Тема проекта: «Сказку «Пых» мы прочитаем, о Белоруссии узнаем»
проект (средняя группа)

Кухарчук Елена Львовна

В нашем детском саду в феврале проходила неделя сказок . Вот и мы в средней группе решили познакомить дошкольников с национальной культурой братского (белорусского) народа через сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazku_pyh_my_prochitaem_o_belorussii_uznaem.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:   «Сказку «Пых» мы прочитаем, о Белоруссии узнаем»

Возраст детей:      дети средней группы (4-5 лет)

      Участники:           дети, воспитатели, родители.

Сроки  проведения:            с 3 по 7 февраля

Итоговое событие:   Инсценирование белорусской народной сказки «Пых»

Авторы:Кухарчук Елена Львовна

Цель проекта: знакомство дошкольников с национальной культурой братского (белорусского) народа через сказки.

Актуальность

     Одним из основных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития ребенка, формирование интереса к национальной культуре и традициям. В дошкольном образовании этнокультурное воспитание – это ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем и формирование у подрастающего поколения готовности к взаимодействию с представителями различных культур. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

         Я решила реализовать проект по данной теме, т. к. проблема наших воспитанников: недостаточный уровень знаний по теме. В связи с этим требуется тщательное планирование педагогического процесса с учетом уровня развития детей.

Проблема воспитания у детей поликультуры межнационального общения обусловлена общим ростом национального самосознания и на сегодняшний день является весьма актуальной, в том числе и на этапе дошкольного образования. Важно воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к национальному многообразию населения нашей страны, различным национальным языкам. У дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, необходимо формировать положительное отношение к представителям разных народов, которое может проявляться в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, общаться и даже изучить язык. Основной путь достижения таких результатов – это приобщение к различным этническим культурам через познание образцов народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений выдающихся национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, талантливых мастеров народных промыслов.
Для реализации данного проекта нами избран материал о белорусском этносе, близком к русскому как в языковом, так и в культурном отношении. Россия и Белоруссия являются тесными партнёрами в экономической, политической и военной сферах. В данных условиях происходит неизбежная интеграция наших народов, что обуславливает устойчивый интерес друг к другу и обеспечивает доступность освоения культурного наследия белорусской нации для российских детей-дошкольников. Поэтому именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприимчивы важно формирование начал экологической культуры личности человека.

Задачи:

Линии развития

Воспитательные

Развивающие

Образовательные

Физическое

Воспитывать положительные нравственно волевые черты личности и справедливости в проведении подвижных игр и соблюдение игровых правил

Развивать физические качества: ловкость, быстроту, меткость, выносливость

Стимулировать интерес к физическим занятиям, доброжелательное взаимодействие с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.

Повысить двигательную активностьдетей, мотивацию к разучиванию народных (белорусских) подвижных игр;

Социально-личностное

Воспитывать интерес и уважение к детям других национальностей.

Развивать интерес к различным видам игр,самостоятельность в выборе игр, пробуждать к активной деятельности. Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы.

Знакомить  в соответствии с возрастом воспитанников, о культуре и традициях белорусского народа,

Познавательно - речевое

Воспитывать хорошие манеры в ходе проведения беседы.

Развивать лексику монологическую речь. Выражать свое отношение к окружающему миру, находя для этого самостоятельно речевые средства.

Совершенствовать  умение слушать и слышать собеседника, формировать любознательность, интерес к изучению общественной жизни.

Художественно-речевое

Воспитывать бережное отношение к результатам своего и чужого труда, эмоциональную отзывчивость

Развивать интерес к продуктивной деятельности, помогать развивать детское творчество

Закреплять умение создавать законченную композицию.

Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством(заклички, стихи-зазывалки, потешки, хороводные песни и т.д.);

Организация предметно-развивающей среды для реализации проекта

Центр развития (уголки)

Материал, подготовленный педагогом

Материал, подготовленный родителями

Центр книги (книжный уголок)

Народные сказки «Волшебная дудка», «Пых». «Лёгкий хлеб», «Мена», «Старый отец», «Пан и сказочник».

Устное народное творчество белорусов. Пословицы, поговорки, считалки.

Центр ИЗО деятельности

Трафареты с изображениями костюмов Белоруссии Образцы для аппликации и лепки

Раскраски по теме проекта.

Центр  настольно-печатных игр

Дидактическая игра

«Собери флаг»,«Одень куклу в национальный костюм». 

«Найди на ощупь»

«Четвёртый лишний»

«Разложи правильно»

«Верно-неверно»

Центр ТСО

Презентации по теме проекта «Традиции и обычаи белорусского народа», «Белоруссия»

Мультфильмы по теме проекта  «Мы живем в России – Белорусы» (Видеоэнциклопедия нашей страны «Гора самоцветов»), «Дзед» по мотивам белорусской сказки.

Центр сюжетно –ролевых игр

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Театр»

Куклу в национальном белорусском костюме. Картинки с изображением героев сказки»Пых»

Формы работы с родителями:

  1. Рекомендации для родителей по теме «Воспитание белорусской сказкой»
  2. Консультация для родителей «Роль народной сказки в поликультурном воспитании дошкольника»
  3.  Рекомендации во выбору художественной литературы
  4. Анкета для родителей «Роль народной сказки в поликультурном воспитании ребенка».

Формы работы с детьми:

        - Игровая деятельность

                         Дидактические игры:

«Собери флаг», «Одень куклу в национальный костюм». 

Настольные игры :

«Найди на ощупь»,  «Четвёртый лишний», «Разложи правильно»,

«Верно-неверно»

Сюжетно-ролевые игры:

«Встречаем гостей»,  «Готовим белорусские блюда», «Театр»

Физкультминутки:

«Здравствуй, небо голубое», «Мы шагаем по дорожке -Раз-два!»

Пальчиковая гимнастика :

«Катиться колючий ёжик»

- Продуктивные виды деятельности

1. Рисование на тему:  «Фартук для Василинки»

2.    Аппликация  на тему: «Флаг Белоруссии»

3.Лепка на тему : «Здравствуй, ежик Пых»

    3.      Конструирование   на тему: «Дамок-теремок».

- Коммуникативная деятельность

Развитие речи:  Знакомство с белорусской народной сказкой «Пых»

Беседы: Символика Белоруссии», Национальный костюм Белорусии», «Народное творчество Белоруссии», «Традиции и обычаи белорусского народа»

- Чтение художественной литературы

Чтение  произведений художественной литературы и фольклора: «Возера Нарач», «Празязюлю», поговорки, считалки. Чтение белорусских народных сказок «Лёгкий хлеб», «Пых», «Мена», «Старый отец», «Пан и сказочник».

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».     

   -  Двигательная деятельность

     Подвижные игры:

«Мельница (Млын)», «Колечко (Пярсцёнак)», «Лиски», «Заплетися, плетень». 

  -  Познавательно – исследовательская деятельность

ФКЦМ : «Василинка из Белоруссии»

Просмотр мультфильмов .«Мы живем в России – Белорусы» (Видеоэнциклопедия нашей страны «Гора самоцветов»), «Дзед» по мотивам белорусской сказки.

Наблюдение -экспериментирование«Волшебница – глина».

Цель: расширить представления о свойствах, качествах и значении глины.

Рассмотреть  с детьми альбом «Декоративно-прикладное искусство Белоруссии»

Итоговое событие:      

Инсценирование белорусской народной сказки «Пых»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта"Сказка как средство нравственного-патриотического воспитания"

Название проекта нравственнно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок"...

Проект по развитию речи во второй младшей группе Тема проекта: «Сказка о веселом язычке».

Проект по развитию речи во второй младшей группеТема проекта:  «Сказка о веселом язычке»....

Тема проекта: «Сказки Г.Х.Андерсена» в старшей группе.

Государственное бюджетное образовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа №18 г. Сызраниг.о. Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную ...

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Сказочная викторина для детей 5-7 лет

Закреплять знания  детей о прочитанных литературных произведениях....

«Разработка практико-ориентированного проекта в рамках образовательного процесса»• Тема проекта: Сказка в гости к нам пришла...

Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские пси...