Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы. Образовательная область «Речевое развитие» Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_stranitsam_skazok_v._bianki.docx191.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №55»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (Чтение художественной литературы) для детей старшей группы.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »

                                                         Подготовила:

                                                                                       воспитатель

    Иглакова Марина Валерьевна

    ЗАТО Северск 2019

    Конспект занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы)

    Тема «По страницам сказок Виталия Бианки »

    Цель: уточнение, углубление и систематизация знаний о природе, полученные детьми при знакомстве с творчеством писателя В.В Бианки.

    Задачи:

    Образовательные: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем и его творчеством. 

    Развивающие: Развивать монологическую речь детей, развивать слуховое и зрительное внимание, память, усидчивость

    Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными. 

    Предварительная работа с детьми: чтение и обсуждение сказок

    Материалы и оборудование: портрет писателя В. Бианки; сказки и рассказы В. Бианки;  картинки к сказке «Первая охота»; хвост; фото по сказке «Хвосты» (на флэшке), схематические карточки по сказке «Сова», карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых; смайлики, аудиозапись «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского, раскраски по сказкам В. Бианки; раскраски по сказкам В. Бианки.

    Ход  занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами всю неделю знакомились с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, и сегодня посмотрим, как хорошо вы помните произведения писателя.

    Повсюду: в лесу на поляне,

    В реке, на болоте, в полях-

    Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

    Про птиц, насекомых, лягушек

    Рассказы и сказки прочтешь

    И лучше знакомых зверушек

    Узнаешь, дружок, и поймешь.

    Ох, так написать о природе

    Непросто, ведь нужно уметь

    На вещи, знакомые вроде,

    Всегда удивленно смотреть.

    Воспитатель обращает внимание детей на выставку книг

    Воспитатель: О чем эти книги? Что их объединяет?
    Дети: Это книги о природе. Написал их Виталий Бианки.
    Воспитатель: В. Бианки любил природу, и поэтому он очень много о ней писал. Читая его книги, мы узнаем о жизни животных и растений. Вот, например, эта книга… (Воспитатель берет книгу «Первая охота» Из нее падают карточки).
    Воспитатель: Ребята, наверно, книга хочет нас проверить, все ли мы запомнили. 
    Воспитатель показывает картинки по сказке и задает вопросы:

    1)Почему Щенок решил пойти на охоту за дикими зверями и птицами?

    2)Как Выпи удалось обмануть Щенка?

    3)Каким образом Удод спасся от Щенка?

    4)Кто так напугал Щенка, когда тот заглянул в дупло?

    5)Как  Ящерка спаслась от щенка?

    6) Где спрятались от Щенка насекомые?

    7)Как Жук-Бомбардир сумел защититься от Щенка?
    Воспитатель достает, торчащий из-за книжек хвост.
    Воспитатель: Ой, что это?!
    Дети: Хвост. 
    Воспитатель: Какой красивый. Не хотите примерить?
    Дети: Хотим. 
    Воспитатель: Тогда я предлагаю поиграть с хвостиком. А водящего выберет считалочка. Проводится игра. Водящему прикрепляется хвост. Все дети стоят в кругу. Водящий ходит по кругу, дети пытаются забрать у него хвост. 
    Воспитатель: Ребята, а у каких животных есть хвосты? 
    Дети называют.
    Воспитатель: Повезло же животным. Все они такие красивые с хвостами. Ведь хвостики нужны животным для красоты.
    Дети отвечают, что хвост нужен не для красоты, хвостом животные отгоняют насекомых и т.д.
    Воспитатель: А откуда вы знаете?
    Дети: Из сказки В.В. Бианки «Хвосты».

    Воспитатель: Правильно. (Воспитатель берет книжку «Хвосты».) Я хочу вам загадать загадки. А ваша задача угадать о ком она. 
    Дети садятся на стульчики перед доской. 
    Воспитатель загадывает загадки по содержанию сказки «Хвосты».
    1. Иногда он прячет рожки,
    Из семейства «брюхоножки»,
    Выползает вечерами.
    Сам – с похожими концами,
    Длинный, мокрый… Не червяк!
    И улитке стройной – брат. (слизняк);
    2. Домом для меня, является река,
    Хвостик очень длинный, рубашка-чешуя.
    Захочешь ты меня, на крючок поймать
    Стащу я червячка, и уплыву опять.
    Лишь шлепну я хвостом, прямо по воде.
    А как меня зовут? Скорей ответьте мне!
    (рыба)
    3. Посмотрите, как идет:

    Точно задом наперед!

    Это, братцы, не пустяк!

    Так умеет только …

    (рак)

    4. Он по-рабочему одет –
    Удобно, просто, ловко.
    На нем малиновый берет
    И пёстрая спецовка. 
    (Дятел)

    5. Стройный, быстрый,

    Рога ветвисты.

    Скачет по лесу весь день,

    Называется… .

    (олень)

    6. Рыжая плутовка
    Спряталась под ёлкой.
    Зайца ждёт хитрюга та. 
    Как зовут её? … (лиса)
    7. Кто по коврику лугов

     Сделал триста пять шагов?

     И теперь моя рука

    Держит кружку молока…

    (Корова)

    Воспитатель: Ребята, а эта книжка моя любимая. Вы узнали ее по обложке?
    Дети: Эта книжка называется «Мастера без топора».

    Воспитатель: Молодцы. Сейчас мы узнаем хорошо ли вы ее знаете… Разделимся на две команды,  команда девочек и команда мальчиков и посмотрим кто лучше запомнил сказку…

    (дети делятся на команды и отвечают на вопросы, за правильные ответы получают смайлики)

    Где высиживает козодой свои мраморные яички?

     В шалаше из веточек 
     В ямке между кочками +
     В гнезде из мха 
     В гнезде из соломы 

    Из чего строит гнездо синичка Ремез?

     Из ваты 
     Из веток 
     Из пуха +
     Из глины 

    Чьё гнездо на самой высокой сосне в лесу?

     Дятла 
     Ворона 
     Аиста 
     Орла +

    Без рук, без топорёнка построена избёнка. Что это?

     Хатка бобра 
     Хижина лесника 
     Птичье гнездо+ 
     Избушка Бабы Яги 

    Чье гнездо, как из брёвен, всё из сучьев сложено, пол глиной вымазан, соломкой устлан, крыша из веток?

     Ласточки 
     Пеночки 
     Сороки +
     Вороны 

    У какой птицы гнездо из глины?

     У синицы 
     У воробья 
     У сороки 
     У ласточки +

    Из чего мастерит гнездо певчий дрозд?

     Из камушков 
     Из веточек 
     Из мха +
     Из глины

    Кто написал сказку «Мастера без топора»?

    Александр Пушкин

    Владимир Сутеев

    Агния Барто

    Виталий Бианки+


    Воспитатель: Ну, что устали? Давайте поиграем. Сейчас вы не ребята, а мышата. А Даше и Савве предлагаю стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши, двери на засов» мышки,  садятся и не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

    Игра «День/ночь»

    Утром солнечным у сов.

    Дверь закрыта на засов.

    Совы спать весь день не прочь

    (совы сидят на корточках, мышки бегают)

    На работу совам в ночь.

    Только вечером от сов

              Мыши двери - на засов

     (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает  пошевелившегося мышонка, уводит на стульчик).

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу напомнить еще одну сказку (Показывает книжку «Сова»). Предлагаю вспомнить, что же в ней произошло?
    Дети рассказывают, а воспитатель прикрепляет к магнитной доске карточки со схематичными изображениями (сова—мышь—шмель—клевер—корова).
    Старик поссорился с Совой--- Сова перестала ловить мышей--- мышей развелось много----они стали ловить шмелей, разрушать их гнезда--- шмели улетели и перестали опылять клевер--- клевер погиб и корове нечего стало есть, она перестала давать молоко и старику не смог пить свой любимый чай с молоком. (Схемы соединяются стрелочками.) 
    Воспитатель: Ребята, какой вывод можно сделать?
    Дети: Можно сделать вывод, что все в природе взаимосвязано.
    Воспитатель: А теперь предлагаю пройти за столы и попробовать составить свои цепочки взаимосвязи в природе. ( детям даются карточки с тремя пустыми окошками, соединенными стрелочками и три картинки животных, растений, насекомых. Детям нужно правильно составить цепочку, наложив картинки в окошечки.) 

    Воспитатель: Объясните, почему вы именно так составили цепочки?

    Ответы детей:
    Воспитатель: Проходите на ковер. Дети проходят на ковер, встают в полукруг.

    Самоанализ детей

    Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать еще больше книг  В. Бианки. Читая книги Бианки, и книги писателей, пишущих о природе, вы больше узнаете о ней. А значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту.

    Слушание аудиозаписи стихотворения «Не дразните собак» сл. М. Пляцковского.

    Раздача призов (раскрасок по сказкам В. Бианки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе на основе норвежской народной сказки "Пирог"....

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ (ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»

    «Чтение стихотворения Ю.Гарея «Птицы улетают»Программное содержание.  Обучающие задачи:Знакомить детей с птицами, познакомить с особенностями птиц – с наступлением холодов – улетают в теплые стра...

    Конспект образовательной деятельности по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы Тема: «Чтение рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода»

    продолжать  развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж новым рассказом;Обращать внимание на выразительные средства;Воспитывать чувство сострадания к  героям...