Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Антонова Дарья Павловна

 

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственной образовательной деятельности

 по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности (старший возраст)

Воспитатель: Кирюхина Дарья Павловна

Тема: «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Цель: изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей.

Задачи:

Создать необходимые условия для  усвоения информации о новом материале;

Способствовать развитию любви к родным местам, достопримечательностям;

Дать представление о традициях и обычаях коренного народа.

Оборудование: книги, картины менгиров, наскальных рисунков, заготовки для книги, листы с изображением степи, шаблон  менгиров, кисти, клей, кисти для краски и баночки под воду, салфетки, ленточки с хакасским орнаментом.

Предварительная работа: беседа о каменных стелах (менгирах).

Ход НОД:

Вводная часть

 Приветствие «Здравствуйте».

Воспитатель: Дети встаньте, пожалуйста, в круг, я скажу вам одно слово, а вы попробуете сказать, о чем оно нам говорит.

Воспитатель говорит на хакасском языке – здравствуйте «изенер» (ответ детей).

Совершенно верно это слово – здравствуйте, на каком оно языке? На хакасском, а это значит, что сегодня мы с вами отправимся получать знания о нашей малой родине – Хакасии.

Сегодня мы приоткроем полог истории. Заглянем в глубины древности, восхваляющей наш родной край. Зачем любить Родину? Зачем о ней знать? А зачем любить маму? Зачем знать, кто твоя семья.

Хакасия – чудесный край, в котором живем.

Где-то в мире нашем есть замки древние,

Где-то там, в чужой стране гигантские деревья.

Пирамиды и сады, замки, крепости-

Сколько в мире нашем есть всякой древности!

Есть история своя у любого места,

Что из прошлого несет сумрачные вести.

Я пойду, пойду туда, где древние курганы.

Постою чуть, а потом возле камня встану.

Посмотрю издалека на земляные насыпи.

Основная часть

 Расскажи мне о себе, милая Хакасия…(воспитатель плавно подходит к столу, на котором размещены книги, делает вид, что не замечает их).

Воспитатель: ребята скажите, а где и с помощью чего можно узнать информацию о родных местах, людях любивших свою Родину и о погибших за нее? Дети говорят свои мысли. (Ответ: в книгах). Книги бывают разные, а как вы думаете, как называются книги, в которых говорят о героях защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной Войны? Дети предлагают свои варианты ответа. (Воспитатель поворачивается к столу и берет у руки одну книгу – Книгу памяти).

Ответ: Книга Памяти. У нас в Хакасии тоже есть Книга Памяти о войнах ВОВ

 ( показ книги).

 Есть закон сохранения памяти о погибших во имя справедливого дела — сбережения своего родного очага от агрессии, защиты Отечества от вражеского нашествия. Этот закон носит общечеловеческий характер и существует с древних лет, во все времена в честь павших героев возводились храмы и памятники, слагались сказания.

Давным - давно, когда не было книг как вы думаете, где говорили о героях, где оставляли о них память?  (ответы детей). На камнях, а назывались они каменные стелы, а в нашем краю их называют менгиры, они располагались на курганах и обычно люди рисовали событие или если это был воин, его рождение, сражение, охоту и образ жизни. Рисунки на таких  камнях назывались – петроглифы их выбивали или рисовали специальной краской, она называлась охрой. (Воспитатель подводит детей к доске с изображениями разнообразных менгиров).

Физминутка «Айго» Предлагаю немного отдохнуть перед дальнейшей работой.

А для того, чтобы люди помнили о войнах, которые сражались за нас в древние времена, что мы сегодня можем сделать?

Подходят к столу, а там камни (менгиры) вырезанные из бумаги. Мы можем нарисовать воинов, на камнях как это делали древние художники. (Рисуют, на фоне музыки «Чатхан»). А куда же мы их поместим? У нас возникла проблема (ответы детей). Вот вам подсказка. Отгадайте загадку.

 Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами,
Всем понятным языком.
(Книга)

Заключительная часть

На столе под платком спряталась книга. Мы поместим наши менгиры  в нашу книгу. Кажется, нашлось решение.

Давайте посмотрим, что с ней? (пустые страницы). Выберите себе любую страницу для своего менгира и расположите его на ней. А как же мы назовем её? Книга памяти…(варианты детей). Записываем название. (Воспитатель предлагает поместить созданную книгу в библиотеку группы и ответить о том, что нового они узнали).

1. Как называются  каменные стелы в Хакасии?

2. Что такое книга памяти? Её особенности.
3. Что служило источником вдохновения для древних художников?

Спасибо вам дети за работу. Дарю вам дети в благодарность, браслет с хакасским узором. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Земная доброта»

В основе данного занятия лежит экологическая сказка о планете, которая разрушается, но здесь дети пытаются ее спасти, а родители в ходе всего мероприятия способствуют этому. Данное занятие способствуе...

НОД по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности на тему «О чем расскажет карта?»

Воспитатель знакомит детей с картами мира, России, города  Белгорода, учит детей ориентироваться на карте.   Знакомит с достопримечательностями города,        ...

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет (ОНР) по теме «Поможем Буратино»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе с применением ИКТ-технологий...

ООД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет (ОНР) по теме «Путешествие в сказку математики»

Программное содержание: Обучающие задачи:• Закрепили знания детей о профессиях – пожарный, полицейский, доктор;• Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять более...