Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Колокольная история» для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Газизова Раиса Викторовна

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Колокольная история»

для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolokolnaya_istoriya_s_foto_1.docx24.69 КБ
Файл tf00001176.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад «Тополёк» с. Александровка

Советского района Саратовской области.

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Колокольная история»

для детей подготовительной группы.

Воспитатель:  Газизова  Р.В.

Степное 2017 г.

Конспект  занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной  группе: «Колокольная история».

Цель:

-Формирование базовой культуры личности воспитанников на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи.

Образовательные задачи:

- расширить представления детей о колоколах и колокольных звонах на Руси.

- познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания, колокольных  звонах на Руси

Развивающие задачи:

- развивать творческое мышление, культуру общения, культуру слушания, чувство ритма.

-  развивать связную речь, расширять словарный запас детей.

Воспитательные задачи

- воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине,

-воспитывать уважение к  русским традициям, почитания колокола как символа русской земли.

Материал к занятию.

•Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.

•Выставка «Колокольчики» (разные виды, из разных материалов).

•Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).

•Заготовки колокольчиков, фломастеры.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Раиса Викторовна. Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного.

Слайд 1 (музыка)

Звучит колокольный звон.

Воспитатель. Ребята, что вы слышите?

 Ответы детей. Колокольный звон.

 Воспитатель. Чтобы проверить правы вы или нет, обратимся с вами к волшебной шкатулке. Давайте встанем вокруг стола и откроем шкатулку. Что это, ребята?

Дети. Колокольчики.

Открываем сундучок, достаём колокольчики.

Воспитатель. Значит, о чём мы будем разговаривать?

 Ответы детей. О колокольчиках.

Воспитатель. Да, правильно. Рассмотрите их, что можно ими делать?

Дети. Звонить, звенеть.

Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.

Основной этап

Освоение новых знаний

Рассказ воспитателя с использование мультимедийной презентации        

1 слайд.

Воспитатель. Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах и колокольном звоне. Скажите, где можно увидеть колокола?

   Ответы детей (В церкви, храме).  

Слайд 2

Воспитатель. Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на экран, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня – колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов.  Человека, который управляет колоколами называют -  звонарём. Хотите узнать историю появления колокола?

Дети. Да!

Воспитатель. Давным- давно на Руси не было   радио  и телевидения, ни тем более телефонов. Но случались разные беды: пожары  и войны и нужно было срочно  созвать народ. Поэтому начинали бить деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Этот инструмент называли: «било». Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой.

Воспитатель: А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.

Демонстрация на доске.

 Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол, язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает язык, ударяет о пояс и получается звон.

Воспитатель. Звон может быть разным.   Сейчас мы с вами их послушаем слайд.

Сейчас мы слушали  Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом.

  слайд.

Это Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол.

слайд.

И Красный звон или его еще называют малиновый – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола.

Какой из звонов вам больше всего понравился?

Дети. Ответы детей.

Физминутка.

Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду звонить в колокольчик, а вы выполнять движения. Если вы услышите Благовест (звоню) – топаете ногами, Набат - тихо стоите, а под малиновый звон вы радостно хлопаете в ладоши.

слайд

- А как вы думаете, мы можем услышать колокольный звон в нашем посёлке Степное?

Дети. Ответы детей

Воспитатель. Не так давно в Степном был открыт Храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона - небольшая, но очень красивая церковь. В храме тоже есть колокольня и вы конечно же слышали колокольный звон, который призывает христиан в церковь на утреннюю и вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь, также  звонят колокола в дни праздников.

Воспитатель Ребята, скажите мне пожалуйста как называется столица нашей Родины?

Дети. Москва.

Воспитатель.  Существует такое выражение «Москва Златоглавая». Вслушайтесь «златоглавая», что вы слышите?

Дети. Золотая голова.

 Воспитатель.  На самом деле выражению «Москва златоглавая» уже очень и очень много лет. А произошло оно от того, что в Москве очень много церквей и соборов с золотыми куполами.

Один из них Собор Василия Блаженного— одна из центральных достопримечательностей России и символ Москвы. Ребята, посмотрите на картину, здесь вышит собор Василия Блаженного.

Воспитатель. А сейчас мы с вами пройдём на выставку. Существует  множество разновидностей  колокольчиков  и  их использование в жизни.

Колокола бывают :морские,  речные, железнодорожные, пожарные, корабельные, рыбацкие,  кабинетные, дверные, настольные, новогодние, рождественские, подарочные, пастушьи, обрядовые и другие колокола.
Колокольчики изготовляют из бронзы и других металлов, из фарфора, хрусталя, стекла и керамики, а также колокольчики, сплетенные из бересты и бисера или, например, сшитые из тканей .

Этап закрепления полученных знаний

Воспитатель.  Над приготовлением колоколов трудится много мастеров: художники, литейщики, резчики.  А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы.

Этап рефлексии

Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами. Украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения (детям раздают силуэты бумажных колоколов, фломастеры.).

Слайд. Во время работы звучит церковная музыка. Воспитатель рассматривает работы детей, организует выставку.

Воспитатель. Вот и закончили мы украшать свои колокольчики. Давайте организуем свою выставку колокольчиков. Подходите к доске и поместите свой колокольчик на доску.

И ещё раз обратимся к нашей волшебной шкатулке. (Открываем, достаем по колокольчику). На память о нашей встрече можете взять по одному колокольчику. О чём мы сегодня с вами говорили?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня вы познакомились с устройством колокола и его историей, колокольными звонами, узнали, что колокол может звучать по-разному и самый радостный звон -  это какой?

Дети. Малиновый.
Воспитатель. Желаю вам, чтобы для вас и для наших гостей всегда звучал малиновый  перезвон .Давайте устроим Малиновый перезвон.

Звоним в колокольчики.

Воспитатель. Спасибо, ребята! Мне очень приятно было с вами  познакомиться и с пользой провести время.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: " Люблю берёзку русскую!" в старшей группе детей с ОНР.

Конспект по познавательному развитию рекомендован  педагогам детских учреждений, музыкальным руководителям, родителям   воспитанников.               ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей средней группы в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Поиски мамы - зайчихи»

В данном материале представлен конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром для детей средней группы по теме недели "Дикие животные готовятся к зиме"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мир растений» для детей второй младшей группы

Конспект позволит сформировать у детей элементы экологического сознания, способности понимать и любить природу....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему :"Домашние животные" для детей младшей группы

С каждым днем ваш кроха расширяет свои представления о мире. А с помощью занятий он узнает намного больше....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Геометрические фигуры» для детей младшей группы

Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб....