Педагогический проект «Танцуем с интересом»
проект (подготовительная группа)

Движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения, а музыка становится более понятной и легче усваивается. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Танцуем с интересом»

Тип. Познавательно-творческий, информационный, групповой.

Временные рамки проекта:  Сентябрь 2021 года  по  Май 2022 года

Автор проекта: Ивандикова Светлана Фёдоровна.

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 28» города  Коркино Челябинской области  

Проект есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью.
У. Х. Килпатрик

Тип. Познавательно-творческий, интегрированный, групповой.

Продолжительность проекта. Долгосрочный.

Участники  проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

 Данный проект является музыкально-ритмическим психотренингом для детей  развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.

Актуальность. Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка  является в нашем обществе приоритетной, поскольку нашей стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Органическое единство музыки и движений - естественно и необходимо. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения, а музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец - искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения. Они укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, сопровождается значительными физиологическими изменениями в его организме - улучшается дыхание и кровообращение, возбуждается нервная система, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми качествами.

Занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми. Танцы и пляски помогают детям полюбить музыку, обостряют эмоциональную восприимчивость, развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор, развивают творческое воображение и мышление. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Цель. Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Формировать средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности; научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку. Организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под  музыку, формирование адекватной оценки и самооценки, поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой; развитие художественно-творческих способностей.

Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, исходя из индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор; формировать начала музыкальной культуры; создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные: формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе. Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, краю; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств. Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка; с помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеванию); формировать правильную осанку.

Виды работы. Просмотр мультимедийных презентаций танцевального искусства. Слушание музыкальных композиций; разучивание песен, хороводов; элементов музыкально-ритмических композиций. Использование интернет ресурсов.

Ожидаемые результаты. Формирование здорового образа жизни; обогащение социального опыта; расширение кругозора; овладение детьми навыка ритмического и пластического самовыражения на основе современного танца; вовлечение родителей в единое пространство "семья - детский сад".

Этапы реализации проекта. 

1 этап. Подготовительный (сентябрь) Постановка цели, задач; изучение понятий, касающихся темы проекта; планирование тематической образовательной деятельности; подготовка презентаций; составление  движений танцев под определённый музыкальный материал; пополнение предметно-развивающей среды; создание костюмов к характерным танцам; анализ полученных результатов, выводы.

2 этап. Практический (октябрь-апрель) Взаимодействие с детьми группы, родителями. Внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей. Организация тематической образовательной деятельности; использование мультимедийных презентаций в целях расширения представлений о современном танце; организация совместного творчества педагогов, детей и родителей: изготовление костюмов.

3 этап. Обобщающий (ноябрь-май) Свои таланты дети демонстрируют на праздниках и развлекательных мероприятиях, что позволяет избавиться от скованности, чувства страха.

Элементы хореографии использовать при театральной постановке для более  яркого развития сюжета.

Перспективный план работы.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

сентябрь

«На горе-то калина» р. н. м

 «Уральский хоровод» Филиппенко

«На горе-то калина», рус. нар. мелодия,

«Уральский хоровод» Филиппенко

октябрь

«Дождики цветные»

«Уральский хоровод» Филиппенко.

«Упражнение с зонтиками»

 «Русская пляска с ложками»

«На горе-то калина»

   «Парная пляска» ч. н. м.    

«Попляшем» р.н.м.

«Джамба»          

«Кап, кап, дождик» Ю.Селиверстова  

«Уральский хоровод» Филиппенко.

«На горе-то калина» р. н. м

«Парная пляска» ч. н. м.    

«Попляшем» р.н.м.

«Джамбо»          

ноябрь

«Во поле берёза  стояла» р.н.п.

 «Новогодняя»/Белые, белые…/

 «Снеговики»

 «Новогодняя считалочка»

 «Танец пингвинов»

 «Снежинки»  

«Во поле берёза  стояла» р.н.п.

«Новогодняя»

муз. Г. Струве

«Мы друзья снеговики» Лесовик

«Новогодняя считалочка»

Л. Некрасова

«Пингвины» И. Грибулина

 «Вальс»  Муз.Чайковского

декабрь

танец «Восточных красавиц»  

танец Обезьянок,

 «Хаш я хаш валум» Ханин Ракс

«Обезьянки» Парина Е.И.

январь

 «Канон» р. н. м.

 «Придумай перепляс» (импровизация под любую русскую народную музыку)

«Мамины глаза» Зарицкая

Шаг вальса под муз. П.И Чайковского

 «ВДВ»

«Канон» р. н. м.

«Барыня» муз. р. н.

«Мамины глаза» Зарицкая

«Вальса»  муз. П.И Чайковского

«ВДВ»

Исполнение А.Буйнова

февраль

«Танец с цветами » Зарецкой;

«Кадриль» обр. Туманян

«Танец в маминых туфлях»

«Мамины глаза» Зарицкая

«Русская кадриль» обр. Туманян

«Модница»

март

«Каждая пара пляшет по-своему»

«Движение вальса»

«Земелюшка-чернозём» р. н.п.

 «Достирались»

Русские народные мелодии

Вальс  «Вдохновение»

«Земелюшка-чернозём» р. н. п.

«Достирались»

апрель

 «Паровозик детства»

 «Танец с игрушками»

«Первоклашки»

«Я самая»

«Паровоз букашка»

«Паровоз» муз. З.Компанейца

«Первоклашка» Игорь Крутой

«Я самая» Могилевская

Работа с родителями: информация в родительском  уголке, на сайте детского сада, привлечение родителей к изготовлению костюмов, участие в праздниках, помощь в разучивании текстов детьми перед выступлениями.

Методические приемы. Метод показа, словесный, импровизационный, метод иллюстративной наглядности, игровой, концентрический.

Результативность проекта. Осознание необходимости и значимости здорового образа жизни. Развитие интереса к совместной творческой деятельности; повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка. Повышение интереса родителей к участию в музыкально-ритмических мероприятиях.

Перспектива. С целью повышения интереса к здоровому образу жизни, обогащения социального опыта; расширения кругозора; овладения детьми навыка ритмического и пластического самовыражения на основе современного танца; необходимо продолжать работу в данном направлении через создание и реализацию новых проектов.

Выводы 

  • Танец- это движение, а ребенок не может жить без движения, ему постоянно хочется прыгать, скакать, так с помощью танца ребенок может удовлетворить свою потребность - выплеснуть все эмоции которые он накапливает в себе. Детям нравится танцевать, они испытывают от этого удовольствие, танец доставляет им радость
  • Все эмоции дети проявляют с помощью движения. Пусть ребенок попытается передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У него не получится! Трудно будет понять на самом деле - вы радуетесь или печалитесь? Так и в танце. В нем все душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела .
  • Работа по формированию здоровой гармонично развитой личности посредством обучения дошкольников  танцам достаточно эффективна, результативна и позволяет не только сохранить здоровье ребенка, но и сформировать у них знания о видах танцевального искусства. Передавать характер музыкального образа через пластику движений под музыку, расширить кругозор дошкольников; повышает мотивацию детей и родителей на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Формирование познавательных интересов у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, р...

Педагогический проект "Формирование читательского интереса у дошкольников"

Книга-это великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас....

Консультация для воспитателей "Педагогические условия развития познавательного интереса у детей 5-7 лет".

В статье раскрыты педагогические условия развития познавательных интересов у детей 5-7 лет. Обозначена важная роль взрослых (воспитателей, родителей) в формировании любознательности и познавательных и...

Обобщение и распространение педагогического опыта: "Формирование познавательного интереса на занятиях по ФЭМП"

На протяжении последних 2-х лет, занимаюсь проблемой формирования познавательного интереса у дошкольников на занятиях по ФЭМП. Сегодня я предлагаю Вашему вниманию опыт своей работы.Для современной обр...

Педагогический проект "Танцуй,малыш!"

Цель проекта: Познакомить дошкольников с языком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального состояния, близкого им по с...