Доклады, выступления.
материал

Каминская Ксения Александровна

Доклады, выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «Югорка»

Доклад на тему:

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников»

Каминская К.А.

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Покачи 2022 год.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Одним из направлений образовательной работы МАДОУ ДСКВ «Югорка» является гражданско-патриотическое воспитание детей.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны.

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
  2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
  3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
  4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога – один их существующих факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях.

Работа с педагогами по гражданско-патриотическому воспитанию организована в следующих формах:

  • семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • ознакомление с методической литературой по гражданско-патриотическому воспитанию: «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульника. «Дни воинской славы» М.Б. Зацепина. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» автор-составитель Т.В. Иванова. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г Комратовой, Л.В. Грибановой и др.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитаельной деятельности и реализуется через такие формы как:

- создание развивающей среды по гражданско – патриотическому воспитанию

- тематические занятия

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей, выставочный зал)

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народа, населяющих наш край проникался сознанием важности и необходимости трудных условий для процветания родного города, страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки. Пазлы, домино, в групповых – содержат краеведческий материал. Книги, фотоальбомы нахдятся в доступном месте для ребенка и  знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Карта  ХМАО, политическая карта мира, зоологическая карта, физическая, глобусы, позволяют путешествовать не только по детскому саду, но и по бескрайним просторам Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание детей осуществляется через   следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников.

Мы стремимся на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь им осознавать свое место в нем, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему городу, стране.

Успех гражданско – патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в дошкольном образовательном учреждении. Педагоги детского сада используют следующие формы работы с родителями:

  • консультации, тематические встречи, акции психологический тренинг для родителей, совместные физкультурные досуги, праздники, музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями, детские работы, выполненные вместе с родителями, тематические выставки.

Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, но и совместно с воспитателями обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах.

Мы не нарушаем общий план образовательной работы – мы подкрепляем его пункты региональным материалом. Так реализуется педагогическая идея о развитии духовных потребностей, достигается уровень, необходимый для осознанного, осмысленного условия культурных ценностей.

  • Модель гражданско-патриотического воспитания детей  в нашем детском саду включает в себя 7 направлений

Первое направление: Я и моя семья

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага. Эта задача традиционно решалась в дошкольных учреждениях, но сегодня ощущается необходимость усилить работу в этом направлении, сделать ее более содержательной.  Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы наполнено следующим содержанием:

  1. Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
  2. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников
  • Необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.
  • Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения.
  1. Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности:
  •       Посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок,    демонстрация фильмов.
  1. Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение.

Знакомить детей с отдельными зарубежными странами и элементами их культуры, расширив в своем сознании границы мира

Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.

Третье направление:Человек-труженик.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш  взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.

  1. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (нефтяник, водитель, повар, библиотекарь). Воспитывать гордость за результаты их труда.
  2. Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т.д.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой.и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является. Какую же культуру взаимоотношений с природой мы должны воспитать в ребенке, чтобы вырастить настоящего гражданина, патриота своей страны.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

На сегодня существует проблема – Россия не знает Россию, и каждое новое поколение в массе своей знает еще меньше. Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Шестое  направление:Культура.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - одно из направлений  нашей работы.

  1. Праздники: народные, обрядовые, посвященные памятным датам.
  2. Развлечения.
  3.  Занятия по знакомству с местным народным промыслом.
  4. Одинаково интересным и важным для детей является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, военачальников, писателей, композиторов и многих других достойных сынов и дочерей России. Дополнительно нужно сделать акцент на знакомстве с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.

Седьмое  направление: История.

Следующее направление работы, которое мы  закладываем  в свою модель гражданского воспитания – история страны.

Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история. Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, её традициям. Дети с увлечением слушают рассказы о ветеранах,   о  их героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Мы уверены, чтоединство требований детского сада и семьи обеспечивает ребёнку условия для полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнить детскую жизнь полезными делами и хорошими поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад выступления на ГМО логопедов и дефектологов

В докладе представлены основные вопросы развития инклюзивного образования России в сравнении с зарубежными коллегами....

Доклад-выступление по теме "Музейная педагогика"

Данный материал включает в себя информацию по созданию мини музеев в группах детского сада. Доклад свидетельствует о том какое влияние оказывает мини музей на всестороннее развитие детей дошкольного в...

Доклад-выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация к детском саду.»

один из первых вопросов, который встает перед родителями — это вопрос о возрасте, с которого ребенку лучше начинать посещение детского сада. ...

Доклад – выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей по теме: «Приемы активизации развития и восстановления здоровья ребенка посредством музыкотерапии»

Дошкольник, попав в детский сад, испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. В течение последующих 4-5 лет пребывания в ДО...

Доклад выступления на педагогическом совете на тему: "Народные игры, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

Народные игры как часть традиционной  культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отраж...

Доклад-выступление на родительском собрании на тему: Организация предметно-развивающей среды в группе « Солнышко» в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре ...