Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ-технологий для детей подготовительной группы Тема: «Этот великий космос»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Формировать у детей понятие принадлежности человека к мировому космосу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_etot_velikiy_kosmos_podgotgr.docx | 28.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Формировать у детей понятие принадлежности человека к мировому космосу.
Задачи:
Образовательные:
- расширять кругозор детей;
- закрепить знание и представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей;
- обогащать речь, активизировать словарь по теме «Космос»;
- развивать творческое воображение, мышление, память, фантазию;
- развивать двигательно-игровую активность;
- побуждать к импровизации игровых движений.
Воспитательные:
- воспитывать дружеские отношения при организации работы в подгруппах;
- создание ситуации успеха;
- воспитание чувства ответственности, взаимопомощи;
- создать радостную атмосферу во время занятия.
Предварительная работа:
просмотр презентаций «Созвездия», «Каким он парнем был», «Планеты», рисование на тему «Космические просторы», конструирование «Наш космический корабль», лепка «Трансформеры», аппликация «Луноход», заучивание стихов и чтение книг о Космосе.
Методы и приемы:
словесные: вопросы, загадывание загадок, стихи, считалочка, пояснение;
практические: конкурсы, игры;
наглядные: игровые презентации.
Ход.
Воспитатель.
-Ребята, я хочу с вами побеседовать, но о чем мы сегодня будем говорить. Вы мне скажите сами. А помогут вам в этом загадки.
Слайд №2 - 3 «Загадки о космосе».
Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат.
(небо, звезды, месяц)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит. (солнце)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета)
Самый первый в Космосе Летел с огромной скоростью Отважный русский парень Наш космонавт … (Гагарин)
Хвост ярким пламенем горит
Она по воздуху летит.
Прощай любимая планета
На Марс меня везёт … (ракета)
По-другому его называют — Вселенная,
Он огромный, безбрежный, немой.
Законы его постигают учёные Чтоб для нас не казался он тьмой. (космос)
Воспитатель.
-О чем мы с вами будем говорить? (О космосе.)
-Давайте вспомним стихи, посвященные Дню космонавтики.
Дети читают стихи.
День космонавтики в апреле —
Мы славим космос всей страной,
Когда-то к звездам полетели,
Покинув Землю — дом родной!
Сегодня ж празднуем успехи
И славим летчиков страны —
Ведь космос — это не потеха,
Это показатель высоты!
Есть даты, значащие много,
И невозможно их забыть.
Способны указать дорогу,
Желание, кем хочешь быть.
Особый день с числом двенадцать
В апреле месяце у нас,
И будут многие стараться
Побыть Гагариным сейчас.
Воспитатель.
- С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи.
Слайд № 4
Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре?
Слайд № 5
- Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей.
Слайд № 6
- Путешествие испанского мореплавателя Фернандо Магеллана, который хотел найти короткий путь в Индию, величайшее открытие 16 века: отправившиеся экспедиции на запад, вернулись обратно с востока, и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара.
Слайд № 7
- Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
- И вот наступил долгожданный момент. Человек в космосе! 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. С тех пор, каждый год 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики.
Слайд № 8
-А через два года в космосе побывала советская женщина – Терешкова Валентина Владимировна. А еще через два года был совершен первый выход человека в открытый космос. Первым летчиком – космонавтом, вышедшем в космос, был тоже советский человек Алексей Леонов. Он провел за бортом корабля 10 минут, и показал, что в открытом космосе работать можно.
Воспитатель.
- Я предлагаю вам тоже сегодня отправиться в космические дали. Нам надо создать космические экипажи. Считалочкой выберем капитанов, а они наберут себе экипажи.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.
Воспитатель.
- Нам нужно подготовиться к полету. Неизвестно, как долго продлится наша космическая экспедиция.
Эстафета «Кто быстрее».
Дети каждой команды берут в руки деревянную ложку или поднос и переносят мелкие предметы, необходимые им в полете, на свою ракету.
Воспитатель.
- К полету готовы. Теперь определяем маршрут и скорость полета.
«Полет во вселенную».
Команде выдается лист бумаги. Из нее нужно сделать бумажный самолет. Затем экипажу предстоит запустить самолет на дальность полета.
Воспитатель.
- Космонавты долго находятся в полете. Чем они занимаются на корабле? (Исследуют космос, проводят научные опыты, устраняют неполадки в работе приборов).
- На околоземной орбите бывает летает несколько космических кораблей. Члены экипажей этих кораблей «летают в гости друг к другу», чтобы передать какие – то приборы, совместного провести эксперименты, исследования, наблюдения. Для этого, должна произойти стыковка космических аппаратов.
- Мы сейчас тоже проведем космическую стыковку в ручном режиме.
«Космическая стыковка».
Все участники игры разбиваются на пары. Каждый из игроков – самостоятельный космический корабль: «Союз» и «Аполлон», «Восток» и «Мир». И этим космическим объектам нужно состыковаться.
Каждая пара игроков встает друг напротив друга и соединяют ладони (как будто играют в ладушки). Затем каждый из участников делает три шага назад. «Космические корабли»расстыковались. Теперь три шага вперед – произошла стыковка.
Поскольку на орбите космическая мгла, то и действовать нужно в темноте. Участникам завязывают глаза. Или, рассчитывая на их космическую честность, просят зажмуриться. По команде водящего происходит сначала расстыковка (три шага назад, а затем стыковка кораблей.
Промахнувшиеся пары выбывают. Побеждает та пара, которая дольше всех продержалась.
Воспитатель.
- Во время стыковки и перехода из корабля в корабль из – за невесомости у одного из космонавтов все карточки с космическими паролями, разлетелись на слоги. Давайте ему поможем составить слова.
Слайд № 9
«Невесомость».
Экипажам предлагаются астрономические и космические термины с перепутанными слогами. Команда должна составить слова из предложенных буквосочетаний:
1. На - лу /планета/
2. Зве – да - з /спутник/
3. Пла – та - не /луна/
4. Ник - спут /звезда/
5. Кос – навт - мо /космонавт/
Воспитатель.
- Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Появились и другие слова.
«Эрудиты».
1. Слой воздуха, которым мы дышим и который необходим всем живым
существам на Земле. (Атмосфера)
2. Все то, что существует на Земле и за ее пределами (Вселенная).
3. Место, где готовят и откуда запускают космические ракеты,
спутники. (Космодром).
4. Один оборот спутника вокруг Земли (Виток).
5. Небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца (Планеты).
6. Круглое застекленное окно в самолете, космическом корабле. (Иллюминатор).
Воспитатель.
- Посмотрите, ребята, в иллюминатор. Сколько созвездий! Но космические пираты испортили звездные карты, нужно их исправить и вернуть звезды на свои места иначе ваши корабли могут сбиться с пути.
Слайд № 10 «Собери созвездие».
Воспитатель.
- Каждой звезде нужно найти свое место на карте по памяти.
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Я получила сообщение от наших ученых. Они просят взять пробы грунта на Луне.
«Кто больше соберет проб».
Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу постараться собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя.
Воспитатель.
- Летим дальше. А вот и Пояс астероидов! Предлагаю привезти нашим ученым частички астероидов для исследований.
«Поймай астероид».
Расставляются полные бутылки по количеству детей. Раздаются удочки - палки с колечками. Задача: надеть картонное кольцо на крышку бутылки.
Воспитатель.
- Пришла пора подкрепиться. Приготовиться к принятию пищи в условиях невесомости!
«Космическое угощение».
Едим приготовленное угощение, подвешенное за нитку на разной высоте (для эффекта невесомости).
Воспитатель.
- Я предлагаю направить наши космические корабли к Сатурну и исследовать его кольца: одинаковой ли они длины и цвета.
«В поисках колец Сатурна».
Дети под музыку ходят и собирают все ленточки, развешенные заранее. Как только музыка останавливается, команда собирается со своей добычей и связывает в общую веревочку. Потом измеряем, у какой команды длиннее «кольцо».
Воспитатель.
- Людям всегда хотелось узнать: есть ли люди где-нибудь на других планетах. Многофантастических рассказов и повестей, похожих на сказку, написали разные писатели. Давайте и мы пофантазируем и превратимся в жителей какой-нибудь планеты.
«Кто же я?» (с плакатами).
Участник, находящийся внутри картинки, задает зрителям вопросы, на которые они могут ответить только "да" или "нет". Вопросы могут быть такими: "Я живой?", "Я больше дома?", "Я из металла?", "Я съедобный?", "Я есть в этой комнате?" и так далее.
Воспитатель.
- Ребята, будьте аккуратны, справа по борту Черная дыра.
«Черная дыра».
Участники конкурса становятся в круг и берутся за руки, образуя «Черную дыру». За кругом находятся — «ракеты». Игроки идут по кругу с поднятыми руками, произнося слова: «Что за Черная дыра? Гравитация сильна. Все, что рядом пролетает, засосет сейчас она!» Задача «ракет» залетать и вылетать в Черную дыру. По окончании стихотворения дети останавливаются и опускают сцепленные руки. «Ракеты» должны вырваться за границы круга, то есть «вылететь за орбиту Черной дыры».
Воспитатель.
- Нам пора возвращаться. Вы знаете, что космонавты приземляются в специальном спускаемом аппарате космического корабля. Подготовьте каждый себе спускаемый аппарат, выберете траекторию спуска и вперед к Земле!
«Полет».
Члены экипажей становятся вокруг глобуса на некотором расстоянии. Надув воздушный шарик, не завязывая, отпускают его. Чей шарик приземлился ближе всего к глобусу, тот первый вернулся на землю.
Воспитатель.
- Вот мы и дома! Вы проявили любознательность, смекалку, ум, взаимовыручку! Вы настоящая команда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»
Конспект коррекционной непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительных групп в условиях логопункта «Освободим Весну»Форма органи...
Конспект совместной образовательной деятельности с элементами мнемотехники и здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы по речевому развитию. Тема «Лес».
Закреплять знания детей о лесе, характерных особенностях деревьев, временах года. Развивать слуховую, зрительную память, внимание, логическое мышление, воображение и фантазию. Использовать мнемотехнич...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы «Целебная сила музыки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность)с использованием здоровьесберегающих технологий для детей п...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники для детей подготовительной группы «Русская береза»
Образовательные задачи:-расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке. В произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;-расширять словарны...
Конспект Непрерывная образовательная деятельность с использованием ИКТ технологий с детьми подготовительной группы Тема: «Городской транспорт»
Расширенное знакомство с городским транспортом.Создать условия для развития умения классифицировать транспортные средства: пассажирский, легковой, грузовой, скорая помощь, пожарная служба, полицейский...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы Тема: «Этот день победы!»
Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам....
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей подготовительной группы. Тема: «Почему бурый медведь зимой спит?»
Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через усвоение алго...