Многофункциональное пособие «Чудеса на яблоне» для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Любовь к красивому, живому, беззащитному - это основа и первая ступенька  экологического воспитания. Чтобы решить задачи  экологического воспитания (в частности, воспитания любви к живой и неживой природе), необходимо формировать  начальные знания о живой природе. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.      Известно, что большинство информации дети принимают интуитивно. Именно поэтому необходимо обеспечить ребенка своевременной и дозированной информацией, которая развивает его наблюдательность, любознательность.

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия.

Дидактическое пособие «Чудеса на яблоне» способствует формированию и накоплению сенсорного опыта детей через развитие тактильного и зрительного восприятия.  Хорошая дидактическая игра помогает развиваться ребёнку, а игра, созданная своими руками из качественных и безопасных материалов, предоставляет  простор для манипулирования руками, тренирует тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве,  моторику рук, речь, позволяет осваивать навыки сюжетно-ролевой игры и расширять представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_panno.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость для решения конкретных педагогических задач

        

Данное панно - это обучающий инструмент со скрытыми интересными элементами, позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.
Панно помогает реализовать все образовательные области, указанные во ФГОС ДО.

Дидактическое сенсомоторное пособие «Чудеса на яблоне» можно использовать:

  •  для самостоятельной деятельности детей: предметно-игровое манипулирование;
  •  для совместной продуктивной деятельности педагога и ребёнка, направленной на развитие познавательного интереса; в разных возрастных группах, при этом сложность заданий и количество дополнительного материала должны постепенно нарастать по мере взросления ребёнка. Панно позволяет ребёнку проявить творческую инициативу, приобрести навыки общения, сочувствия, сопереживания,
  •  для умения работать сообща, способствует формированию усидчивости, приучает выполнять правила и инструкции, развивает волевые качества, активизирует все познавательные процессы (память, мышление, внимание). Играя с панно, дети узнают много нового, получают первоначальные сведения о бабочках и их развитии,  у них формируется бережное отношение к природе. «Истории на дереве» помогают развивать речь: умение подбирать глаголы к существительным в единственном (летает, порхает, перелетает) и множественном числе (ползают, кусают), прилагательные (красивая, пёстрая…), использование пространственных предлогов: на, под, по, перед, около.

Одновременно панно развивает мелкую моторику (отрабатываются практические навыки застёгивания и расстёгивания разнообразных застёжек - пуговицы, кнопки, липучки); отрабатывается пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действию двумя руками, приём наматывание-разматывание. Развивается тактильная чувствительность (умение дифференцировать структуру материала, формирование способностей запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям), математические способности (формирование представлений о количестве: много - мало, один - много; обучение счёту), умение ориентироваться в пространстве. Панно учит выделять цвет, форму и величину, группировать предметы по сенсорным признакам, находить лишнее, обобщать и классифицировать.

Задача ребёнка - выбрать из множества предоставленных предметов те, которые соответствуют конкретному заданию, подумать и найти место расположения объекта и способ его крепления к основе. Дети пристёгивают кнопки, пуговицы, зашнуровывают, прикрепляют на «липучку», прикрепляют детали прищепкой. Опираясь на панно, можно рассказать сказку, составить рассказ, отгадать загадки, проговаривать скороговорки, найти, что изменилось, чего не стало, определить лишний предмет, определить предмет на ощупь и многое другое. Обучение на данном панно вызывает у детей приятные эмоции - от чувства сопричастности к тайне, от радости открытия, которая рождается при выполнении заданий, от контакта со взрослым и просто от того, что все фактурные материалы дают приятные ощущения.

Новизна материала заключается в том, что представлены несколько вариантов использования данного пособия.  Многофункциональность пособия безгранична и зависит от того, насколько сильно развито воображение и фантазия педагога. Данное пособие может использоваться в работе с детьми разного возраста, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

Цель: формирование и накопление сенсорного опыта детей через развитие тактильного и зрительного восприятия, обогащение  представлений о мире природы.

Задачи:

  • формировать умение детей группировать предметы по сенсорным признакам, находить лишнее, обобщать и классифицировать;
  • развивает мелкую моторику (отрабатываются практические навыки застёгивания и расстёгивания разнообразных застёжек -  пуговицы, кнопки, липучки);
  • формировать  представления о количестве: «больше», «меньше», «столько же»;
  • развивать  речь: умение подбирать глаголы к существительным в единственном и множественном числе, прилагательные, пространственных предлогов: на, под, по, перед, около;
  • развивать  интерес детей к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов;
  • воспитывать  бережное отношение к природе.

Описание полученного результата при работе с дидактическим материалом

-развитие мелкой мускулатуры рук;

-обогащение представлений о мире природы;

- развитие речевого творчества: проявление интереса к самостоятельному сочинению сказок, рассказов;

- формирование  умения группировать предметы по сенсорным признакам, находить лишнее, обобщать и классифицировать

Описание механизма работы с дидактическим материалом

Оборудование:

  • Панно - дерево, изготовлено из ткани зелёного цвета, с петлями на краях для удобного крепления  на стене в группе на уровне роста детей. Панно можно разложить и как коврик на столе, на полу,  можно использовать в качестве декорации к кукольному театру. Пуговицы и кнопки на кроне предназначены для крепления съёмных деталей.
  • Съёмные атрибуты - ветки дерева из ткани, пришитые к кроне; яблоки жёлтые, красные и зелёные из ситца, с петельками для крепления к пуговицам, с разными наполнителями (пуговицы, горох, гречка, семечки и т.п.); фрукты с петлями для крепления: груши, сливы, вишни; листья из ткани  зелёного цвета, с вставленной  вовнутрь  проволокой  для скручивания и фиксации. К листьям с обратной стороны пришиты разные по размеру и в разном количестве бусинки (яйца бабочки); цветы из ткани разной формы с прорезями для пуговиц; связанные цветные гусеницы, с ниткой на хвосте для сматывания в кокон и липучкой для крепления; бабочки, отличающиеся по цвету и размеру. Для разнообразия вариантов игр в комплект к панно добавляются вязаные птицы (воробьи, синицы, снегири), птичьи яйца и насекомые, которые тоже могут оказаться на дереве (муха, пчела, стрекоза, муравей, божья коровка, жук); гнездо птиц из мешковины с петлями для крепления.

Варианты игр:

  1. Дидактическое упражнение:  «Что изменилось?»  (4 - 6 лет)

Цель:   развитие  внимания, наблюдательности, памяти, формирование умения  употреблять наречия с пространственным значением (вверху,  внизу, слева, справа).
Ход игры:
Дети стоят вокруг  стола. Запоминают что, где и как расположено на дереве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза. Педагог меняет объекты   местами, добавляет что-то новое, либо убирает совсем. Детям необходимо восстановить или исправить картину.

  1. Дидактическое упражнение:  «Что сначала, что потом»  (6 - 7 лет)

Цель:  формирование у  детей  умения составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий, развитие  речевой  активности,  логического мышления, умения устанавливать  причинно-следственные связи, развитие памяти, наблюдательности.

Ход игры:

Педагог показывает детям яблоко (бабочку) и задаёт вопрос: «Как оно (она) появилось?». Дети разыгрывают последовательность событий, находя нужные предметы и способы крепления к панно.

  1. Дидактическое упражнение:  «Найди пару»  (3 - 4 года)

Цель:  развитие  умения объединять предметы в пары при наличии общего признака, развитие тактильной чувствительности, внимания.

Ход игры:

На дереве размещаются элементы, а детям предлагают найти  похожие предметы, создать пару, используя разные формы обследования: визуальные, тактильные.

  1. Дидактическое упражнение:  «Прятки»  (5 - 7 лет)

Цель: обучение  пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, из, около, за, от и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

Ход игры:

1 вариант: Педагог предлагает детям выполнять следующие действия с бабочкой или гусеницей: «Посади бабочку на цветок в правом верхнем углу или на первой ветке слева… Помести бабочку высоко над цветком, листком... Спрячь  бабочку под определённым цветком. Помести бабочку слева от цветка» и т. п.

2 вариант: Ребёнок - ведущий прячет бабочку или гусеницу. Остальные дети отгадывают, задавая ведущему вопросы.

  1.  Дидактическая   игра:  «Найди, покажи, посчитай»  (3 - 5 лет)

Цель: закрепление представлений об основных цветах, закрепление понятий больше (меньше) по количеству, столько же, развитие  внимания детей, тактильной  чувствительности.

Ход игры:

Попросите ребёнка найти бабочек (гусениц, листья, цветы, яблоки) одного цвета, одинаковой формы или размера (больше - меньше), одинаковых на ощупь и т.д. Педагог предлагает посчитать, сколько нашлось по заданию бабочек (гусениц, листьев, цветов, яблок).

  1. Дидактическая игра:  «Кто, что умеет делать?»  (4 - 6 лет)

Цель: формирование  представления о способах передвижения, способах действия насекомых, расширять и активизировать словарный запас, развитие внимания, мелкой моторики.

Ход игры:

На дерево прикрепляются бабочки, гусеницы (можно добавить других насекомых),  можно положить их в мешочек. На столе перевёрнутые карточки с изображением всех насекомых. Педагог предлагает выбрать детям карточку, найти своё насекомое на дереве, снять его или прикрепить, и прокомментировать, кто, что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).

Например:

- Бабочка, что делает? (Летает, порхает, перелетает, пьёт нектар, складывает крылья, раскрывает крылья, маскируется.)

- Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется, заматывается, маскируется.)

  1.  Дидактическое  упражнение:  «Расскажи сказку» (5 - 7 лет)

Цель: развитие  интереса детей к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, развивать воображение, логическое мышление.

Ход игры:

1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно (рассказывает сказку с последующим прикреплением нужных объектов).

2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку (дети выбирают героев, рассказывают сказку и прикрепляют их).

3 этап: самостоятельная деятельность детей (дети самостоятельно сочиняют сказку).

Литература:

  1. Рыжова Н. А. «Игры о природе», журнал «Обруч», Пронина Э. В. пособие «Чудеса на яблоне», 2012
  2. Ткаченко Т.А Развиваем мелкую моторику // М.: <ЭКСМО>, 2007. 
  3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста // М.: Школьная пресса, 2004.

Приложение

Сказка о том, как гусеница стала бабочкой.

Жила - была гусеница. Она очень любила покушать. Пчёлки сладкий сок с цветочков соберут и к себе домой несут. Букашки немножко росы с травинок попьют - вот и сыты. А гусеница ела листья, ела цветы, ела ягоды - и всё ей было мало. Букашки над ней смеялись, говорили: «Ну и обжора!» Но гусеница их не слушала. Наконец, она наелась, заползла под листочек, сделала себе домик и уснула в нём. А через несколько дней из домика вылетела большая красивая бабочка. Что за чудеса? Да это гусеница, пока спала, превратилась в прекрасную бабочку! Почему произошло такое чудо? Наверное, потому что гусеница хорошо кушала, хорошо работала - строила домик, крепко спала и не капризничала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебный круг знаний» для детей дошкольного возраста

Дидактическое  многофункциональное пособие  «Волшебный круг знаний»  для детей дошкольного возраста...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Авторское методическое пособие по обучению элементарному программированию детей дошкольного возраста "Многофункциональный Чудо - коврик"

Данное пособие легко изготовить!  Можно начать работать с детьми младшего дошкольного возраста- от простого к сложному. Даны несколько вариаций игр. Их ,при желании, можно усложнить или наоборот,...

Презентация многофункционального дидактического пособия Лэпбук "Речевой городок" для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Игровое пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений,  с целью создания необходимых условий для активизации и развития связной речи детей...

Рекомендации для использования многофункционального игрового пособия "Занимательная математическая ширма для детей дошкольного возраста 5-7 лет"

Развитие и формирование элементарных математических представлений и навыков у детей дошкольного возраста посредством игрового пособия «Занимательная математическая ширма» через дидакт...

Многофункциональное пособие для развития физических качеств детей дошкольного возраста «Чудо – лесенка»

Нестандартное пособие - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование пособия увеличивает количество упражнений для разных групп мышц, а также позволя...