Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию «История возникновения книги».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Джумакаева Фатира Солтанбиевна

Знакомство детей с историей возникновения книги от глиняных табличек до современной книги. Воспитание бережного отношения к книгам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.odt28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «История возникновения книги».

Цель: углубить представления детей о существенных характеристиках книги, о свойствах и качествах различных материалов используемых в древности для создания книги в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная.

Ход образовательной деятельности.
1.Вводная часть
Перед началом занятия дети рассматривают большую красивую книгу, делятся впечатлениями, отмечают какая она по размеру, наличию иллюстраций.

Воспитатель: Ребята а что  это вы рассматриваете?.... А чем она вас так заинтересовала? (ответы детей)                                                                                           Действительно, ребята, хочу сказать, что сейчас книги очень интересные, яркие, красочные, все очень разные                                                                                        А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?                                                                    Ответы детей

Основная часть:                                                                                                                                                                                                                                          Воспитатель: А хотели бы вы узнать какими были первые книги?  Чтобы узнать нам надо будет совершить  небольшое путешествие в прошлое книги. Согласны?                                                                                                                                       Воспитатель: Ребята, как же нам попасть в прошлое, кто знает?

Ответы детей: Мы можем попасть в прошлое на…(при помощи волшебной палочки, на самолете, на ракете, на машине времени) 
/воспитатель обыгрывает каждое высказывание ребенка, например « Ты думаешь, что на ракете, ребята если мы сядем в ракету , куда мы попадем? В космос. А космос – это прошлое? Нет» и т.д. пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени/
Воспитатель: Правильно ребята, в прошлое мы попадем на машине времени. Итак, прошу всех вас встать в круг, взяться за « руль » и вместе скажем волшебные слова: кручу, верчу, в прошлое попасть хочу
Воспитатель: Какие молодцы! А сейчас посмотрите ребята на экран, и скажите, как вы думаете, куда мы с вами попали? Ответы детей                          ( в древний Египет идет слайд – шоу на экране при помощи проектора сопровождающее рассказом воспитателя ).
Воспитатель:Египет - это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, моря, реки и даже горы. Мы сюда попали,чтобы узнать какие были первые книги именно в Египте.  В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы - это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать.
Воспитатель:А сейчас подойдите и возьмите карточки, разделимся на 2 группы.  А кто скажет, а почему вы так разделились?                                           Проходите  за столы.                                                                                                         Посмотрите на ваших столах лежат какие-то природные материалы. Давайте посмотрим и скажем, что перед вами лежит?
Ответы детей: На моем столике лежит глина и песок.
Воспитатель: Молодцы вы угадали все материалы. А как вы думаете, почему на наших столах лежит песок, глина?
Ответы детей: Может, мы будем, что-то строить или выращивать растение, а может из них делали книги.

Воспитатель: А давайте мы сейчас с вами и узнаем. В далёкие-далёкие времена, когда еще не было  письменности , люди придумывали разные способы передачи информации. Одним из таких способов было письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Давайте мы сейчас попробуем тоже порисовать.                                                                                                                 Возьмите деревянные палочки и нарисуйте ту картину, которую вы бы  хотели (после того как дети нарисуют, воспитатель приглашает  2 группу детей к 1 столу и смотрят что получилось).                                                                                                                    Скажи что ты нарисовал? ( ответы детей). Ваше изображение видно?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А сейчас положите свои палочки на стол. Представим, что мы свои картины понесли  нашим мамам. Мы несли их и трясли по дороге. Возьмите тарелочки и немножко, не сильно потрясите, как я. Что стало с нашей надписью?
Ответы детей: Ее нет, наша надпись исчезла.
ВоспитательА как вы думаете почему это произошло?
Ответы детей: Потому что мы трясли, потому что песок сыпучий.
Воспитатель: Правильно ребята потому, что песок сыпучий и если его потрясти, подуть на него надпись пропадает. Подойдет нам песок для написания книги?
Ответы детей: Нет, потому что надпись исчезает.
Воспитатель: Тогда значит можно ли было использовать песок для написания книги(ответы детей).
Воспитатель: А теперь  подвинем следующий природный материал глину. Возьмем свои палочки и попробуем порисовать на глине. Нарисуйте в середине небольшой квадрат, а справа от него круг. Ну что, получается, рисовать на глине?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Хорошо, положите палочки на стол. А теперь проверим, сохраниться ли наш рисунок, давайте потрясем доску с глиной, а теперь подуем на него. Что стало с нашим рисунком, он остался?
Ответы детей: Рисунок остался, он не изменился.
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?
Ответы детей: Из глины можно сделать книгу.
Воспитатель: Вот к этому выводу и пришли древние жрицы. Давайте посмотрим на экран, как они это делали ( идет показ слайд-шоу сопровождающийся рассказом воспитателя). Для записи жрицы использовали такие же глиняные таблички, на которых они писали при помощи деревянных палочек, которые назывались клинки, они палочкой надавливали на глину, как вы сейчас, а после их ставили высыхать. Так получалась одна страничка книги. Когда жрицами было написано много таких глиняных страничек книги, они их складывали друг на дружку. Вот так ребята и получились первые книги. Глиняные книги - были очень большими и тяжелыми. А как вы думаете, удобно было читать и хранить книги, написанные на глиняных дощечках? И почему?
Ответы детей:нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места) 

Воспитатель:Ну, что ребята понравилось вам в Древнем Египте?
Ответы детей: Очень.
Воспитатель: Нам пора снова в путь.  Сейчас мы с вами окажемся в другой стране и в другом времени. Но чтобы нам туда попасть, нужно опять завести нашу машину времени. (держимся за руль или палочку и произносим волшебные слова)
Воспитатель: Ребята мы с вами переместились в Древнюю Русь, так раньше называлась наша с вами страна Россия. А как вы думаете, из чего можно было сделать первую книгу на Руси? (ответы детей).
Воспитатель: Ну, тогда, посмотрите на экран. Русь всегда славилась своими красивыми городами, своими могучими и сильными богатырями, своим праздниками, своей природой. Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте. Ребята, а что такое береста?
Ответы детей: Береста - это кора березы (если дети не отвечают, воспитатель обращается к экрану, « ребята, посмотрите на что это похоже»).
Воспитатель: Молодец,Оля, действительно береста – это кора березы. И первые книги на Руси, действительно были из бересты. И писали на ней с помощью вот такой специальной острой палочки, летописцы или как мы их сейчас называем писатели, выцарапывали буквы. Скажем вместе: летописцы / дети проговаривают слово хором летописцы/. А как по-другому сейчас мы называем летописцев?
Ответы детей: Сейчас летописцев мы называем писателями.
Воспитатель: Труд летописцев был очень сложным и требовал большого внимания и терпения. Шли годы и столетия и  на смену бересте пришла бумага- белая,гладкая,удобная. А изготовление первой  бумаги придумали  в Китае в 105 г. Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секреты производства бумаги. Лишь в начале 7-го века эти секреты были вывезены за пределы страны . На Руси использование этого нового материала для письма началось в 14 веке. Первоначально бумага была привозной – сначала с Востока. В период правления Ивана Грозного в России была построена первая “бумажная мельница” близ Москвы, действовавшая, впрочем, недолго. Вот такая была первая печатная книга.
Воспитатель:Предлагаю вам сейчас, тоже попробовать себя в роли летописцев и нацарапать что-нибудь на бересте? Хотите? Тогда пройдемте вместе со мной к столу. Посмотрите, у нас на столе лежит береста. Ну что ж приступайте, мне не терпится посмотреть, что же у нас получится.
Воспитатель: Ну что получилось?  Можно было использовать бересту для написания книги? Было ли удобно писать на бересте? Этот материал был не удобен и не практичен в использовании. А давайте попробуем теперь порисовать на бумаге и сравним? Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: Ну, что ребята, наше время путешествия подошло к концу и нам с вами пора отправляться в обратный путь. Прошу вас всех пройти в машину времени. Ребята закройте свои глазки и произнесите вместе со мной следующие слова:
Раз, два, три,
Машина времени лети,
В настоящее нас верни.

3.Заключительная часть.
Воспитатель: А сейчас откройте свои глазки. Посмотрите, мы с вами опять оказались в саду.                                                                                                           1) Что нового узнали на сегодняшнем занятии? ( На чем писали в Древнем Египте, в Руси)                                                                                                                      2) Как все это мы узнали? (писали на глине, бересте).                                                3)Зачем все это мы делали?(чтобы узнать какие были первые книги в Египте и на Руси).                                                                                                                           4)Узнали?                                                                                                                              5)А нужны ли книги в жизни? Зачем?(чтобы читать, много знать, стать умнее, узнавать новое, хорошо учиться в школе). Книга лучший друг человека, поэтому мы должны любить, внимательно, аккуратно обращаться с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Разделение цвета" в подготовительной группе

Показать детям, что цвет можно разделить на другие цвета с помощью воды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11950848","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"80","width":...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Свойства воды" в старшей группе

Дети познакомятся со свойствами воды: принимает разную форму, растворяет и не растворяет вещества[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12088890","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Сценарий образовательной деятельности по познавательному развитию "Зима" в подготовительной группе группе

Дети систематизируют и обобщают знания о зиме[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12089075","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 135px; height: 180px;"}}]]...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию"Как появилась книга"

Цель : расширить и систематизировать знания детей об истории создания книги, используя компьютерные технологии.Задачи: - познакомить с историей создания книги;- показать, как она преобразовывалас...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История родного города»

воспитание у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма через ознакомление с историей родного города...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире книг» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «В мире книг» предназначен для детей младшего дошкольного возраста. В процессе занятия дети познакомятся с разнообразием к...