Исследовательский проект "Секреты пуговки"
проект (подготовительная группа)

Каминская Ксения Александровна

Проект "Секреты пуговки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Секреты пуговки" 354.75 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление работы: «Социально-гуманитарные и экономические науки»

Тема проекта

«Секрет пуговки»

Авторы проекта: Макарова Мария,

воспитанница группы «Ручеек»,

Алибекова Хадижа,

воспитанница группы «Капелька»

Научные руководители:

Каминская Ксения Александровна,

Кириллова Эльмира Бабашевна,

воспитатели МАДОУ ДСКВ «Югорка»

2022 г

  1. Аннотация.

Актуальность.

У каждого из вас на одежде есть эта помощница. «Одеваться соберёшься, без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети, застегну я всё на свете». Конечно, это пуговица. Утром, собираясь в детский сад, а взрослые на работу или по другим своим делам, мы проводим утренний туалет, одеваемся и делаем еще много разных дел. При этом очень привычно застегиваем свою одежду, и мало кому приходит в голову такая мысль:

- почему пуговицу называют пуговицей?

- где появились первые пуговицы, и какими они были?

- почему на женской и мужской одежде пуговицы пришиты с разных сторон?

- какие изменения претерпела пуговица от древних времён до наших дней?

- существуют ли приметы или суеверия, связанные с пуговицами?

Оказывается, пуговицам всегда есть, что рассказать об ушедших временах. Хорошо сохранившиеся пуговицы находят и в старинных сундуках, и в археологических раскопах, и в отвалах плуга. По ним удаётся восстановить не только моду, вкус и статус их владельцев, но и понять эволюцию аксессуаров одежды и изучить, как развивалась технология материалов. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей.

Цель исследования:

- познакомиться с историей возникновения и жизни пуговицы;

- узнать, для чего нужна пуговица;

- расширить кругозор в области применения привычных вещей – пуговиц.

Задачи:

- проанализировать научную информацию по теме;

- познакомить детей с пуговицами, её видами, классификацией и назначением.

- поддержать стремления дошкольников в обследовании предметов для выявления интересных исторических фактов о пуговицах;

- стимулировать интерес к сравнению предметов.

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мышление, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.

- заинтересовать детей к выполнению поделок из пуговиц.

- воспитывать интерес к истории предметов, прививать бережное отношение к чужому труду и поделкам.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с историей пуговиц, узнают виды пуговиц;
  2. Дети узнают области применения пуговиц.
  3. Создадут свою выставку поделок «Волшебная пуговичка»,
  4. Создание книги сказок о пуговицах.

Вывод: Данный проект направлен на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. Изучение данной тематики расширит кругозор - дети узнают об истории возникновения пуговицы, её совершенствовании. Развитие фантазии детей, позволит самостоятельно изготовить своими руками творческую работу – поделка с пуговицами.

  1. План исследования

Данный проект разработан для детей старшей и подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений.

Тип проекта: познавательно-исследовательский 

Предмет исследования: пуговицы

Продолжительность: долгосрочный проект (с 01.02.2022 по 01.03.2022)

Участники проекта: дети групп «Капелька», «Ручеек», родители, воспитатели.

Проблема: в связи с тем, что мода не стоит на месте, и сейчас наряду с пуговицами, можно увидеть кнопки, «липучки» и молнии. А нужны ли тогда пуговицы?

Гипотеза: По - прежнему ли пуговицы играют большую роль в жизни человека?

Методы:

  • поиск информации в интернете;
  • проведение опроса,
  • исследование и эксперимент;
  • творческо-экспериментальная деятельность

Мы решили выяснить, что знают о пуговицах наших одногруппники. Был проведен опрос. По результатам анкетирования, мы сделали вывод о том, что не все ребята знакомы с данной темой, поэтому мы решили исследовать эту тему и рассказать о результатах своих исследований. Для этого был составлен план исследований.

План проекта:

- анкетирование воспитанников на тему «Что ты знаешь о пуговичке?» 

- проведение бесед, занятий; 

- чтение литературных произведений, придумывание сказок по теме и рассматривание иллюстраций;

- использование интернет – ресурсов;

- словарная работа; 

- посещение городской библиотеки; 

- изготовление поделок, аппликаций;

- создание и презентации исследовательской работы «Секреты пуговки». 

Описание метода

Сравнение - установление сходства или различия явлений, процессов и объектов в целом или в каких-либо признаках. Сравнение - метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления.

Анализ - логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез - объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

Индукция - процесс движения мысли от частного к общему, от ряда факторов к закону. Индуктивный прием обычно используется в тех случаях, когда на основе частного факта можно сделать вывод, установить взаимосвязь между отдельными явлениями и каким-либо законом.

Дедукция -это процесс движения мысли от общего к единичному, от закона к отдельным его проявлениям.

Абстрагирование - способность отвлечься от всей совокупности факторов и сосредоточить внимание на каком-либо одном вопросе.

Этапы работы

Этапы проекта

Действия

детей

Действия педагогов

Действия

членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

(проблема, планирование, прогнозирование результатов/ продуктов проекта)

Изучение, рассматривание материалов с интернет -ресурсов.

Подбор пословиц, поговорок, загадок и стихотворений о пуговице.

Подбор дидактических игр с пуговицами.

Подбор или создание презентаций «История пуговицы».

Сбор материала для поделок на выставку композиций

«Загадочный мир пуговки»

Деятельностный

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Беседа: «Без пуговки никуда»,

  • НОД Развитие речи. Тема  «Нужна ли пуговица?»,
  • НОД Мир природы и мир человека «Где же пуговица?»,

Отгадывание загадок о пуговице, Заучивание стихотворений о пуговице,

  • Заучивание пословиц и поговорок о пуговице.
  • Рассматривание и сравнение иллюстраций пуговиц в старину и сейчас.
  • Рисование: «Волшебная пуговичка».
  • Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Пуговица большая да маленькая»

  • Экскурсия в библиотеку «Когда появилась пуговица»

Придумывание сказок, рассказов.

Оформление выставки в мини-музее. «Загадочный мир пуговки».

Представление поделок на выставке «Загадочный мир пуговки»

Создание книги сказок о пуговице.

Завершающий

(презентация продуктов проекта и рефлексия – размышления над новыми знаниями)

Творческие сказки на тему «Приключения пуговки»

Представление проекта «Секреты пуговки»

Планирование мероприятий в рамках развития проекта для детей подготовительной группы

Обмен впечатлениями в форме беседы о выставке в форме беседы дома.

Предложения по развитию проекта.

Библиография

История пуговицы c древних времён и до настоящего времени.

В далёкой древности люди  делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, на которые набрасывали петли. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани: лёгкие и воздушные шёлковые, плотные и тяжелые шерстяные.

Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и модной вещью. На одежде богатых людей они превратились в настоящее украшение из золота и серебра. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

У Даля в словаре рассказывается о том, что продавали пуговиц ровно столько, сколько требовалось на одежду, и в зависимости от принадлежности человека к определенному социальному слою, в зависимости от его заслуг полагалось и разное количество пуговиц. Причем размер и материал пуговиц имел очень большое значение. По этому количеству, можно было сразу определить, к какому сословию принадлежит человек. Эта деталь костюма говорила о его хозяине не меньше, чем другие виды аксессуара - обувь, часы или сумка. По тому, какие пуговицы на платье можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни.

А в конце 18 века, когда были введены мундиры, по пуговицам, на чьи мундиры были нашиты пуговицы с гербами и символикой рода войск, можно было узнать, где и кем служит их владелец.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями. Количество пуговиц на мужской одежде иногда было очень большим, что делало платье слишком тяжелым. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

На Руси делали первые пуговицы - «кляпыши»: палочку из серебра обвивали золотыми нитями до тех пор, пока на одном конце не получался шарик. Самые маленькие «кляпыши» были с горошину, а крупные – размером с куриное яйцо. Затем изготавливались металлические пуговицы. Одежду, застёгивающуюся на золотые и серебряные пуговицы, носили только богатые люди.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т.д.

В конце 19 века большую популярность имели стеклянные пуговицы из разноцветного стекла. И даже Михаил Ломоносов принимал активное участие в работе фабрики по производству этих пуговиц.

Из пуговиц создавались настоящие произведения искусства. В Вильнюсе, на фестивале российский дизайнер Татьяна Парфенова получила приз за свои работы. Это была золотая пуговица весом 60 грамм с вкраплениями бриллиантов. Такой приз ей вручил сам Пако Рабана. В США образовано национальное пуговичное общество. Они ежеквартально выпускали издание, где были опубликованы все новости в мире пуговиц. В Чехии, в городе Яблонец, есть музей пуговиц разных эпох и стран.

В настоящее время женщины также не могут обойтись без пуговиц. Они используют их в качестве потрясающих украшений, делают бусы, браслеты, и просто в качестве орнамента пришивают на одежды. Материал для пуговиц может быть самый различный. Это и металл, и слоновая кость, фарфор, ее можно связать крючком, сплести из толстого шнура, обшить металлическую пуговицу тканью, обсыпать бисером. Все зависит от фантазии. Сейчас широко используется применение различных пластмасс. По форме они тоже могут совершенно разные – круглые, квадратные, выпуклые, в виде шариков, овалов, бубенчиков.

Все что мы нашли и узнали интересного про пуговицы предлагаем ознакомиться и вам:

1. Дидактические игры. (Приложение №2)

2. Памятники пуговицам. (Приложение №3)

3. Интересные факты о пуговицах (Приложение №4)

4. Дидактические игры с пуговицами для дошкольников. (Приложение № 5)

5. Загадки, пословицы и поговорки о пуговицах. (Приложение №6)

6. Сказки о пуговицах. (Приложение № 7)

Формы работы с родителями.

1. Беседа о необходимости проекта «Секрет пуговки», о важности данной проблемы.

2. Привлечение родителей к созданию пуговичной библиотеки: «Пуговицы. Какие они были и какие они сейчас»,

3. Подготовка папки –передвижки «Русские пословицы о пуговицах»,

4. Разработка сборника «Загадки о важных мелочах».

5.Выставка поделок из пуговиц «Загадочный мир пуговки».

6. Изготовление книги «Детские смешные сказки про пуговицы».

Ожидаемый результат

  1. Повышение уровня познавательных процессов и развития мелкой моторики кистей рук.
  2. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников.
  3. Создание выставки из пуговиц, книги сказок.
  4. Расширение представлений детей об областях использовании пуговиц.

  1. Описание работы

Вся работа, предшествующая созданию проекта «Секрет пуговки» по воспитанию детей дошкольного возраста, разделена на несколько этапов:

  • создание условий для реализации проекта (подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме; определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду; составление перспективного плана над проектом);
  • создание интегрированной основы деятельности всех специалистов в рамках решения задач проекта (познавательные занятия, развлечения, цикл интегрированных занятий, внедрение эффективных технологий в непосредственную образовательную деятельность, организация работы с родителями);
  • подведение итогов работы, распространение положительного опыта (участие в конкурсе «Юность в науке», защита проекта, выпуск книги сказок).

Этапы проекта

1 этап:

2 этап:

3 этап:

  • определение проблемы
  • выбор темы
  • определение цели

 и задачи проекта

  • подбор методического, научно-популярного материала по изучаемой теме;
  • определение основных требований к организации проектной деятельности в детском саду;
  • составление перспективного плана работы над проектом.
  • Проведение познавательных занятий;
  • Организация бесед и познавательных игр;
  • Организация экскурсии;
  • Подготовка материала из опыта работы по ознакомлению детей с окружающим миром;
  • Проведение выставки   поделок;
  • Создание книги сказок.

План – график

Наименование

этапов работы

Мероприятие

Сроки реализации

Результат

Ответственные

  1. Подготовительный этап

1.1 Анкетирование

Проведение опроса

дошкольников

01.02.2022

Выявление уровня знаний детей о пуговице. (Приложение №1)

Воспитатель: Каминская К.А

1.2

Подготовительный

- Подбор пословиц, поговорок, загадок о пуговице.

- Подбор сказок, рассказов, стихотворений о пуговице.

-  Подбор компьютерных презентаций «История пуговицы», «Пуговицы. Какие они бывают?».

02.02.2022 -08.02.2022

Изучение, разработка материала по теме; планирование тематических занятий в соответствии с интересами и видами детской деятельности.

Воспитатели:

Кириллова Э.Б, Каминская К.А

  1. Основной этап

2.1

Посещение библиотеки детского сада

Чтение стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о пуговице.

10.02.2022

воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц,

привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;

- развивать память и образное мышление детей

- обогащать словарный запас детей (пословицами);

Воспитатель:

Кириллова Э.Б, Каминская К.А

2.2

Непосредственная образовательная деятельность

- Беседа «Без пуговки никуда»

11.02.2022

Формирование специфических знаний; развитие связанной речи детей

(Приложение №4)

Воспитатель

Каминская К.А.

2.3

Непосредственная образовательная деятельность

- математика Тема: «Этот удивительный мир пуговиц

-  Мир природы и мир человека «Где же пуговица?»

15.02.2022

17.02.2022

Формирование навыка грамотно выражать свое мнение

(Приложение №5)

Воспитатель

Кириллова Э.Б.

Каминская К.А.

2.4

Непосредственная образовательная деятельность

- Рисование.

«Волшебная пуговичка».

18.02.2022

Развитие творческого воображения, мелкой моторики (Приложение № 5)

Воспитатель: Кириллова Э.Б.

2.5

Непосредственная образовательная деятельность

Художественное творчество – лепка (из соленого теста)

«Сказочные пуговицы»

24.02.2022

Развитие творческого воображения, мелкой моторики (

 Приложение № 6)

Воспитатель

Каминская К.А.

2.6

Экскурсия в городскую библиотеку

- «Когда появилась пуговица»

21.02.2022

Знакомство с историей пуговицы с печатных источников.

Воспитатель

Каминская К.А.,

Кириллова Э.Б.

  1. Заключительный этап

3.1

Презентация проекта

Представление проекта «Секрет пуговки»

03.02.2022

Обобщение полученных знаний, умений

Воспитатели:

Каминская К.А.,

Кириллова Э.Б.

3.2

рефлексия – размышления над новым знанием или опытом)

Творческие сказки о пуговице

04.02.2022

Формирование навыка грамотно выражать свое мнение

Воспитатели:

Каминская К.А.,

Кириллова Э.Б.

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.

Но если у вас отсутствует пуговица,

каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк

Собираясь в детский сад, я подошла к зеркалу и увидела там своё отражение. Как же нелепо, смешно я выглядела, а всему виной было отсутствие пуговицы на моей шубке. Оказывается, мой внешний вид зависит не только от стрижки, но и от маленькой вещицы – обыкновенной пуговицы. Ежедневно мы пользуемся такими предметами, как расчёска, зеркало, ножницы и никогда не задумываемся, откуда они к нам пришли, не интересуемся историей этих привычных вещей. У меня возникли вопросы: Что же это за маленькие, кругленькие вещицы? Когда они появились? Какое значение они играют в жизни человека? Из интернет-ресурсов мы узнали много интересного о пуговицах. Решили принять участие в исследовательском проекте и поделиться своими знаниями с вами.

Застежка, украшение, амулет и даже знак отличия – все эти функции выполняет обыденная вещь, хорошо знакомая всем пуговица.

Вывод: участие детей в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение.

IV. Заключение

Мы не можем обойтись без такой, казалось бы, незначительной вещи, как пуговица. В последнее время интерес к пуговицам заметно возрос. В продаже можно встретить пуговицы всевозможных форм и расцветок – это кружки, эллипсы, квадраты, треугольники, цветы и прочие, прочие. Пуговицы служат для застёгивания и отделки платья. Они бывают разных размеров, цветов, форм. Это очень важно, ведь пуговица - свидетель эпохи. Существуют коллекционеры (филобутонисты), они изучают историю пуговиц, создают художественные произведения из них. Памятники пуговицам. Появились справочники, тематический сайт в Интернете (www.pugoviza.ru).

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  • утилитарная (застежка);
  • декоративная (украшение);
  • магическая (оберег или талисман);
  • информативная (опознавательный знак).

В настоящее время у пуговицы сохранилось две функции: утилитарная и декоративная. В современной мужской одежде декоративную функцию играет запонка.

 Хотелось бы отвести пуговице не только декоративную, но и развивающую роль для детей дошкольного возраста.

В группе ребята после нашего выступления заинтересовались и удовольствием изготавливали поделки, сочиняли сказки.

Возможно, в скором будущем человечество изобретет более эффективный способ соединения деталей одежды, а пуговицы сохранятся как красивая декорация или как экспонаты коллекций.


V. Список литературы

  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. О.В. Артёмова, Н.А. Баландина и др. – М.:ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2007г.
  2. Детская энциклопедия. Джейн Эллиотт и Комен Кинг. ЗАО «РОСМЭН», 2005г.
  3. Интернет-энциклопедия Википедия.
  4. Мир вещей/ Ред. группа: Т.Евсеева, А. Чернова – М.: Аванта +, 2005 год;
  5. «110 увлекательных поделок из пуговиц», Е.Д. Закржевская, С.В. Марсаль - Ростов – на - Дону: Издательство «ФЕНИКС», 2005 г.
  6.  http://www.pugoviza.ru










Приложение №1

Анкетирование к проекту «Секрет пуговки»

Кол-во опрашиваемых – 35 человек.

№п/п

Вопросы

Кол-во правильных ответов

1

Знаешь ли ты, как придумали пуговицы?

2

2

Знаешь ли ты, чем люди скрепляли одежду в древности?

1

3

Знаешь ли ты, что означает слово «пуговицы»?

5

4

Хотел бы ты узнать, историю пуговицы? 

35

Диаграмма 1

Приложение №2

Дидактические игры.

Игра «Пуговицы»

Сама игра выглядела так – игроки делали заход, показывая кулак с зажатыми в нем пуговицами, потом вскрывались – тот, у кого заход весомее, собирал все пуговицы, долго тряс в ладонях и выкидывал на землю. Все повернутые лицевой стороной, забирал себе. Остальные по одной били любой пуговицей - если от удара они переворачивалась – забирал себе, нет – ход переходил к следующему игроку.

Существовал негласный табель о рангах. Так, например джинсовые клепки были вне конкуренции, после шли гламурные блестящие пуговицы от кофточек, с черной пластиковой основой на ушке ну и т.д. Простые, с четырьмя дырками для пальто - расходный материал. Пуговицы со школьной формы или рубашки вообще не принимались к игре. Поскольку объективного показателя стоимости, как, например, у марок не было, нередко случались споры, которые заканчивались тем, что стоимость пуговицы устанавливалась сильнейшим.

Правда после этого даже он должен был соглашаться с им же установленной ценой - зачастую, когда выигранная пуговица в следующем кону уже играла против него.

Дидактические игры с пуговицами для дошкольников.

Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не предназначены для игр, но которые часто оказываются в руках у взрослых (посуда, принадлежности для шитья и т.д.). И чем настойчивее родительский запрет, тем выше интерес малыша. Этот интерес к самым обычным предметам можно обернуть в пользу малыша. К примеру, позвольте малышу найти коробочку с пуговицами — эти разноцветные «штучки» разного размера и формы обязательно понравятся ребёнку и внесут свою лепту в егоразвитие. Только не оставляйте малыша наедине с этими непонятными для него предметами, которые к тому же могут быть опасны, если попадут в рот или нос ребёнка. Играйте вместе с ним.

1.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету»

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.

2.«Пуговицы рассыпались. Разложи их по форме»

Задачи: закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.

Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

3.«Чередование пуговиц по заданию»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Средства: пуговицы двух цветов.

Воспитатель начинает строить цепочку из пуговиц двух цветов и предлагает ребёнку продолжить ряд, соблюдая последовательность.

4.«Найди лишнюю пуговицу»

Задачи: развивать логическое мышление детей.

Средства: 5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету или размеру.

Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу другого цвета или размера.

Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на нужную по цвету или размеру.

5.«Найди пары одинаковых пуговиц»

Задачи: учить детей подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Средства: коллекция пуговиц.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.

6. «Мозаика» из пуговиц.

Задачи: закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук, воображение.

Средства: коллекция пуговиц.

Воспитатель предлагает детям выложить из пуговиц несложные предметы, например, цветок, флажок, домик. Затем интересуется, какого цвета пуговицы дети использовали. Можно попросить детей выложить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

7.«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать тактильные ощущения, внимание.

Средства: мешочек или воздушный шарик, пуговицы разного размера.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

8. Игра «Забавная змейка»

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Средства: пуговицы с крупными дырочками и шнурок.

Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.

9.Игра на развитие внимания.

Задачи: развивать внимание.

Средства: пуговицы.

Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. 
10. Игра на развитие речи.

Задачи: развивать речь.

Средства: пуговицы.

Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.

11.Игра с цифрами.

Задачи: развивать логическое мышление.

Средства: пуговицы.

Если ваш малыш уже знаком с цифрами, то вам подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок напротив каждой выложит такое же количество пуговиц.


Приложение №3

Памятники пуговице

hello_html_m39b153e7.jpg

Памятник пуговицам в Каунасе, Литва

 

hello_html_m7b5b245e.jpg

Памятник расколотой пуговице в Филадельфии, США

 

hello_html_55dbf192.jpg

Памятник пуговице в Вентспилсе, Латвия

 

hello_html_1ee65b94.jpg

Памятник пуговице в Монреале, Канада

hello_html_m3f801984.jpg

Памятник иголке в пуговице в Нью-Йорке, США


Приложение №4

Интересные факты о пуговицах

1. Название пуговицы у разных народов.

Английское слово button происходит от французского bоuton, обозначающего любой предмет круглой формы. 

"Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски.

Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением«шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы.

Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать».Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puogaи т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas«куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва(погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».

Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил". Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова «пугать».

Подводя итоги сказанному, можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега.

2. Пуговицы и суеверия.

Народная мудрость гласит, что если у мужчины не хватает пуговицы, он, в зависимости от своего положения, должен жениться или развестись.

Если, одеваясь, ты застегнешься не на ту пуговицу (или не на тот крючок), в этот день с тобой непременно случится несчастье. Однако несчастья можно избежать, если расстегнуть все пуговицы и застегнуть их правильно. Русской фольклорной традиции известно аналогичное поверье: "Ежели, кто, одевшись, застегнет пуговицы не по порядку, то верят, что тому человеку в тот же день быть пьяному или битому".

Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.

Если свадебное платье предусматривает наличие пуговиц, то их количество должно быть четным. В Англии столетие назад девушки имели такой способ гадания. Они собирали красивые пуговицы на струну или нитку с самого раннего возраста. По поверью, когда пуговичек набиралось ровно 999, то обладательница коллекции должна была очень скоро встретить своего будущего мужа. 

3. Виды и функции пуговиц.

В 18 веке популярными были мемориальные пуговицы, декор которых изготавливался из волос дорого усопшего человека. Иногда эти пуговицы, как и мемориальные украшения, дополнялись скорбными знаками - маленькими скрещенными золотыми косточками и черепами. В 18веке в моду вошли пуговицы, обтянутые тканью и украшенные кружевами и вышивкой, французские законы предписывали обтягивать их исключительно шелком, дабы поддерживать шелковое производство в Париже и Лионе. В Англии же обтяжные пуговицы, наоборот, были официально запрещены: британским пуговичникам надлежало способствовать развитию металлургии.

В 19 веке популярными были ароматические пуговицы, изготовленные из ткани, которая пропитывались ароматическими веществами.

У славян, как уже упоминалось, пуговицы служили так же оберегами и талисманами.В середине 19 столетия, с появлением фотографий, появился новый тип мемориальных пуговиц, который носили мужчины, уходящие на войну. На этих пуговицах были изображены матери, жены или возлюбленные военных мужей.

В древние времена в Шотландии была традиция носить на килте большую, тяжелую серебряную пуговицу с гранями, подобными гранению драгоценных камней. Эта пуговица нужна была для того, чтобы покрыть стоимость транспортировки тела погибшего воина на родину, если тот погибнет в бою на чужой земле.

Подобно украшениям существовали "отравленные пуговицы". Они имели небольшую полость с замаскированной крышечкой, в которой хранили яд, что бы незаметно подсыпать его недоброжелателю. Итак, можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  • утилитарная (застежка);
  • декоративная (украшение);
  • магическая (оберег или талисман);
  • информативная (опознавательный знак).

4. Интересные факты о пуговицах

- В 1844 Джейм Харпер был выбран как мэр Нью-Йорка. Он первым ввел форму для городских полицейских, частью которой были большие блестящие медные пуговицы. По-английски медь - copper, поэтому полицейских очень быстро стали называть копами (cops). 

- После Второй Мировой войны сырья для пуговиц не хватало, поэтому в дело шел любой подручный материал: в Германии выпускались пуговицы из лобовых стекол списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефоновых пластинок.

- Во времена крестовых походов, например, продавали пуговицы, якобы сделанные из древесины мамврийского дуба, под которым некогда отдыхал Иисус Христос.

При Екатерине II в России распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Для их производства была организована специальная фабрика, в работе которой деятельное участие принимал М.В. Ломоносов.

В мире есть один остров, названный в честь пуговицы. Это остров Button вокруге города Hingham, штат Массачусетс, США. Хотя по форме остров больше напоминает силуэт Микки-мауса.

- Известно, что мужская и женская одежда различается так же расположением на ней пуговиц. На мужской - они пришиты с правой стороны, а на женской - слева. Дело в том, что столетия назад мужчины предпочитали одеваться сами, а наиболее удобно это было делать справа налево. В то же время женщины, которые могли себе позволить носить пуговицы имели достаточно денег, что бы им помогали одеваться слуги и экономки, которым удобнее было застегивать пуговицы слева на право, поэтому они и были пришиты на левой стороне одежды. 

Существуют коллекционеры (филобутонисты),они изучают историю пуговиц, создают художественные произведения из них.

- Шарль де Голль коллекционировал пуговицы с французких армейских униформ, а Жаклин Кенеди - французские эмалевые пуговицы.

Король Луи XV имел набор пуговиц, каждая из которых представляла собой миниатюрные часы.

- Во времена Петра I указ, предписывающий, пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны, был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

- Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились.

Интересно отметить, что по ГОСТу в СССР пуговица должна была выдерживать нагрузку в 5 кг. Нынешние изделия в среднем выдерживают нагрузку в 500 г. - В прошлые времена (когда, стоимость пуговиц была уже невелика, и они перестали быть дефицитом) у мальчишек была любимая игра – пуговицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Конспект НОД

«Этот удивительный мир пуговиц»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о предметном мире: пуговицы, их назначение, качества.

2. Закрепить умение детей самостоятельно сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма.

3. Активизировать счетные умения и знания детей о порядке следования чисел в пределах 5.

4. Развивать восприятия, внимания конструктивной деятельности и пространственного мышления.

5. Формировать коммуникативное и социальное поведение: умение договариваться, действовать в коллективе, распределять обязанности.

6. Формировать умение образовывать имена существительные от прилагательных.

Методические приемы:

· сюрпризный момент

· использование ИКТ — показ слайдов

· проблемные вопросы

· проблемные ситуации

· поисково — исследовательская деятельность

Материал:

пуговицы разных размеров, формы и качества, карточки со схемами, игрушка Колобок, карточки с цифрами, наборы полосок Кюизенера на каждого ребенка, банка большая, средняя и маленькая.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая интересная игрушка у меня в руках. Она вам нравится? Вы узнали кто это?

Дети: Колобок.

Воспитатель: А из чего он сделан?

Дети: Из пуговиц.

Воспитатель: А что вы знаете о пуговицах?

Дети: Пуговицы бывают круглые с двумя дырочками. Пуговицы пришивают на одежду.

Воспитатель: А что вы еще хотите узнать о пуговицах?

Дети: Из чего их делают. Какие еще бывают пуговицы.

Воспитатель: Колобок не просто так пришел к нам в гости, он приглашает вас в страну пуговиц. Кто с нами?

Воспитатель: Вот мы и пришли. Рассаживайтесь удобнее, посмотрим фильм про пуговицы.

( дети смотрят фильм » История пуговиц«)

Воспитатель: Вам понравился фильм?  А что понравилось?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы, вы внимательно смотрели фильм.

Воспитатель: Пуговицы бывают из различного материала. Если пуговица из металла, то она какая?

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Если пуговица из дерева, то она какая?

Дети: Деревянная.

Воспитатель: А как вы думаете, какая пуговица тяжелее деревянная или металлическая и как узнать вес пуговицы?

Дети: Чтобы узнать вес пуговицы, нужно ее взвесить.

( ребенок кладет на весы пуговицы)

Воспитатель: Дети, что мы с вами увидели?

Дети: Зеленая чашка весов опустилась, потому что металлическая пуговица тяжелее, чем деревянная.

Воспитатель: Что мы с вами делали и что мы узнали нового?

Дети: Пуговицы можно взвешивать и они бывают тяжелые и легкие.

Воспитатель: Колобок предлагает нам пойти дальше. Перед нами три банки.

Разложите пуговицы в три банки трех размеров.

Воспитатель: Как вы будете раскладывать пуговицы?

Дети: Большие пуговицы в большую банку…

Воспитатель: Кто хочет собрать пуговицы в большую коробку? Сережа, вместе с кем ты будешь собирать?

( дети выполняют задание)

Воспитатель: Аня, какие пуговицы вы собрали?

Катя: Мы собрали все большие пуговицы.

Воспитатель: Сережа, какие пуговицы вы собрали с Андрюшей?

Сережа: Мы собрали все средние пуговицы.

Воспитатель: Сколько пуговиц у вас в банках?

Дети: 5 пуговиц.

Воспитатель: В каждой банке по пять пуговиц. Как еще можно сказать про количество пуговиц?

Дети: Во всех банках пуговиц поровну, по пять.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо считаете.

Воспитатель: Найдите полоску, которая показывает, какое количество пуговиц в каждой банке.

Дети: Желтая полоска — это число 5, а в банках по пять пуговиц.

Воспитатель: А теперь поставьте банки по порядку, начиная с маленькой.

( Дети ставят банки)

Воспитатель: Обозначьте каждую банку соответствующей цифрой.

( дети подбирают цифры и прикладывают их к банкам)

Воспитатель: Посчитайте банки по порядку.

Дети: Первая, вторая, третья.

Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Раскладывали пуговицы по банкам, считали их.

Воспитатель: А куда это колобок от нас спрятался? Поищем его?

( физкультминутка)

Воспитатель: А сейчас мы научимся собирать картинки из пуговиц.

(детям предлагаются карточки-схемы, дети выбирают их по желанию и собирают картинки)

Воспитатель: Какие интересные работы у вас получились. Так хочется их сфотографировать.

(воспитатель берет фотоаппарат и фотографирует)

Воспитатель: Кто хочет рассказать, что он собрал, и какие пуговицы ему для этого пригодились?

Выслушиваются рассказы 2-3 детей

Воспитатель: А если пуговицы отрываются, что вы делаете?

Дети: Пришиваем пуговицы.

Воспитатель: А вы хотите научиться пришивать пуговицы?

Дети: Да.

Воспитатель: в следующий раз я научу вас это делать.


Конспект занятия Мир природы и мир человека.

 «Где же пуговица?»

Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц.

Задачи:

Показать детям пуговицы различных размеров, цветов, формы, фактуры, вызвать интерес к исследованию пуговиц.

Развивать коммуникативные навыки, мышление, воображение

Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи другим

Материалы: иллюстрации с изображением пуговиц, кукла мальчика, мешочек с пуговицами, коробки с разложенными по видам пуговицами.

Ход занятия:

- Дети, а к нам сегодня на занятие придет гость. Интересно вам узнать, кто же это пришел к нам в гости сегодня?

- Да. Интересно.

Воспитатель приносит куклу из раздевалки

- Познакомьтесь дети, это мальчик и зовут его. Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются.

- А вам наверно интересно узнать, как попал к нам в гости?

Ответы детей

-  гулял на улице и потерял пуговку со своей рубашки. И по секрету мне сказал, что боится идти домой, потому что мама его будет ругать за оторванную пуговицу. Детишки, может поможем найти пуговку? Вдруг она завалялась где-то у нас в группе.

Ответы детей

- Тогда давайте посмотрим на рубашечку и определим, какая же у него должна быть пуговица. Ведь она должна быть точьв точь такая же, как и оставшиеся на рубашке.

- Какого цвета пуговицы у . на рубашке?

Ответы детей

- А из чего они сделаны?

Ответы детей

- А размер пуговиц какой? Большой и маленький?

Ответы детей.

- Вот тут у меня есть волшебный мешочек, давайте посмотрим что же в нем лежит, вдруг он нам сможет помочь.

Воспитатель открывает мешочек  и высыпает на тарелку пуговицы.

- Ой, посмотрите дети, как много пуговиц дал нам волшебный мешочек, как же нам узнать какая из них наша? Давайте сначала выберем пуговицы подходящие по цвету, затем пуговицы подходящие по размеру. Ой! Посмотрите, вот же наша пуговица лежит. Теперь мы пуговку положим в карман Никите и пусть он ее отнесет своей маме, что бы она, что сделала с пуговицей?

Ответы детей

- Правильно. Пришила на место. Давайте попрощаемся с …….

Дети прощаются с ….., воспитатель уносит куклу.


Конспект НОД с детьми «Волшебная пуговица»

Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие - познакомить детей с историей происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны); стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения.

Речевое развитие - расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память и творческое воображение.

Социально-коммуникативное развитие - развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; формировать навык безопасного поведения при работе с пуговицами.

Художественно-эстетическое развитие - развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать цветные композиции из пуговиц по образцу и по замыслу.

Физическое развитие: развивать соотносящие движения руки и глаза, зрительные функции, мелкую моторику рук.

Оборудование: старинный сундук с одеждой, деревянная шкатулка с пуговицами; презентация «Волшебные пуговицы»; набор разных пуговиц (по форме, размеру, материалу) на каждого ребенка; кукла с бусами из пуговиц, мягкая игрушка с глазками-пуговицами, изображения картин из пуговиц; карточки с лабиринтами по количеству детей; разноцветные пуговицы из картона; шкатулки с ячейками для сортировки пуговиц.

Предварительная работа: создание коллекции пуговиц, принесенных детьми из дома; рассматривание пуговиц под лупой; эксперименты: «Тонет – не тонет»«Притянет ли магнитом»; подбор поговорок и пословиц о пуговицах; рассматривание поделок из пуговиц в иллюстрациях; игра с пуговицами «Собери бусы для куклы»; чтение «Потерянная пуговица».

Ход ООД: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Воспитатель приглашает детей в русскую избу, обращая внимание на предметы старинного быта. Предлагает детям рассмотреть старинный сундук.

Воспитатель: Перед вами бабушкин сундук. Что вы можете сказать о нем? Дети: Он старый, древний, железный, потертый, таинственный… Воспитатель: Он действительно старинный и когда то был очень красивым. Как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Дети: В нем хранили одежду.

Воспитатель: И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундук. … Сколько в нем одежды, а еще рушники, скатерти.

Дети рассматривают предметы по очереди, высказывают предположения о том, кто мог носить эту одежду, для чего предназначались рушники, скатерти, кто их вышивал. Находят в сундуке шкатулку.

Воспитатель: Что это такое? (Показывает старинную шкатулку) Какая красивая шкатулка! Что можно в ней хранить? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что хранила бабушка в этой шкатулке.

Воспитатель открывает шкатулку и показывает детям пуговицы. Они перебирают их, рассматривают.

Воспитатель: А вы знаете, для чего нужны пуговицы? Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на свою одежду, на одежду своих товарищей, вы обязательно увидите пуговицы. Было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них? Когда и где появились первые пуговицы? Как они выглядели, из чего были сделаны? Интересные вопросы! А хотели бы вы узнать ответы на эти вопросы и еще много интересного о пуговицах? Тогда я приглашаю вас в наш кинотеатр.

(дети садятся на стулья, демонстрация слайдов.)

Просмотр презентации: «История пуговицы от древности до наших дней»

После просмотра презентации воспитатель задаёт вопросы:

Что означает слово «пуговица»? Какими были первые пуговицы? Из каких материалов делают пуговицы? А теперь у нас игра! Покрутись- покрутись в пуговицу превратись!

Подвижная игра «Найди пару»

Воспитатель предлагает детям превратиться в пуговицы - у каждого ребенка в руках картонная пуговица. Дети передвигаются под музыку в произвольном порядке, по сигналу «Найди пару» дети с пуговицами одинакового цвета встают в пару.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы перейдем в нашу лабораторию. Перед каждым из вас набор самых разных пуговиц. Давайте их рассмотрим. Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (формой, размером, материалом, разным количеством отверстий, цветом.) Найдите пуговицы из дерева, все ли они одинаковые? А теперь отберите те, которые сделаны из металла. Чем они отличаются? Положите перед собой пластмассовые пуговицы и сравните их.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель: А теперь давайте наши глазки отдохнут, а пальчики поработают. Закройте глаза и разложите пуговицы по размеру : крупные в одну сторону, мелкие - в другую. (Дети на ощупь сортируют пуговицы). Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы разобрали пуговицы.

Воспитатель: Выберите одну пуговицу и расскажите о ней. Например, у меня большая красная пуговица, у нее две дырочки. Она круглой формы, сделана из пластмассы.

Воспитатель: А сейчас все по порядку дружно встанем на зарядку.

Физкультминутка 1, 2, 3, 4, 5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! — выше голова,

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — подняться, подтянуться,

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — за стол тихонько сесть.

Воспитатель: А где и как, и для чего мы ещё можем применять пуговицы?

(пришивать в виде глаз мягким игрушкам; делать поделки и аппликации; как украшения – делать бусы и браслеты; как фишки в игре) Я предлагаю вам поиграть - с помощью фишки-пуговицы проводить животных по лабиринтам.

Пальчиковая игра "Увлекательные лабиринты".

Воспитатель: Посмотрите, какие узоры, предметы можно составить из пуговиц. (Показ картин.) Расскажите, что на них изображено. Давайте придумаем и составим свои картины из пуговиц.

Дидактическая игра «Пуговичные фантазии»

Воспитатель: Какие красивые картины у вас получились! Я предлагаю их сфотографировать на память. (Воспитатель фотографирует работы детей)

Воспитатель: Ребята, наши бабушки бережно относились к пуговицам и хранили их в шкатулках. Давайте и мы приберем наши пуговицы в свои шкатулочки. А чтобы мы могли быстро найти нужную пуговицу, предлагаю разложить их по количеству дырочек. Найдите пуговицы с двумя отверстиями и положите в одну ячейку. А теперь пуговицы, у которых четыре дырочки, расположите в другой ячейке. Какие пуговицы у нас остались на столе? Пуговицы на ножке или с одним отверстием. Нужно их положить в свою ячейку. (Дети раскладывают пуговицы в ячейки.)

Молодцы, ребята! Теперь у нас порядок.

Воспитатель: Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что нового вы сегодня узнали? (узнали историю появления пуговицы) Что вам сегодня больше всего понравилось?

Конспект занятия по рисованию «Волшебная пуговица»

Цель занятия:

• Закрепить знания детей о пуговицах, их применении. Развивать мышление, речь.

• Развивать творческие способности детей – умение самостоятельно выбирать содержание рисунка.

•Учить правильно держать карандаш.

•Учить раскрашивать предметы круглой формы;

Материал:

•Листы бумаги,

• на выбор цветные карандаши;

• восковые мелки;

Ход занятия:

Воспитатель:

Одеваться соберешься –

Без меня не обойдешься.

Знают взрослые и дети –

Застегну я все на свете.

Что это? Как думаете?

Конечно, это пуговица. У каждого из вас на одежде есть эта помощница. Найдите на своей одежде пуговицы.

Как вы думаете, для чего нужны нам пуговицы?

Откуда же пришла к нам пуговица?

(показ иллюстрации древнего человека)

В далекой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали ее вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

(показ иллюстрации платья, украшенного пуговицами)

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из нее одежду. Изменились и застежки. Со временем одежда становилась более разнообразной и сложной по фасону. Появились разные ткани: легкие и воздушные шелковые, плотные и тяжелые шерстяные.

Пуговицы в те далекие времена были очень дорогой и модной вещью. Пришиты они были от плеча до запястья и от воротника до самого низа. Такой наряд был очень тяжелым. А пуговицы стоили дороже, чем само платье. На одежде богатых людей они превратились в настоящие украшения из золота и серебра.

Чтобы простые люди могли приобрести пуговицы, мастера стали изготовлять их из дерева, стекла, кости, металла. Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, поэтому – то их и назвали пуговицами от слова «пугать».

Воспитатель: В нашем саду есть небольшой мини-музей пуговиц.

Перед вами экспонаты из этого музея – современные пуговицы.

Давайте вспомним, из чего они сделаны?

Чем отличаются пуговицы, лежащие перед вами? (Формой, размером, разным количеством отверстий).

Воспитатель: У меня есть кукла. Её зовут Катя. Ей очень нужна наша помощь.

Ей сшили платье, а пуговицы забыли пришить. Теперь она не может снять платье. Ребята, давайте поможем Кате. Нарисуем ей пуговицы на платье.

Воспитатель: не переживай Катя, мы попробуем тебе помочь, а для этого мы возьмём карандаш в правую руку, указательный палец сверху. Вот так, и начнём рисовать.

Обращаясь к детям, спрашивает цвет пуговиц и его форму.

Кукле очень понравились ваши пуговицы, и теперь ей их обязательно пришьют на платье. Катя говорит вам большое спасибо и до новых встреч.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

по лепке на тему: «Сказочные пуговицы».

Задачи:

- Формирование навыков работы с солёным тестом, пробуждение интереса к лепке.

- Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

- Освоение новых приемов практической работы с различными материалами (скатывания, надавливания, размазывания)

- Развитие мелкой моторики рук.

- Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству.

Ход :

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло интерактивное письмо. Это письмо прислала Королева Сказочной Страны. Давайте посмотрим! (дети стоят полукругом на коврике)

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Сказочной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла и у нас очень холодно. Но совсем недавно мы обнаружили, что все пуговицы на наших одеждах исчезли. Что же нам теперь делать? Я не могу появиться перед своими подданными без платья! Это какой – то кошмар! Помогите мне, пожалуйста, и пришлите для меня и наших жителей пуговицы! Посылаю вам шкатулку секретов, которая поможет вам справиться с работой.»

В: Ну, что ребята поможем? (дети соглашаются) Но как же нам помочь (дети высказывают свои идеи: вырезать из бумаги, картона, слепить)

В: Ваши идеи интересны, но мы знаем, что картон и бумага может намокнуть или порваться – это не очень надежный материал. А вот соленое тесто может нам подойти.

В: Давайте заглянем в шкатулку секретов, может там найдем что-то интересное. (открывается шкатулка. В ней находится пуговица из муранского стекла, записка и фотографии изделий)

В: Посмотрите, какая красивая пуговичка. Какие красочные фото! (дети рассматривают пуговицу и фото) А вы знаете, что эта пуговица сделана из муранского или венецианского стекла! Венеция –это город в Италии. В солнечной, ароматной Италии, среди ряда венецианских островов есть один крупный остров, который называется Мурано. Это прекрасное место пользуется огромной популярностью, и прославилось по всему миру за счет изготовления ценного и дорогого венецианского - муранского стекла. Остров Мурано являлся одним из центров развлечения богатых венецианцев. Там строили прекрасные виллы, разбивали сады с фонтанами и создавали другие красивые места для отдохновения. Производство стекла, получившего название муранского, стало его основным занятием. Секреты и технологии его изготовления передавались из поколения в поколение, и сохранялись в рамках строжайшей фамильной тайны. Изготовлению муранского стекла обучались мальчики с ранних лет, а овладев всеми секретами мастерства, словно юные маги, получали статус «мастера-стеклодела», и почетного гражданина Венеции. А вы хотите попробовать себя в роли венецианских мастеров? (дети с радостью соглашаются)

В: Тогда давайте займем свои места и попробуем создать свои шедевры. Сейчас я покажу, как же можно создать такую пуговичку при помощи обычного соленого теста! Для этого понадобится:

- соленое тесто

- доска для лепки,

- скалка или пластиковая трубка,

- стека, зубочистка.

- салфетки.

Далее воспитатель показывает способы работы:

Вариант №1

Заготавливаем несколько пластов (раскатываем скалкой) разного цвета. Нарезаем стекой на полоски (примерно по 1см). Складываем полоски чередуя цвета друг на друга стопочкой. Раскатываем пласт еще одного цвета и обворачиваем им брусок. Нарезаем брусок поперечно. Проделываем дырочки.

Вариант №2

Скатываем один кусок пластилина «колбаской». Брем кусок другого цвета и раскатываем пласт. Обворачиваем пластом «колбаску». Раскатываем еще один пласт и снова обворачиваем. Нарезаем полученную заготовку. Проделываем дырочки.

Вариант №3

Раскатываем два куска пластилина разных цветов в одинаковые по размеру пласты. Складываем их вместе. Скатываем в виде рулета. Берем другой цвет пластилина и раскатываем пласт. Обворачиваем этим пластом «рулет». Нарезаем «рулет» ломтиками. Проделываем дырочки.

Дети сами выбирают подходящий вариант работы.

В: Какие прекрасные пуговицы у вас получились. Посмотрите, ни одна пуговичка не повторяется, они все разные! Это чудесно! Я думаю, Королева Сказочной Страны будет в восторге!

В: Вам понравилось создавать такие необычные пуговицы? (дети отвечали: да, очень, здорово) А что было трудным? (несколько детей отвечали, что трудно было резать пласт на полоски.) А что вам понравилось больше всего (дети отвечали интересно получилось, когда разрезали, необычно. Хотели бы попробовать дома, сделать подарки для мам. А еще решили, если сделать дырочки по-другому, можно сделать бусы или браслет)

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Загадки, пословицы и поговорки о пуговицах.

1. Маленький, горбатенький в переулке завяз. (Пуговица)

2. Маленькие кружочки

В дырочки нырнули,

Словно на замочки

Куртку застегнули

3. Маленький Данилка

В петелку угодил.

4. Мышка из норки выглядывает.

5. Маленький, горбатенький в переулке завяз.

6. Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Русские пословицы о пуговицах:

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница — что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.
  • Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
  • Застёгнут на все пуговицы.
  • Прост, как пуговица.
  • На чужой рот пуговицы не нашить.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!
  • Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.
  • Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица (таджикская пословица).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект с детьми 2-4 лет «ТАКАЯ РАЗНАЯ ПУГОВКА» воспитателя МБДОУ №14 Резановой Н.Е.

Выступление с опытом работы по реализации познавательно-исследовательского проекта  с детьми 2-4 лет «ТАКАЯ    РАЗНАЯ   ПУГОВКА» воспитателя МБДОУ №14 Резановой Н....

Исследовательский проект " Чудо -пуговка"

Пректная деятельность в старшей группе...

Исследовательский проект "Веселая пуговка"

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Познавательно-исследовательский проект в группе раннего возраста: «Путешествие в чудесный мир Пуговки»

Цель проекта:Привлечь родителей и детей к совместному, продуктивному творчеству из бросового материала...

Научно-исследовательский проект "Из чего сделана пуговка"

Актуальность данной исследовательской работы в том, что ребенок собственными руками изготавливает пуговицу и одновременно изучает историю возникновения пуговицы. Тем самым,  ребенок получает знан...

Познавательный – исследовательский проект «Забавная пуговка»

Вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся,  когда появились на этом...

Долгосрочный познавательно- исследовательский проект «Дом пуговки» для детей средней группы.

Проект сотрудничества воспитателей и родителей "Дом Пуговки"....