Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в историю книги"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Винокурова Галина Михайловна

Конспект помогает познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 366 г. Волгограда

Конспект НОД по познавательному развитию

«Путешествие в историю книги»

Подготовила:

воспитатель группы № 3

Винокурова Г.М.

Волгоград,

2016

Цель:

  • познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги; показать, как она преобразовалась под влиянием творчества человека; возбудить к творческой деятельности человека; активизировать познавательную деятельность ; воспитывать бережное отношение к книги.

Материал.

Книги, изображения старинных книг, различные современные книги, цветные карандаши, клей-карандаш

 

Ход образовательной деятельности:

  Воспитатель начинает непосредственно образовательную деятельность чтением стихов:

                        Сегодня день у нас особый!

                       Я познакомлю вас, друзья,

                      С предметом, без которого

                    Прожить на свете нам нельзя.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать их:

                         1) Говорит она беззвучно

                         Но понятно и не скучно.

                        Ты беседуй чаще с ней –

                     Станешь вчетверо умней!

                       2).  Склеена, сшита,

                            Без дверей, а закрыта.

                           Кто ее открывает –

                         Тот многое знает!

                    3). Языка нет, а разговаривает.

                   4). Тороплюсь я нынче

                       С улицы домой:

                      Ждет меня дома

                     Рассказчик немой.

В: Правильно, это книга. Как вы думаете, давно появились книги?

Д: Они появились очень давно.

В: А из чего делают книги?

Д: Из бумаги.

В: Правильно, ребята, сейчас книги печатают на бумаге, но всегда ли так было?

Д: Нет, не всегда.

В: Какие вы у меня молодцы, конечно не всегда. Сейчас я вам поведаю эти тайны.

В:   Первая книга была написана на глиняных дощечках Описание: 59557234_tablet02.jpg

В:   Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках?

Д: Нет, неудобно.

В: Они ведь тяжелые, да и листать их неудобно.

В:    Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую веревку, но это также было неудобно (демонстрация иллюстраций) и китайцы стали писать книги кисточкой и тушью на шелке,

                             

                                  Описание: кисть шелк.jpg

 а в Египте писали книги на каменных плитах!

                             Описание: каменная плита.jpg

В:    Вы представляете, что у вас дома вместо книжек каменные плиты лежат. Это удобно?

Д: Нет!

В: Как же много места они занимали бы, да и как же их листать?!  Далее люди изобрели папирус, очень похожий на бумагу, но очень тонкий.

Описание: папирус.jpg

Наконец, изобрели бумагу, и книги стали писать на бумаге: сначала от руки, а затем стали печатать. Обложки у книг были, ребята, деревянные, обтянутые кожей или тканью.

                                 Описание: дерев книги.jpg

Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, в которых есть замечательные картинки.

Описание: к.jpg

 В:    А, где, хранятся книги?

Д: Дома, на полках, в книжных шкафах, в библиотеках.

В: Все правильно.

Описание: полка.jpgОписание: книж.jpgОписание: шкаф.jpg

 Ребята, все книги очень красивые, а давайте я вам расскажу, из каких частей состоит книга. Книга состоит из обложки (показывает).

Обложка – это лист плотной бумаги, картона, который защищает книгу от повреждений и информирует о том, что это за книга и кто ее автор.

Описание: обл.jpg Описание: рус.jpgОписание: облод.jpgОписание: юнмори.jpgОписание: бар.jpg

Корешок  – это полоска ткани, кожи, соединяющая части обложки и защищающая переплет страницы.

              Описание: кор.jpgОписание: i.jpg

Титульный лист – заглавная страница издания, где размещены общие сведения о книге.

                    Описание: титу.jpgОписание: тит.jpg

Страница – одна сторона листа бумаги в книге, где находятся текст, иллюстрации.

В: Ребята, а кто мне скажет, как нужно обращаться с книгой?

Д: Бережно, аккуратно.

В: Вот, ребята, посмотрите, с этой книжкой обращались

как?

Д: Аккуратно, добросовестно.

В:    А вот эту книгу я недавно нашла, даже и не знаю, откуда она появилась у нас в группе – посмотрите, какая она потрепанная. Эту книгу, надо полечить. (Воспитатель выбирает кого-то из детей и отдает книгу для ремонта).

В: Дети, а, для чего нужны книги?

Д: Чтобы читать, узнавать много нового и интересного, рассматривать картинки.

 В: Молодцы! Вы правильно ответили на мой вопрос. За это я вам открою большой секрет. Сегодня утром ко мне пришла посылка, интересно, что же в ней такое? (достает посылку, в ней новые книги для книжного уголка).

- Ребята, вам понравился мой рассказ о книге?

Д: Да!

А теперь, давайте сами, своими руками попробуем отремонтировать книги.

 Для того,  чтобы снять эмоциональное напряжение, воспитатель проводит небольшую  физкультурную разминку «Любопытная Варвара».

                           Любопытная Варвара,

                          Смотрит влево, смотрит вправо,

                         Смотрит вверх, смотрит вниз,

                        Чуть присела на карниз,

                        А потом упала вниз.

Дети вместе с воспитателем выполняют движения согласно тексту. Физкультурная разминка выполняется два раза.

Затем ребята заканчивают свою деятельность, подклеивают корешки, красочные иллюстрации.

В завершении непосредственной образовательной деятельности воспитатель благодарит детей за хорошо выполненную работу, а также за отличное поведение во время этой непосредственно образовательной деятельности и отличный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности по теме «Хакасия – край, в котором я живу. Книга памяти»

Изучение  ценностей хакасской земли и их особенностей. Развитие любви к родным местам, достопримечательностям, представление о традициях и обычаях коренного народа....

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "По страницам истории Краснодара"

В наши дни, очень важно воспитывать интерес к истории родного края, прививать чувство любви,  патриотизма, гордости за свою страну и народ. Цель данного занятия - познакомить детей с историч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Колокольная история» для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему: «Колокольная история»для детей подготовительной группы....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию"Как появилась книга"

Цель : расширить и систематизировать знания детей об истории создания книги, используя компьютерные технологии.Задачи: - познакомить с историей создания книги;- показать, как она преобразовывалас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Красная книга» посредством LEGO.

сформировать представление детей о Красной книге, дать знания об экологии, познакомить с животными красной книги....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...