Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность) для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Удивительные свойства воды»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательное развитие (опытно-экспериментальная деятельность)

 для детей старшей группы.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема «Удивительные свойства воды»

                                                     Подготовила:

                                                                                   воспитатель

Иглакова Марина Валерьевна

ЗАТО Северск 2019

«Удивительные свойства воды»

Цель: развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные: 

- познакомить детей с основными свойствами воды: вода – это жидкость, отсутствие цвета  и запаха, отсутствие вкуса, отсутствие собственной формы;  

- уточнить знания детей о важности и назначении воды в нашей жизни.

Развивающие: 

- развивать у детей познавательную активность  в процессе экспериментирования, через знакомство с техникой проведения опытов с водой;

 - развивать умственные операции: учить сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к воде;

-формировать у детей интерес к экспериментированию;

- воспитывать умение доброжелательно общаться со сверстниками во время проведения опытов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций со свойствами воды, чтение и отгадывание загадок про воду, беседа с детьми о свойствах и значении воды, знакомство с профессией лаборанта посредством просмотра презентации. Наблюдение за водой во время прогулок.

 Оборудование: магнитная доска, капля бумажная с загадкой, карточки-схемы с условными обозначениями

Материал: 9 стаканчиков на каждого ребенка, по 1 кубику на каждого ребенка, трубочки, палочки для размешивания, формочки для воды, графин с водой, разноцветные полоски на каждого ребенка, по 2 ложечки на каждого ребенка, пакет молока, лимон.

Ход занятия:

Приветствие: «Колокольчик»

 Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. (Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:

– Здравствуй, Миланочка! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Платоша! Дин-дон-дон!

И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.)

Воспитатель: 

- А теперь ребята, давайте возьмемся за руки и подарим, друг другу свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлым и прекрасным!

- Замечательно!

-Я приглашаю вас в удивительное и необычное путешествие. Мы полетим с вами в страну «Юных ученых».

- А на чем можно отправиться путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Хорошо.  Раз путешествие у нас необычное, то и транспорт у нас будет необычный. Мы с вами полетим на волшебном облаке, усаживайтесь поудобнее (дети садятся на ковер).

- А пока мы с вами летим, я загадаю вам загадку:

«Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить. Ни стирать,

 Без чего мы скажем прямо,

 Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

чтобы плыли корабли,

 чтоб варились кисели,

чтобы не было беды – жить нельзя нам без ……». (воды)

Ответы детей.

Воспитатель:

-Молодцы, это вода. Вода необходима всему живому на земле. Мы с вами много говорили о воде, дома и в детском саду мы каждый день используем воду. Расскажите, где дома вы или ваши родители применяют воду.

- Скажите дети, а вода  это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Воспитатель:

Молодцы! Ну, вот мы и добрались! Давайте сойдем с облака и посмотрим, куда это мы прилетели?

Ответы детей.

-Правильно мы на планете «Юных ученых»

- Дети, а кто такие ученые?

Ответы детей.

Воспитатель:

- А где ученые проводят свои опыты и исследования?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, ученые проводят свои исследования в специальных лабораториях. И мы с вами тоже будем заниматься исследованием свойств воды в нашей лаборатории. Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории.

 

 Воспитатель показывает схемы «Правила поведения в лаборатории»

 Внимательно слушать старшего научного сотрудника

 Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

  Аккуратно пользоваться емкостью для воды

 Поддерживать порядок на своем рабочем месте

 После каждого опыта делать вывод

Выставить на доску схему «Правила поведения в лаборатории»

Воспитатель:

- Но мы с вами еще не все знаем о свойствах  воды.  Предлагаю вступить в клуб «Юных ученых», а я у вас буду старшим научным сотрудником.  

Воспитатель:

- Вот мы с вами и в лаборатории. Наши   столы готовы к работе. Занимайте свои рабочие места (дети рассаживаются по одному человеку за стол) Ребята, с чем нам сегодня предстоит работать? (дети перечисляют все, что стоит на столе)

Воспитатель:

-Перед началом проведения опытов разомнем пальчики.

Проводиться пальчиковая гимнастика.

Облака

Облака, облака,

Кучерявые бока.

Облака кудрявые:

Целые, дырявые.

Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой. Руки вытянуть, крупное круговое движение. «Кудрявые» - мелкие круговые движения, «целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке.

Опыт 1

Возьмите, стаканчик под № 1с крупой и под № 2 пустой. Что вы видите в стаканчиках? Ответы детей ( крупа, гречка)

Высыпите крупу в пустой стаканчик. Что крупа делает?

Ответы детей (сыпется, пересыпается, высыпается)

 Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь возьмите стаканчик под № 3 и перелейте содержимое в стаканчик под № 4. Что делает вода? Почему?

 Ответы детей (льется, переливается, выливается)

Воспитатель: 

- Вода льется, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

-Почему вода – жидкость?

А крупу можно назвать жидкостью?

Ответы детей

Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

выставляю на доску карточку-схему вода - жидкость. 

Воспитатель: 

-Ребята, а что еще можно назвать жидкость?

 Ответы детей (сок, молоко)

Опыт 2 

-А теперь поднесите стакан к носу и понюхайте воду. Что можно сказать, чем пахнет вода?

Ответы детей

Воспитатель:

- Правильно вода не чем не пахнет, у нее нет запаха.

А теперь поиграем и игру «Угадай по запаху»: я капну в каждый стаканчик какое-то вещество, а вы мне скажите, чем пахнет. (Воспитатель капает эфирное масло «Апельсин» в каждый стаканчик, дети определяют, чем пахнет). Давайте перемешаем. Теперь понюхайте еще раз, что произошло? (вода стала пахнуть апельсином).

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно вода не имеет запаха, а может пахнуть лишь тем, что в нее положили.

Выставляю на доску карточку - схему  вода не пахнет

Вывод: вода не имеет запаха. 

Опыт 3

Воспитатель: 

- Ребята, у вас на столе лежит кубик, положите   кубик в стаканчик. А теперь положите кубик на стол.

Скажите кубик поменял свою форму или остался прежним?

Ответы детей

Воспитатель:

Правильно, куда бы мы не положили кубик он форму не меняет.

Ребята, а вот мне интересно какую форму имеет вода? Как вы думаете?

Ответы детей

Воспитатель:  

- Давайте проверим. Перед вами лежат разные формочки, давайте попробуем налить воду в них.

- Что мы видим?

Ответы детей

Воспитатель:  

Правильно, это значит, что вода не имеет определенной формы, а приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.

 

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится

Выставляю на доску карточку – схему вода в разных сосудах 

Опыт 4

Воспитатель:  

-У вас на столах стоят стаканчики под №7 и №8, возьмите их. Что налито в эти стаканчики? Еще у вас есть полоски, каким они цветом? А теперь выберете полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока. Какого цвета молоко и полоска?

 Ответы детей

Воспитатель:

 А теперь выберете полоску, которая совпадает с цветом воды. Такой полоски нет? Почему?

Ответы детей

Воспитатель: 

-Возьмите ложечки и одну ложечку поставьте в воду, а другую в молоко Что вы видите?

Ответы детей (в стакане с молоком ложки не видно, а в стакане с водой мы ложку видим)

Воспитатель:

-Так, что мы с вами можем сказать о воде? Какая она, если она не имеет цвета?

Ответы детей (прозрачная, бесцветная)

А теперь добавьте капельку краски и размешайте. Что произошло с водой?

Растворилась ли краска?

Ответы детей

 Итак, вода не имеет цвета, но имеет свойство приобретать цвет в зависимости от того, какой краситель в нее добавили.

 Вывод: вода бесцветна

 Выставляю на доску карточку- схему  вода бесцветная

Воспитатель: 

-Ученые устали? Давайте отдохнем.

Физминутка

 Чтоб головка не болела

Ей вращаем вправо – влево (вращение головой)

 А теперь руками крутим –

 И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

 Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке

Воспитатель: Отдохнули? Готовы дальше проводить опыты? Рассаживаемся за свои рабочие столы

Опыт 5

Воспитатель:

- Ребята, для следующего опыта нам потребуются трубочки. Возьмите стаканчик с №9. Давайте попробуем через соломинку попить воду. Вкуса у воды я не почувствовала, а вы почувствовали вкус у воды?

 Ответы детей

Воспитатель:

 А теперь добавьте в свои стаканчики лимон. Что изменилось? Майя, у тебя какая на вкус вода стала? Андрей, а у тебя?

Ответ детей.

Воспитатель: 

А теперь добавьте в свои стаканчики сахар и размешайте. Что изменилось? Амина, у тебя какая на вкус вода стала?

Ответ детей

Воспитатель:

-А почему у вас вода приобрела вкус?

Ответы детей

 

Воспитатель:

Правильно когда вы добавили лимон, вода стала кислой, а когда добавили сахар, он в воде растворился и вода стала сладкая. Получился лимонад. Мы с вами изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается она может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили. 

 Выставляю на доску карточку- схему  вода безвкусная

Воспитатель: Ну, вот наши опыты и закончились.

Давайте подойдем к нашей доске с подсказками и повторим, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились.

 Ответы детей  (Вода жидкая, прозрачная, без запаха и вкуса, не имеет формы. Она бывает холодной, теплой, горячей)

Воспитатель: В заключении хочу показать вам как важна для людей и всей планеты вода.  

Показ презентации.

Воспитатель:

Мы с вами сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории, вы большие молодцы.

А сейчас все дружно отправляемся на нашем облаке в садик (дети садятся на ковер звучит спокойная музыка, воспитатель предлагает закрыть глаза и отправится в путешествие своих фантазий. Музыка останавливается. Воспитатель объявляет что все благополучно вернулись с планеты «Юный ученый» на планету «Детский садик»). Расскажите, как вы работали. Что нового мы сегодня узнали? Какие выводы сделали?

Ответы детей:

Воспитатель побуждает детей к уборке рабочих мест

Литература:

 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом Воспитание дошкольника, Москва 2004 г.

2. Н. А. Рыжова «Волшебница вода», Мозаика синтез, Москва 2004 г.

3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Мозаика синтез, Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы

Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей первой младшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «В гости к петушку».

Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: цвете, размере, количестве, форме....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии для детей средней группы. Образовательная область « Познавательное развитие» Тема: "Ветер - ветерок".

Конспектнепосредственно организованной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологиидля детей средней группы.Образовательная область « Познавательное развитие»...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети младшей группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» р. п. Дергачи Образовательная область: Познавательное развитие. Тема: «В поисках солнышка»

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети младшей группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»р. п. ДергачиОбразовательная область: Познавательное развитие.Тема: «В по...