Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию"Как появилась книга"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Каширина Елена Михайловна

Цель : расширить и систематизировать знания детей об истории создания книги, используя компьютерные технологии.

Задачи: 

- познакомить с историей создания книги;

- показать, как она преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека;

- приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека;

- развивать познавательную активность, умение рассуждать;

- воспитывать бережное отношение к книге.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ- детский сад №7

г. Жуковский

Конспект образовательной деятельности

                            по познавательному развитию

        раздел « ознакомление с предметным окружением»

                                                Тема:

                                   « Как появились книги »

                      ( старше-подготовительная группа, 5-7 лет )

 

Подготовила:

    воспитатель 1 квалификационной категории

                                      Каширина Елена  Михайловна

Цель: расширить и систематизировать знания детей об истории

создания книги, используя средства мини-музея и компьютерные технологии.

 Задачи: -  познакомить с историей создания книги;

-  показать, как она преобразовывалась под влиянием творческой деятельности человека;

-  приобщить к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека;

-  развивать познавательную активность, умение рассуждать;

-  воспитывать бережное отношение к книге, аккуратность, прививать художественно-эстетический вкус.

Развивающая предметно-пространственная среда : мультимедийный проектор, экран, мини-музей «Книги», старинная книга, глиняные дощечки, стеки.

Предварительная работа: рассматривание мини-музея «Книги», организация сюжетно-ролевой игры «Музей», разучивание пословиц и поговорок о книге, разучивание физ.минутки «Буратино», знакомство с понятиями: «музей», «экспонаты музея».

 Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, двигательная деятельность.                                                                                                                                                     

Методы и приемы: наглядные,  практическая деятельность детей, вопросы к детям, активизация словаря.

   Активизация словаря: папирус, свиток, пергамент, береста, писать от руки.

Экспонаты мини-музея: камень с рисунком, папирус, пергамент, береста, старинная книга, выставка книг из домашней библиотеки.

                              Ход образовательной деятельности

Занятие проходит в группе. Воспитатель просит детей подойти к нему и встать полукругом.

                         Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, что вы видите перед собой?

Дети: Наш мини-музей Книги.

Воспитатель: Вы знаете, что такое музей?

Дети: Музей- это место, где собираются и хранятся разные вещи, предметы.

Воспитатель: Как называются разные предметы в музее?

Дети: Экспонаты.

Воспитатель: Почему наш музей называется мини- музей?

Дети: Потому, что он маленький.

Воспитатель: Правильно, мини-значит маленький, небольшой.

Воспитатель: Кто помогал нам создавать наш мини-музей Книги?

Дети: Родители.

Воспитатель: Да, ребята, создали мини-музей Книги мы вместе с родителями.

Воспитатель: Даша, какую книгу ты принесла? А ты ,Влад,какую? и т.д.

Воспитатель: Спасибо. Вы все молодцы, благодаря вам и вашим родителям у нас появился такой замечательный мини-музей Книги.

                        Проблемно-поисковый этап

Воспитатель: А сегодня, день у нас особенный. Мы узнаем, как появилась книга. Рассаживайтесь на стульчики поудобнее.

Воспитатель: Итак, мы начинаем!

                                    Слайд № 1

Воспитатель: История создания книги.

                                    Слайд № 2

Воспитатель: Мы попали в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, ходили на охоту. Людям хотелось рассказать друг другу, своим детям об увиденном и они придумали наскальные рисунки.

                                Слайд № 3

Воспитатель: Как вы думаете, почему эти рисунки называются наскальными?

Дети: Их рисовали на скалах в пещерах.

Воспитатель: Правильно. Приглядитесь, что нарисовано на наскальном рисунке?

Ответы детей.

                             Слайд № 4

Воспитатель: А еще первобытные люди для передачи информации использовали узелки. Каждый узел что-то обозначал.

                              Слайд № 5

Воспитатель: Затем древние люди придумали рисовать на камнях. Так появилась каменая книга.

Воспитатель: Почему книгу назвали каменной?

Дети: Она сделана из камня.

                              Слайд № 6

Воспитатель: Со временем люди придумали глиняную книгу.

Воспитатель: Почему книга называлась глиняной?  

Дети: Она сделана из глины.

Воспитатель: Да, эта книга похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик- страничка, застывал и хранился долго-долго.

                              Слайд № 7

Воспитатель: Затем в Древнем Египте появились книги из папируса. Что такое папирус?

Дети: Папирус- это растение, которое растет по берегам водоемов.

Воспитатель: Правильно. У папируса высокий, толстый ствол. Этот ствол разрезали на полосы и высушивали. Вот, что из него получалось…

                              Слайд № 8

Воспитатель: Это свиток. Он использовался как книга.

                                Слайд № 9

Воспитатель: Потом люди сделали книгу из пергамента. Что такое пергамент?

Дети: Это обработанные шкуры животных.

Воспитатель: Были эти книги очень дорогие.

                               Слайд № 10

Воспитатель: На Руси придумали книгу из бересты. Что такое береста?

Дети: Береста- это березовая кора.

Воспитатель: Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем.

                                Слайд № 11

Воспитатель: А потом появилась бумага. Ее изобрел китайский ученый. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили очень долго. Они никому об этом не рассказывали.

Воспитатель: Так появились книги из бумаги. Книги из бумаги были рукописными.

                            Слайд № 12

Воспитатель: Как вы думаете, почему книги из бумаги называли рукописными?

Дети: Их писали рукой.

                            Слайд № 13

Воспитатель: В наше время, где печатают книги?

Дети: В наше время книги печатают в типографии.

Воспитатель: На чем печатают?

Дети: На печатных станках.

                            Слайд № 14

Воспитатель: А  еще в наше время люди изобрели электронные книги.

Воспитатель: Вот какой долгий путь прошла книга- от каменной до электронной.

                           Слайд № 15

Воспитатель: Какого вы видите на экране?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Из какой он сказки?

Дети: « Приключения Буратино или Золотой ключик».

Воспитатель: Давайте вместе дружно разомнемся. Вставайте на ковер.

                  Физ. минутка «Буратино»

Буратино потянулся ( руки вверх ),

Раз нагнулся ( наклон вперед, выпрямиться ),

Два нагнулся ( наклон вперед, выпрямиться ).

Руки в стороны развел (развести обе руки в стороны),

Книжку видно не нашел ( повороты головы в обе стороны).

Чтобы книжку нам достать, надо на носочки встать( руки вверх, на носочках).

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на стульчики.

Воспитатель: Мы продолжаем наше занятие.

                Практический этап

Воспитатель демонстрирует старинную книгу.

Воспитатель: В нашем мини-музее Книги я взяла самую старинную книгу. Эту книгу читало много людей: бабушки, дедушки, мамы, папы, а теперь и мы с вами. Давайте внимательно ее рассмотрим.

Воспитатель вызывает одного ребенка и предлагает потрогать эту книгу, раскрыть ее, обратить внимание на листы, можно даже понюхать.

Воспитатель: Какая эта книга?

Ответ ребенка.

Воспитатель: Правильно.Она шершавая, Потрепанная, листы пожелтели от времени. У нее особенный запах.

Несмотря на то, что в наше время существуют электронные книги, бумажные книги хранят в себе тепло человеческих рук. Такие книги очень ценны для человека. Люди о таких книгах придумали много пословиц и поговорок.

Воспитатель: Давайте, вспомним, какие мы с вами знаем.

Книга- источник знаний. (Никита)

Выбирай книгу так, как выбираешь друга. (Леня)

Книжные страницы похожи на ресницы- глаза открывают. (Настя)

Кто много читает, тот много знает. (Артем)

Золото добывают из земли, а знания из книг. (Юля)

Книга не пряник, а к себе манит. ( Макар)

Воспитатель: Спасибо дети.

Воспитатель: Раз книги так ценны для нас, как нужно к ним относиться?

Дети: Беречь, не мять, не мочить, не рвать и т.д.

Воспитатель: Правильно, при такой заботе книги прослужат долго, и я, надеюсь, вы будете бережно относиться к книгам.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам самим создать глиняную книгу. Для этого вам понадобятся- глиняная табличка и стека. Можете нарисовать стекой, что захотите. Подумайте и начинайте.

Печатание рисунка на глиняной дощечке.

Воспитатель: Заканчиваем работу и ставим таблички в наш мини-музей Книги.

                            Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная глиняная книга получилась из наших табличек.

Что нарисовал Влад? А что получилось у Гордея? и т.д.

Молодцы, ребята.

                         Последующая работа

В дальнейшем планируется провести беседы: «Откуда пришла книга?», « Что может рассказать о себе книга», «Создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий», «Художники-иллюстраторы», интерактивная выставка различных видов бумаги, экспериментирование с бумагой, изготовление книжек-самоделок,сюжетно-ролевые игры: «Книжная выставка», «Книжный магазин», « Мы издаем книгу».

    Результативность реализации технологии музейной педагогики

                  в условиях ДОУ заключается в следующем:

 - пополнение знаний детей о книгах (история возникновения книг, виды книг, возникновения книгопечатания и т.д.);

- создание продуктов детской деятельности (глиняные таблички, книжки-самоделки);

- влияние на взаимоотношения семьи и детского сада.

       Использованная литература:

- Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В.  Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М.: УЦ «Перспектива», 2013.

- Дошкольникам о художниках детской книги/ Составитель Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1991.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История создания книги

Слайд 2

Первобытные люди

Слайд 5

Каменная книга

Слайд 6

Глиняная книга

Слайд 8

Свиток из папируса

Слайд 9

Книга из пергамента

Слайд 10

Книга из бересты

Слайд 11

Книга из бумаги

Слайд 12

Рукописные книги

Слайд 13

Типография

Слайд 14

Электронная книга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в историю книги"

Конспект помогает познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Красная книга» посредством LEGO.

сформировать представление детей о Красной книге, дать знания об экологии, познакомить с животными красной книги....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...