Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Бумажные истории»
опыты и эксперименты по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Русинова Татьяна Анатольевна

Познакомить детей с процессом изготовления бумаги, её применением. Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно – экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_bumazhnye_istorii.docx431.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

На тему: «Бумажные истории»

Воспитатель Русинова Т.А.

Программное содержание»

Цель занятия: 

Познакомить детей с процессом изготовления бумаги, её применением. Формировать представление детей о свойствах бумаги, через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Уточнить представление детей о видах бумаги.

2. Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение делать вывод, предвидеть результат деятельности).

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Развивать связную речь.

5. Формировать умение принимать активное участие в коллективных делах (договариваться, уступать).

6. Создать благоприятный психологический фон, способствовать снижению утомляемости.

Ход:

 Придумано кем – то просто и мудро…

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.

-А вы любите узнавать тайны?

Тайны бывают разного цвета

Вы никогда не слыхали об этом

Я завела разговор не случайно

Вот перед вами новая тайна (показывает коробку)

- А что в ней лежит нам подскажет загадка:

Я белая как снег, дружу с карандашом

Где он пройдет – заметку кладет (Бумага)

Правильно ребята, это бумага. Как догадались? Какие слова вам подсказали? (ответы детей)

- Как вы думаете, бумага была всегда?

Древние люди рисовали на камнях. Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.

Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент. Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры дерева.

- В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой: дома, в детском саду вы на ней рисуете. Где еще применяют бумагу? (ответы детей)

Да, бумагу используют по-разному, у каждой бумаги свое название.

Давайте поиграем.

Я листочки положила в черную коробочку

Ну-ка, (имя ребенка, вынь листок и назови.

(Дети достают листы бумаги, называют).

Работа с мини-коллекцией бумаги.

1. Для письма и печати - писчая (книги, журналы, газеты, тетради)

2. Отделочный материал (обои)

3. Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции)

4. Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки)

5. Гигиеническая бумага (туалетная бумага, салфетки)

Игра «Найди бумажные предметы»

- Ребята, в нашей группе есть предметы, сделанные из бумаги. Назовите их.

- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут)

- Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Сейчас проверим.

-Я приглашаю вас подойти к нашим столам где мы проведем эксперименты с бумагой.

Ход экспериментирования.

У нас с вами есть вот такие фишки (приложение1), они нам помогут записывать результаты экспериментов, мы будем обозначать полученный результат.

Опыт №1 Мы проведем опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (дети мнут бумагу)

У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).

Вот видите, ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Выставляем фишку.

Опыт № 2. Проверка бумаги на прочность.

- Попробуйте порвать вот этот пакет. Не получается? А лист бумаги? Получилось!

Вывод: бумага легко рвется

- Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.

Подумайте и скажите, если пошел дождь, а у вас было бы два зонта. Один бумажный, второй целлофановый. Какой бы вы выбрали? Почему?

Опыт №3. Взаимодействие бумаги с водой.

- Вы положите салфетки, а я кусочек картона в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.

Сделаем вывод и выставляем фишку: «Бумага намокает и распадается».

Опыт №4. Бумага горит. 

Спички детям не игрушка, поэтому этот опыт я проведу сама. А вы только посмотрите и сделаете вывод (зажигает свечку и сжигает небольшой кусочек бумаги)

Вывод: бумага очень быстро загорается и хорошо горит.

- Ребята, посмотрите на наши карты. Назовите, какие свойства бумаги вы узнали. Бумага мнется, рвется, намокает, горит.

Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги.

Игра: «Бывает, не бывает»

- Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Физкультминутка.

Как-то утром, спозаранку, появились на полянке: (ходьба на месте)

Не грибы и не цветочки, а бумажные листочки (встать, руки на поясе).

Все листочки собрались? Не ленись, и подтянись! (тянутся вверх)

Ну, пожалуй, мы начнем, уголочки все загнем (сгибать и разгибать руки перед грудью)

А теперь нетрудно нам, все сложить их пополам (повороты влево, вправо)

Сверху – вниз, наискосок, загибаем уголок (наклоны)

А теперь мы из листочков, превращаемся в комочки! (приседания)

Прыг да скок, прыг да скок, выпрямляется листок (поскоки на месте)

Мимо ветерок летит, и листочки шевелит (упражнение на дыхание)

Листки все в книгу соберем и вместе мы ее прочтем (сходятся в круг)

-Как же делают бумагу в наши дни? (рассказ воспитателя)

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях (деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях). Бумагу делают на специальных фабриках, комбинатах. Они так и называются: целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья, бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры, перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине – дробилке. Крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая ее в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Ее пропускают через специальные катки – прессы и получают тонкие листы бумаги. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

- Ребята, мы свами поняли, что без бумаги нам очень сложно прожить. Узнали, что процесс ее производства очень сложный и трудоемкий. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережно относиться к бумаге. Экономно использовать бумагу в быту: прочитанные книги и журналы не нужно выкидывать, нужно сдавать их в макулатуру и бумага приобретет вторую жизнь

- А чтобы больше узнать про бумагу мы заведем вот такую папку. В нее будем собирать всю интересную информацию.

Возьмите листочки бумаги в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

Итог. - Мы разложим бумагу по разным кармашкам, и не будем забывать о том, как сложно сделать бумагу, и как она необходима нам в жизни!

Дети, вам понравилось занятие? Чем? Что вы узнали нового.

Приложение 1

Picture background

Picture background

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=1de86ba30943b1350ab841316e6e3290a5e8699e-5878560-images-thumbs&n=13Picture background Picture background

https://ege.pskgu.ru/media/k2/galleries/1169/qqqq.jpg

Picture background 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие с Лунтиком в зимний лес»

Уточнять и закреплять представления детей о диких животных. Расширять конкретные знания об особенностях их внешнего вида и  среде обитания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Другу мы всегда поможем»

Расширять знания детей о значении лекарственных растений, овощей и фруктов для поддержания здоровья и профилактики болезней. Познакомить детей с различными видами лекарственных растений, а так же с по...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Колокольная история» для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему: «Колокольная история»для детей подготовительной группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Конструирование) "Как бумажный конус стал игрушкой"

НОД по познавательному развитию (конструирование)  «Как бумажный конус стал игрушкой» для  старшего дошкольного возраста с целью обучения воспитанников изготовлению игрушке...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....