Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «Свойства соли и сахара»
план-конспект занятия (старшая группа)

Чарковская Лариса Алексеевна

На этом занятии мы сравниваем свойства соли и сахара с помощью опытов и наблюдений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Городской конкурс «Моё лучшее образовательное мероприятие»

                      Подготовила: воспитатель – Чарковская Лариса Алексеевна

              Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию

                                                      «Свойства соли и сахара»

                                                                      (старшая группа)

Форма проведения: занятие – путешествие в лабораторию.

Форма одежды: фартуки

Цель занятия: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, соли и сахара.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами сахара, соли (цвет, запах, вкус, растворимость) и их значением в жизни человека.

Упражнять в элементарном экспериментировании с сахаром и солью.

Развивающие:

Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Методические приемы:

  • Наглядный (постановка и решение вопросов проблемного характера)
  • Словестный (беседа, объяснения)
  • Практический (проведение опытов)

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие (направлено на общение и взаимодействие детей со сверстниками  и взрослыми)

Познавательное развитие (позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу и способствует творческому развитию детей.)

Речевое развитие (использование устной речи для ответов на поставленные вопросы)

Художественное – эстетическое развитие (развитие эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления)

Оборудование:

Стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар – песок, соль в стаканчиках на каждого ребёнка, чайные ложки , лупы, листы красного и синего картона, блюдца на каждого ребёнка. План исследования на доске.

Ход НОД

1. Оргмомент.

Ребята, я знаю вы любите отгадывать загадки и изучать окружающий мир? (ответы детей) Сегодня я приготовила вам такую загадку которую мы будем отгадывать с помощью опытов, в нашей научной лаборатории. У меня две банки в одной соль в другой сахар, но я не скажу вам в какой лежит соль, а в какой сахар. Вы мне сами скажете проведя работу как настоящие учёные.

(показываю две банки без надписей с красной и синей крышкой).

Но сначала вспомним для чего нам нужна соль? (солить суп, салаты, солить различные блюда). Правильно. А для чего нам нужен сахар? (добавлять в чай, варить варенье, делать кондитерские изделия). А вы ребята знаете откуда берётся соль и сахар в наших домах? Соль, добывают несколькими способами. Посмотрите, пожалуйста на экран планшета. Первый способ, это добыча соли из недр земли, то есть из ее глубин. Глубоко под землей есть залежи соли и с помощью специальной техники (мощные экскаваторы, буровые установки) ее добывают, а затем отвозят на заводы, а с заводов в магазины. Существует другой способ, он называется бассейный.  Соль оказывается в морях и в озерах. На берегу моря или озера выкапывают котлован, в который наливают воду, а через некоторое время в этом котловане образуется соль, ее собирают с помощью комбайнов и отвозят на завод, а затем в магазины. Вот, оказывается, откуда берется соль.

Ребята, а как вы думаете, откуда берется сахар? Оказывается, сахар нам дают некоторые виды растений. Посмотрите, это растение называется «сахарная свекла», а рядом с ней растение, которое называется «сахарный тростник».У нас в России сахарный тростник не растет, так как наш климат ему не подходит, у нас холодно. Поэтому в России добывают сахар из сахарной свеклы. Свеклу выращивают, затем собирают и привозят на специальные заводы. Там ее моют, нарезают на кусочки и с помощью специальных станков выжимают сладкий сок и из сока получают кристаллики сахара. Из сахарного тростника сахар добывают точно таким же способом. А в стране под названием Канада сахар добывают из дерева, которое называется «Сахарный клен». Теперь, ребята, вы знаете, откуда берется сахар и соль?

2. Я приглашаю вас пройти в нашу научную лабораторию. На столах стоят синие и красные стаканчики. Я насыпала в них вещество из синей банки в синий стакан, а из красной в красный. Давайте предположим, то есть выскажем гипотезу в каком стакане сахар, а в каком соль?

Гипотеза: В красном сахар, а в синем соль.

Теперь с помощью опытов мы с вами определим точно где сахар, а где соль.

Ребята у всех ученых есть план научной деятельности и у нас есть такой план Посмотрите на него и скажите с чего мы начнем изучение наших веществ?

Первый опыт (глаз)

Правильно. Надо определить Какие по цвету эти два вещества?

Вывод: Эти вещества одинаковые по цвету? Эти вещества белого цвета, одинаковые по цвету).

Смотрите дальше по плану. (нос)

Что будем делать сейчас?

Правильно. А теперь давайте определим, различаются эти вещества по запаху? Что для этого нужно сделать? (понюхать)

 Имеет это вещество запах? (нет). Понюхайте вещество в красном стаканчике. Пахнет ли это вещество? (нет).

Вывод: Какой мы можем сделать вывод? (оба вещества не имеют запаха).

 Следующий опыт. (Лупа)

Правильно мы будем рассматривать эти вещества через лупу. Что надо для этого сделать? Правильно. Возьмите, ложку и насыпьте чуть-чуть вещества из синего стаканчика на синий картон, а из красного стаканчика на красный.

Рассмотрите вещество на синем картоне. Расскажите, какое оно по своей структуре? Какие крупинки? (мелкие, круглой формы). Рассмотрите вещество, которое мы высыпали на красный картон из красного стаканчика. Какое оно по своей структуре? Какие крупинки? (Крупнее, имеют прямоугольную и квадратную форму).

Вывод: Различаются они по внешнему виду или нет? Да различаются.

Следующий опыт. (стакан с водой)

Что мы будем делать?

Правильно. Нам надо растворить эти вещества в воде.

Мы нальём воды в синий и красный стаканы, размешаем её и посмотрим, что будет?

Вывод: Что мы увидели? (оба вещества растворились воде).

И последний опыт (язык)

Как вы думаете, что это?

Молодцы. Из обоих стаканов возьмите попеременно ложечку жидкости и кончиком языка попробуйте на вкус.

Вывод: В синем стакане соль, а в красном - сахар.

3.Рефлексия:

Теперь пойдемте присядем и вспомним нашу гипотезу? Кто мне скажет, что, мы с вами предполагали? В красном сахар, а в синем соль. А какие результаты мы получили, проведя опыты? Тоже самое. Только мы это подтвердили опытным путем? Я приготовила специально наклейки чтобы не путать баночки. Давайте наклеим их на соответствующие ёмкости.

                                                 

https://image.shutterstock.com/shutterstock/photos/1773060431/display_1500/stock-vector-woman-eye-outline-icon-human-senses-vector-illustration-1773060431.jpghttps://image.shutterstock.com/shutterstock/photos/1773060431/display_1500/stock-vector-woman-eye-outline-icon-human-senses-vector-illustration-1773060431.jpg

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Разделение цвета" в подготовительной группе

Показать детям, что цвет можно разделить на другие цвета с помощью воды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11950848","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"80","width":...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе

Дети познакомятся со свойствами воды: принимает разную форму, растворяет и не растворяет вещества[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088890","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима" в подготовительной группе группе

Дети систематизируют и обобщают знания о зиме[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12089075","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 135px; height: 180px;"}}]]...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие капельки" в старшей группе

Дети систематизируют знания о значении воды в жизни человека[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088863","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 180...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «История возникновения книги».

Знакомство детей с историей возникновения книги от глиняных табличек до современной книги. Воспитание бережного отношения к книгам....

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Рыбки. Составление предметов из треугольников»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.Цель: учить составлять конструкции из четырех равнобедренных треугольников.Задачи:Об...