Коробка с карандашами, или "витамины" для малышей
консультация

психологи установили, что цветные карандаши и мелки необходимы ребенку для полноценного развития...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korobka_s_karandashami.docx60.81 КБ

Предварительный просмотр:

КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ,

ИЛИ «ВИТАМИНЫ» ДЛЯ МАЛЫШЕЙ


                                                                                       
Вы, наверное, удивитесь, но «витаминами» для малышей называют именно цветные карандаши и восковые мелки. Как такое возможно? — спросите вы. Психологи установили, что цветные карандаши и мелки необходимы ребенку для полноценного развития, а их отсутствие в жизни малыша они сравнивают с явлениями авитаминоза.

Знаменитый немецкий поэт Йоганн Вольфганг Гете еще в 19 веке создал «Учение о цвете», где обосновал идею о «чувственно-нравственном воздействии цвета», который через зрение оказывает влияние на психику человека. Современные психологи пошли еще дальше: они вскрыли все многообразие и сложность психических процессов, связанных с восприятием цвета детьми.

Вы встречали детские рисунки, на которых по сути ничего не изображено, но разнообразие использованных цветов просто поражает воображение и ставит взрослого в полнейший тупик? Этому есть простое объяснение: для малыша первоначально цвет важнее конкретного образа. Цветные карандаши приобретают колоссальное значение при его знакомстве с цветами. Само появление на чистом листе бумаги разноцветных пятен — захватывающий процесс. Ребенок пробует все цвета подряд и при этом совершенно не замечает, что у него не получается конкретных изображений.

Интересно, что существует определенная последовательность в восприятии и предпочтении цветов малышами. Знания об этом позволяют ответить на вопрос, сколько же цветов должно быть в коробке с карандашами для детей разных возрастов.

Оказывается, мир цвета открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он осваивает и использует преимущественно только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. По мере развития психики к ним добавляются зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Позже малыш вовлекает в сферу своего внимания остальные цвета спектра и их оттенки.

Интересен опыт японских психологов и педагогов, которые сначала выявляют, какие цвета полностью отсутствуют в рисунках детей. После этого ведется работа над расширением цветового восприятия. В итоге дети овладевают всеми известными тонами и их оттенками. Это очень важно, поскольку владение всей цветовой гаммой в японской традиции — основа душевного равновесия.

Важно также не перегружать психику ребенка большим количеством цветов и оттенков. Каждому возрасту — своя коробка с карандашами. Для самых маленьких достаточно шести основных наиболее ярких тонов. При этом самыми популярными среди них будут красный, оранжевый и желтый. Карандаши этих цветов используются и «закончатся» быстрее остальных. Младшие дошкольники просто знакомятся с цветами, которые вызывают у них определенные эмоции и пока ничего не выражают — отсюда бесформенные абстрактные разноцветные рисунки.

Старшие дети используют большее количество тонов и их оттенков — для них шести цветов уже не достаточно, и требуются наборы по 8 или 12 цветов. С их помощью они придают своим рисункам определенную эмоциональность. Цвет в их творчестве оказывается востребованным намного сильнее.

К пяти годам дошкольники уже осваивают все основные цвета, которые постепенно становятся средством выражения отношения к окружающему миру и помогают усваивать новую информацию. Цвет героев мультфильмов помогает отличать врагов от друзей, кроме этого, в цветовых предпочтениях начинает проявляться дифференциация детей по полу. Девочки самыми приятными назовут розовый, красный и фиолетово-сиреневый цвета. Мальчики же предпочтут черный, коричневый, синий и зеленый.

В старшем дошкольном возрасте — к 6–7 годам — дети при помощи цвета начинают передавать настроение героев своих рисунков. Для этого возраста уже важно наличие большего количества цветов, по крайней мере, не менее двенадцати. При этом используются яркие тона.
Предпочтение к ним настолько велико, что приводит к нереалистическому изображению: на рисунках часто можно увидеть красные и желтые дома, самолеты, красных людей и оранжевые деревья. Мрачные, холодные и темные цвета дети — особенно в возрасте до 5 лет — используют, когда их просят нарисовать что-то нелюбимое или неприятное.
Таковы основные тенденции в предпочтениях в зависимости от возраста ребенка. Особенности цветовосприятия детьми во многом определяют выбор цветных карандашей.

Цвета по-разному воздействуют на эмоциональное состояние и даже на здоровье ребенка. Они воспринимаются рефлекторно и не зависят от сознания.

Красный цвет возбуждает психику, усиливает кровообращение, гормональную активность, улучшает слух и стимулирует память. По воздействию на человека близок к нему и оранжевый цвет. Желтый цвет стимулирует деятельность мозга, фантазию, мечтательность. Зеленый способствует концентрации внимания. Вспомните, что школьные парты когда-то были непременно зелеными. Психологи установили, что на партах зеленого цвета дети при прочих равных условиях более сконцентрированы и совершают меньше ошибок в сфере внимания.

Синий цвет в предпочтениях ребенка говорит о его уравновешенности. Однако обилие синего цвета на рисунках может свидетельствовать о внутренней усталости малыша и потребности в отдыхе.

Использование фиолетового цвета — сигнал скрытой импульсивности, а его полное отсутствие — знак состояния стресса. Голубой — цвет мечтательности, розовый — цвет возбудимости. Интересно, что розовый потолок в комнате с новорожденным снижает его заболеваемость на первом году жизни.

Белый цвет используется не очень часто и говорит о рассеянности внимания малыша или о том, что он хочет освободиться от чего-то гнетущего. Коричневый цвет может свидетельствовать о наличии хронического заболевания. Черный — сигнал внутреннего протеста, боевого настроения, некоторой внутренней агрессивности.

Отдельно стоит сказать о сером цвете — он противопоказан детям. Психологи отмечают, что если ребенок часто использует серый цвет, то стоит насторожиться: такой малыш тихий и замкнутый, с ним сложно выйти на контакт. Если он не может определиться с тем, нравится ли ему серый цвет, то это говорит о его психологической усталости. Серый цвет — это спокойствие без раздражения и без возможностей. Его используют отверженные дети, или те, которым безразличен окружающий мир. Если ребенок рисует карандашом серого цвета — стоит уделить ему больше внимания.

Рисунок цветными карандашами — это определенным образом представленная речь ребенка. Очевидно, что ему проще выразить внутренний мир в рисунке, чем подобрать слова, многие из которых пока не знакомы. Именно поэтому коробка с карандашами имеет такое огромное значение в его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...

Выпуск в школу. "Как сказки помогли отыскать выпускникам коробку с карандашами"

Выпускники  чудесно рисуют. Воспитатели решили подарить своим талантливым детям коробку с карандашами.Побывав в гостях у ребят, Шапокляк прихватила с собой подарок. На помощь ребятам пришли сказк...

Коробка с карандашами

Коробка с карандашами...

Дидактическая игра "Коробка с карандашами"

Дидактическая игра "Коробка с карандашами"...

«Коробка с карандашами»

laquo;Коробка с карандашами»Возраст детей: 2-3 года.Количество детей: 20 детейДлительность: 15 минутЦель: Формирование умения правильно держать карандаш; учить различать цвет (красный, зеленый,...

Из коробки с карандашами Консультации по изобразительной деятельности для педагогов и родителей

Из коробки с карандашами [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"21546322","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"368"}}]] Консультации по изобразитель...