,      массируем крылья носа кулачками

Не боясь воды разлитой.  потягиваем вниз мочки ушей

3.Упражнение для язычка: улыбка-трубочка, лопаточка, оближем губки, качели

4.Упражнение для пальчиков: «Рыбка – малютка»

Рыбка – малютка по речке плывет,        Ладони соединяются вместе

Рыбка – малютка хвостиком бьёт          и выполняются движения вправо и влево.

5. Подвижная игра

Улитки ползут, свои домики везут. - Руки за спиной, дети передвигаются по кругу в полуприседе.

Рогами шевелят, на рыбок глядят. – Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, наклон головой вправо-влево.

Рыбки плывут, плавничками гребут. – Бегут по кругу маленькими шагами, движения ладонями вперед-назад.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ВЕСНА»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Сосульки звенят»

Поднять руки вверх, вдох носом, ритмично опускать руки и на выдохе произносить: «Динь-Динь-Дон! Динь-Динь-Дон!»

2.Массаж биологически активных точек

Пора забыть о валенках,      ребром ладоней вправо-влево растираем лоб

Ведь солнышком согреты,    пощипываем щеки

Сегодня на проталинках      массируем крылья носа кулачками

Проснулись первоцветы.     поглаживаем уголки губ к вискам

3.Упражнение для язычка: непослушный язычок, лопаточка-иголочка, часики, качели

4.Упражнение для пальчиков:

От сосулек звон, звон.          Хлопаем ладошками слева и справа от головы

Просыпайся клён, клён.        Круговые движения

Растопился снег, снег,          Руками от себя – «волны».

Ручейки – в бег, в бег.          ритмичные хлопки ладонями по коленям

Мы по лужам – топ – топ,

Через лужи – прыг – скок!

5.Подвижная игра  «Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и проговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,         Идут по кругу.

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,                  Хлопают в ладоши.

Очень рады солнышку.

Топ-топ-топ-топ!                    Ритмично притоптывают на месте

Топ-топ-топ-топ!

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!            Ритмично хлопают в ладоши

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!

На сигнал дождь идет, скорей домой дети бегут к воспитателю под зонтик.

Воспитатель говорит: Дождь прошел. Солнышко светит.

Игра повторяется.

.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

1.Упражнение на развитие дыхания «Летят гуси»

Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, словно крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "г-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз

2.Массаж биологически активных точек: «Скворец»

 Скворец за морем жил зимой, -поглаживаем лоб от середины к вискам

 Теперь вернулся он домой.  - массируем круговыми движениями виски

 И рано утром в тишине  -массируем крылья носа кулачками

 Запел о солнце и весне.  поглаживаем уголки губ к вискам

3.Упражнение для язычка:

 «Клювы разных птиц». Медленно всасывать щеки в зазор между зубами.

Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

 «Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под

счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем

произносить звук а-а-а.

«Аист». Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под

счет до «шести—восьми».

4. Упражнение для пальчиков: «Птицы весной»

Катаем кольцо на каждом пальчике

К нам весной грачи вернулись,

Жаворонки и скворцы.

Следом ласточки примчались,

Прилетели журавли.

5.Подвижная игра «Ласточка» 

Ласточки летели, Все люди глядели.

(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)

Ласточки садились, Все люди дивились. Сели, посидели,

(Делают ритмичные наклоны головы.)

Взвились, полетели.

(Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)

Полетели, полетели, Песенку запели.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Цветы распускаются»

 Ребенок стоит, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Затем, разгибает пальцы по очереди, при этом выполняет вдох через нос. После, пальцы сжимаются в кулачок в обратном порядке, выполняется выдох (цветок закрылся). Повторить 4-6 раз. 

2.Массаж биологически активных точек лица «Цветы»

Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,

Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,

К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,

Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,

Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам. 

3.Упражнения для язычка: лопаточка-иголочка, горочка, котята лакают молоко, чистим зубки

4.Упражнение для пальчиков: «Подснежник»

Прибежал подснежник в мартовский лесок        Пальчиками бегут по коленям

Заглянул подснежник в чистый ручеек        Встали, хлопают себя по бокам.

И себя, увидев, крикнул: «Вот те на!»        Руки вверх, хлопки в ладоши.

Я и не заметил, что пришла весна»                 Сжимаем руки в кулачки.

5. Подвижная игра  «На лужайке поутру»

На лужайке поутру мы затеяли игру

Я – подснежник, ты – вьюнок становитесь в наш венок.        Дети  стоят в кругу

Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире         Делают 4 шага назад

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки        Бегут по кругу

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим          Раздвигают круг

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть          Смыкают круг

Мы веселые лучи                Тянутся на носочках, руки вверх

Мы – резвы и горячи        Прыгают на носочках, руки на поясе

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «НАСЕКОМЫЕ»

1.Упражнение на развитие дыхания «Проснулся жук»

Дети сидят, руки опущены вдоль туловища. Нужно поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

2.Массаж биологически активных точек лица «Оса».

Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски.

Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем

основание бровей.

Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам.

Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам.

3.Упражнения для язычка:

«Хоботок комарика»--сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Комарик кусает»--узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать

вглубь рта.

«Бабочка летает вокруг цветка»--приоткрыть рот и облизать губы

языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

«Кузнечик»--широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка

попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

4.Упражнение для пальчиков:

На ромашке – две букашки,

(руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук)

А на лютике – жучок, в колокольчике – кузнечик,

На гвоздике – паучок. А на маке-то – пчела,

(пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит)

Собирает мед она.  

5.Подвижная игра  «Кузнечик»

Скачет маленький кузнечик:    (Прыжки)

Через мостик перешел,            (Ходьба)

Через лужи перепрыгнул,      (Прыжки с ноги на ногу)

В гости к бабочке пришел:    (Ходьба)

«Эй, хозяйка, хватит спать!    (Дети ритмично «стучат в дверь»)

Выходи скорей гулять!           (Машут рукой в направлении к себе)

Будем вместе веселиться –    (Хлопают в ладоши)

Ты летать,                      (Машут руками)

А я скакать!»                 (Прыжки)

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «СЕМЬЯ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «Старая бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину, - вдох, на выдохе произносить О-О-ОХ! О-О-ОХ! О-О-ОХ!   Повторить 3-4 раза

2.Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька проснулась».

Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза

Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам

Ручкой влево потянулась – поглаживают брови

Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам.

А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам.

Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши.

3.Упражнение для язычка:

Мама замесила тесто (губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить:«Пя-пя-пя, бя-бя-бя»), напекла блинов (блинчик), мы блины с вареньем ели (вкусное варенье), чай попить мы захотели (чашечка), подуем на чай (дуем на чашечку)

4.Упражнение для пальчиков: «Семья»

Этот пальчик – дедушка,       (Загибаем большой палец)

Этот пальчик – бабушка,       (Загибаем указательный)

Этот пальчик - папочка,         (Загибаем средний палец)

Этот пальчик – мамочка,       (Загибаем безымянный)

Ну, а этот пальчик – Я!          (Потряхиваем мизинчик)

Вот и вся моя семья!              (Сжимаем и разжимаем кулачек)

5. Подвижная игра

Раз, два, три, четыре,    (Хлопают в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?    (Шагают на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,    (Прыжки на месте)

Всех смогу пересчитать:    (Шагают на месте)

Папа, мама, брат, сестра.    (Хлопают в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка,   (Наклоны туловища влево – вправо)

Мой сверчок, щегол и я.    

Вот и вся моя семья.   (хлопают в ладоши).

Комплекс артикуляционной гимнастики

Лексическая тема «ЛЕТО. ЦВЕТЫ НА ЛУГУ»

  1. Упражнение на развитие дыхания «ЖАРКО»

На улице очень жарко, давайте подуем на плечи, сначала на правое, затем на левое». Ребёнок делает спокойный вдох, пауза в 3 секунды, затем, поворачивая голову, дует на одно плечо, делает вдох и дует на другое плечо. Повторить 3- 4 раза.

2.Массаж биологически активных точек

Мы красивые цветочки – поглаживаем щеки ладонями сверху – вниз

Нас так любят мотылёчки – кончиками пальцев «бегаем» по лбу

Любят бабочки, букашки – массируем уголки губ по направлению к ушам

Детки нас зовут –ромашки – указательными пальцами массируем крылья носа.

3. Упражнение для язычка: непослушный язычок, змейка, горка, вкусная конфетка

4.Упражнение для пальчиков: «Гроза»
Закапали капли,    (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь.     (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!   (стучим сильнее)
Пошел град.     (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния.   (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!    (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой  (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!

5. Подвижная игра «Тучка»

Жарче дырчатая тучка, -

 Дети показывают на себе те части тела, которые называют.

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки, -

Мой затылочек, височки,

Подбородочек и щечки!

Трем мочалкою коленочки, - Имитируют движения мочалкой.

Щеткой трем хорошенечко.

Источники:

https://infourok.ru/dyhatelnaya_gimnastika_po_leksicheskim_temam-340396.htm 

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-dyhatelnoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam-v-srednei-grupe.html 

https://ds39.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/54/2020/04/мебель.docx 

https://pedagogcentr.ru/publication/3/35/5903 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/12/05/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-leksicheskim-0 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/06/26/kartoteka-igr-razvitie-koordinatsii-rechi-s-dvizheniem 

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-kordinaciyu-rechi-s-dvizheniem-v-srednei-grupe.html 

https://abvgdeika123.caduk.ru/p37aa1.html 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/15/podvizhnye-igry-po-teme-nedeli-moy-gorod 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы

Комплексы дыхательной гимнастики для детей средней группы позволяет снять психоэмоциональное напряжение  детей во время занятий, способствует расслаблению мышечного спазма....

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы 1. На зарядку становись!Ходьба друг за другом. Лёгкий бег. Ходьба за первым и последним. (Менять направление 3 раза). Построение в круг.Обще...

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы...

Комплексы утренней гимнастики для детей средней группы

СЕНТЯБРЬ 1  НЕДЕЛЯ1ч. Ходьба друг за другом. Легкий бег. Ходьба за первым и за последним      ( менять направление 3 раза). Построение в круг. 2ч. О...

Комплекс утренней гимнастики для детей средней группы: «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ»

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики, если выполнять её систематически, а не от случая к случаю. Она – обязательное условие укрепления здоровья, развития физи...

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста позволит предотвратить нарушения звукопроизношения у детей....