Культурно-гигиенические навыки
консультация (младшая группа)

Ушакова Елена Алексеевна
Формирование культурно-гигиенических навыков, привитие культурно-эстетических норм в соответствии с требованиями СанПиН ДОУ, целевыми ориентирами образования ФГОС ДО, показателями развития детей 3-4.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться.

Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания.

Мишка пришел в детский сад и хочет идти с детьми гулять. Дети одеваются гулять, Мишка может «комментировать» поведение детей во время одевания или воспитатель просит детей показать Мишке как нужно одеваться на прогулку.

2. Угостим куклу чаем.

Цель: в игровой форме формировать у детей правила этикета за столом.

Дети вместе с педагогом, в начале обучения игре, или самостоятельно, в дальнейшем, накрывают на стол к чаю. Приглашают куклу к чаю, угощают её, предлагая различные сладости, чай, бутерброды или другие угощения. В процессе игры дети отрабатывают правила этикета за столом, диалоговое общение.

3. Почему обиделась мама?

Цель: помочь детям анализировать собственные поступки и искать выход из затруднительных эмоциональных ситуаций.

Воспитатель рассказывает историю общения мамы и ребенка, в результате которой ребенок проявляет неуважение к труду матери дома. Педагог предлагает детям пути примирения мамы и ребенка, проговорить способы извинения.

4. Устранение беспорядка в одежде вместе с Мишуткой.

Цель: в игровой форме побуждать детей внимательно относиться к порядку в собственном внешнем виде.

К детям приходить в гости медвежонок Миша, его одежда запачкана, застёгнута неправильно, рубашка не заправлена в брюки и т. д. Педагог предлагает детям указать Мишутке на непорядок в одежде и исправить его. Одновременно с Мишуткой дети ищут непорядок в своей одежде.

5. Научим кукол полоскать рот питьевой водой после приёма пищи.

Цельформировать у детей в игровой форме элементарных гигиенических навыков.

В гости к детям приходит кукла, она жалуется, что после еды у неё во рту остаются остатки пищи. Она просит помощи у детей. Дети показывают кукле как нужно полоскать рот после В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию когда надо попросить соседа по столу передать печение. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника.

6. Попросим соседа передать печенье, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать печение. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника.

7. Попросим соседа передать салфетку, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать салфетку. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника или завтрака.

8. Обучение использования туалетной бумаги.

Цель: привитие правил гигиены.

В процессе сюжетно – ролевой игры создать ситуацию, когда кукле надо в туалет, обыграть этот момент и на примере куклы показать как нужно пользоваться туалетной бумагой. Проговорить вместе с детьми когда, кем может использоваться туалетная бумага.

9. Покажи кукле Лене, как надо пользоваться туалетной бумагой.

Цель: в игровой форме закрепить навык пользования туалетной бумагой.

В гости к детям приходит кукла Лена и просит детей научить как и когда пользоваться туалетной бумагой.

10. Сами застегиваем пуговицы спереди на одежде.

Цель: обучение навыкам самообслуживания.

К детям приходит медвежонок в рубашке с расстёгнутыми пуговицами и просит детей научить его застегивать пуговицы. Один из детей помогает медвежонку застегнуть пуговицы. Затем дети могут на себе показать как они умеют застёгивать пуговицы. После прогулки или дневного сна можно организовать мини-соревнования на правильность застегивания пуговиц.

11. Спасибо поварам!

Цель: воспитание умения выражать благодарность за труд взрослых.

После завтрака педагог спрашивает детей: понравился ли завтрак, что понравилось больше всего, кто приготовил для детей такой завтрак, что необходимо сказать тем людям, которые о них заботится.

12. Самостоятельно обуваюсь.

Цель: с помощью эстафеты отработать навык самостоятельно обуваться.

При подготовке к прогулке или физкультурному занятию организовать эстафету по обуванию обуви.

13. Вместе с Мишуткой учимся завязывать шнурки.

Цель: в игровой форме отработка навыка завязывания шнурков.

В гости к детям приходит Мишутка и просит детей помочь ему научиться завязывать шнурки на ботинках. Можно использовать тренажеры для шнуровки.

14. Научим Зайчика чистить зубки.

Цель: в игровой форме отработка навыков личной гигиены.

В гости к детям приходит Зайчик и просит научить его правильно чистить зубы. Дети вместе с педагогом рассказывают Зайчику алгоритм чистки зубов.

15. Намыливаем руки.

Цель: отработка алгоритма мытья рук.

В гости к детям приходит доктор Айболит и говорит, что он получил сообщение о том, что в детском саду ещё не все дети научились правильно намыливать руки. Доктор Айболит хочет проверить, все ли дети группы правильно намыливают руки. Дети показываю ему, как они умеют намыливают руки, доктор Айболит хвалит детей или поправляет некоторых. Потом Айболит говорит, что очень рад, что дети этой группы правильно намыливают и моют руки, а он пойдет посмотрит как намыливают руки дети других групп. Доктор Айболит прощается с детьми и уходит. Воспитатель ещё раз с детьми проговаривает алгоритм мытья рук.

16. Покажем Мишутке, как мы умеем вешать одежду.

Цель: в игровой форме закреплять потребность соблюдать порядок в шкафчике для одежды.

Дети приходят после прогулки, а их в раздевалке уже ждет Мишутка. Он рассказывает детям, что его прислал Мойдодыр, он просил Мишутку посмотреть как дети вешают свою одежду в шкафчик, у всех ли порядок, и может кому-нибудь нужна помощь. Дети вместе с воспитателем показывают Мишутке, как они вешают одежду в шкафчик, на какие полочки складывают одежду.

17. Поможем Зайчишке завязать шнурки.

Цель: в игровой форме отработка навыка завязывания шнурков, воспитывать взаимопомощь.

В гости к детям приходит Зайчишка и рассказывает детям о том, что ему подарили новые ботинки с красивыми желтыми шнурками, а он не умеет их завязывать. Педагог предлагает помочь Зайчику. Дети показывают, как нужно завязывать шнурки на ботинках. Можно использовать тренажеры для шнуровки.

18. Чисто умываемся, насухо вытираемся.

Цель: закрепление алгоритма умывания и мытья рук.

Перед тем, как пойти мыть руки, педагог задает детям вопрос «Как правильно помыть руки?». Дети рассказывают и показывают как и в какой последовательности нужно мыть руки.

19. Покажи Мишутке, как пользоваться вилкой.

Цель: в игровой форме отработка навыка пользования вилкой.

В гости к детям приходит Мишутка. Он рассказывает детям, что его пригласили в гости к Принцессе Этикета на праздничный обед. Мишутка говорит, что ложкой он пользоваться умеет, а вот вилкой нет. Он просит детей помочь ему научится пользоваться вилкой. Дети рассказывают и показывают Мишутке как и в каком случае нужно пользоваться вилкой.

20. Поможем Мишутке застегнуть пуговицы.

Цель: в игровой форме отработка навыка застегивания пуговиц, воспитывать проявление взаимопомощи.

В гости к детям приходит Мишутка и просит детей помочь ему научиться застёгивать пуговицы на рубашке. Можно использовать тренажеры для мелкой моторики с пуговицами.

21. Научим грязнулю умываться.

Цель: в игровой форме закреплять стремление быть опрятным, закрепление алгоритма умывания.

К детям приходит кукла Маша, она грязная и неопрятная. Она рассказывает, что с ней никто не хочет играть, а почему она не понимает. Дети говорят, что с ней не играют, потому что она грязнуля (при затруднении воспитатель помогает проанализировать ситуацию «Почему с куклой могут не играть», подводит к выводу о том, что с грязнулями не хотят играть). Кукла просит детей помочь ей стать чистой. Дети рассказывают, как нужно поступить. Можно принести тазик с водой, губку, расчёску и привести куклу в порядок.

22. Аккуратно разложим салфетки.

Цель: обучение сервировке стола.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к обеду и проиграть с проговариванием ситуацию, как надо разложить и расставить салфетки. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя непосредственного приёма пищи.

23. Мои ушки чистые.

Цель: в игровой форме закреплять стремление быть чистым.

В гости к детям приходит Зайчик и рассказывает детям историю: его мама всё время напоминает ему о том, что необходимо мыть уши, но он не знает как и когда это надо делать. Дети вместе с педагогом рассказывают Зайке как нужно мыть уши, и зачем это надо делать.

24. Уберём одежду в шкафчик.

Цель: учить аккуратно складывать и вешать одежду в шкафчик.

В соревновательной форме организовать уборку одежды в шкафчик после прогулки. Любой сказочный герой проверяет правильность развешивания одежды и аккуратность.

25. Как мы лечим книжку.

Цель: закреплять умение пользоваться клеем, кистью, воспитывать бережное отношение к книгам.

К детям в гости приходит разорванная книжка, она жалуется на то, что малыши разорвали её, и просит ей помочь. Воспитатель предлагает починить книжку,обговаривает с детьми: что им понадобиться для работы, в какой последовательности они будут действовать. Педагог помогает детям при затруднении.

26. Кто поможет?

Цель: закреплять представления о трудовых действиях, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

Помощник воспитателя просит детям помочь ей в уборке игровой комнаты. Дети по желанию вытирают пыль, расставляют игрушки и игры, собирают игрушки для мытья или кукольное бельё для стирки.

27. Поможем кукле Кате встречать гостей.

Цель: в игровой форме закрепить знания об этикете встречи гостей.

К детям в гости приходит кукла Катя и рассказывает детям о том, что скоро к ней придут гости. Но как правильно встречать гостей она не знает и просит детей помочь ей в этом. Вместе с педагогом дети включаются в процесс приготовления к приёму гостей и помогают кукле Кате встречать гостей.

28. Попросим соседа передать булочку, поблагодарим его за это.

Цель: закрепление правил этикета за столом.

В процессе сюжетно-ролевой игры, накрыть стол к полднику и проиграть с проговариванием ситуацию, когда надо попросить соседа по столу передать булочку. Данный навык позднее можно отрабатывать и вовремя полдника или завтрака.

29. Проблемная ситуация «Зачем нужны салфетки».

Цель: сделать вывод о пользе использования салфеток.

В гости к ребятам приходит Мишутка. Он просит детей объяснить ему зачем нужны салфетки. Мама ставит на стол салфетницу, а он не знает для чего нужны салфетки и как ими пользоваться. Дети рассказывают и показывают Мишутке как надо пользоваться салфеткой.

30. Подружим наши тапочки.

Цель: в игровой форме закреплять навык правильно обуваться.

К детям в гости приходят две плачущие тапочки. Педагог спрашивает у них что случилось. Тапочки рассказывают о том, что девочка Маша ни разу не смогла одеть их правильно, от этого она постоянно падает и спотыкается. Девочка обижается на тапочки и говорит о том, что они в этом виноваты. Тапочки просят у детей помощи. Дети рассказывают тапочкам, как научить девочку Машу обувать тапочки всегда правильно.

31. Поможем кукле Наташе застегнуть пуговицы.

Цель: отработать навык застегивания пуговиц, воспитывать взаимопомощь.

В гости к детям приходит кукла Наташа. Она просит детей помочь ей научиться застёгивать пуговицы. Дети помогают кукле. Можно использовать плоскостные тренажеры.

32. Подбери зубную щетку к стаканчику.

Цель: закрепить названия цветов, учить бережно относиться к предметам гигиены.

Воспитатель организует соревнование «Подбери зубную щетку к стаканчику». Можно использовать настоящие детские зубные щетки или специально выполненные карточки с картинками разноцветными зубными щетками и стаканчиками. В ходе соревнований педагог уточняет у детей назначения зубных щеток, стаканчиков, правила гигиены полости рта.

33. Обсуждение правила «Когда я ем, я глух и нем».

Цель: в ходе обсуждения выработать правила поведения за столом.

Педагог организует беседу, в ходе которой проговаривает вместе с детьми правила поведения за столом, акцентирует внимание на опасность разговоров во время еды. Можно использовать картинки со строением горла человека.

34. Надену на себя одежду в правильной последовательности.

Цель: в соревновательной форме отработать алгоритм одевания.

Во время сбора на прогулку воспитатель организует соревнование по скоростному одеванию. Оценивается не только скорость надевания одежды, но и правильность, и аккуратность.

35. Не разговаривай с полным ртом.

Цель: в ходе обсуждения прийти к выработке правил поведения за столом.

Педагог организует беседу, в ходе которой проговаривает вместе с детьми правила поведения за столом, акцентирует внимание на опасность разговоров во время еды. Можно использовать картинки со строением горла человека. Воспитатель приводит примеры неправильного поведения за столом и их последствия. Просит детей сформулировать правила поведения за столом. Можно выполнить плакат «Правила поведения за столом», с учетом выработанных детьми правил.

36. Научим Зайчика правильно вести себя за столом.

Цель: в игровой форме закрепить и обобщить правила поведения за столом.

В гости к детям приходит Зайчик и жалуется детям на то, что мама ему говорит, что он не умеет вести себя за столом. Зайчик просит детей научить его правилам поведения за столом. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывают Зайчику правила поведения за столом.

37. Мы пользуемся носовым платком.

Цель учить детей своевременно пользоваться носовым платком.

В гости к детям приходит Айболит. Он спрашивает у детей умеют ли они пользоваться носовым платком и знают ли они когда и как им нужно пользоваться. Дети отвечают на вопросы Айболита. В конце разговора доктор подводит итоги беседы и формулирует правила пользования носовым платком.

38. Заинька полдничает с нами.

Цель: в игровой форме закрепление знаний о сервировке стола к полднику и правил поведения за столом.

В гости к детям приходит Зайчик. Он предлагает детям накрыть стол к полднику. Вместе с Зайчиком дети накрывают на стол, можно от имени Зайчика задавать детям вопросы по сервировке стола. Во время полдника Заинька наблюдает за детьми, может комментировать поведение детей за столом. Заинька помогает детям убрать со стола. После полдника Заинька обсуждает с детьми их поведение за столом.

39. Поможем няне накрыть на стол к полднику.

Цель: развивать интерес к трудовой деятельности взрослых, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

По инициативе воспитателя или няни дети накрывают на стол к полднику. Воспитатель подбадривает детей, хвалит, помогает.

40. Помоги другу одеться.

Цель: развивать взаимопомощь.

Педагог предлагает детям разделиться на пары, при затруднении можно использовать парные картинки и провести игру «Найди пару». Воспитатель объясняет детям дальнейшие действия.Один член пары помогает другому одеться: застегнуть пуговицы, заправиться, правильно обуться. В следующий раз дети в паре меняются местами или образуются другие пары. Педагог следит за тем, что один и тот же ребенок побывал и в роли одеваемого и в роли одевающего.

41. Почему надо быть опрятным и аккуратным?

Цель: разрешить проблемный вопрос, сделать вывод о пользе опрятности в одежде.

В гости к детям приходит Лисенок. Он рассказывает детям о том, что его мама просит его всегда быть опрятным и аккуратным на улице и за столом. Лисенок высказывает сомнения зачем это нужно и к не чему плохому неопрятность в одежде привести не может. С помощью педагога дети доказывают Лисенку, что всегда нужно быть опрятным и аккуратным и в одежде, и в еде.

42. Поможем няне накрыть стол к завтраку.

Цель: развивать интерес к трудовой деятельности взрослых, развивать наблюдательность, стремление подражать взрослым.

Утром педагог объявляет детям, что они сегодня становятся помощниками воспитателя и няни.Первое их задание: накрыть стол к завтраку, а потом убрать со стола и подготовить стола к занятиям.

43. У нас чисто.

Цель: развивать гордость за свои достижения.

После сбора игрушек перед приёмом пищи, педагог обращает внимание детей на порядок в их группе, спрашивает, за счет чего дети добиваются такого порядка, кто им в этом помогает, а кому помогают они.

44. Покажи Маше как надо поливать цветы.

Цель: в игровой форме отработать навык ухода за цветами.

В гости к детям приходит Маша и рассказывает о том, что ей на праздник подарили цветок в горшке. Но она не знает как за ним нужно ухаживать, как часто поливать и куда лучше его поставить. Дети помогают Маше решить эти вопросы.

45. Проверь все ли пуговицы застегнуты.

Цель: развивать наблюдательность, потребность быть опрятным.

После сна воспитатель задаёт вопрос «Все ли пуговицы вы застегнули?». Дети ищут не застёгнутые пуговицы у себя и у других детей, исправляют недостатки в одежде.

46. Найди свой носовой платок.

Цель: в соревновательной форме развивать память и внимательность.

После беседы «Зачем нужен носовой платок и как и когда им надо пользоваться» педагог организует малоподвижную игру «Найди свой носовой платок». Дети достают свои носовые платки, раскладывают на столике, могут описать свой платок. Потом воспитатель просит детей закрыть глаза и убирает или меняет местами один платок. Дети открывают глаза и пытаются найти свой носовой платок или говорят что изменилось, в зависимости от задания воспитателя.

47. Расскажи Зайке зачем чистить зубы.

Цель: в игровой формы закрепить правила личной гигиены.

В гости к детям приходит Зайчик и говорит, что мама ему велит чистить зубы каждый день, а он не понимает за чем это делать. Дети в доступной форме пытаются объяснить Зайцу, зачем чистить зубы.

48. Что должен знать каждый о поведении за столом.

Цель: обобщить знания детей об этикете за столом.

В гости к детям приходит Лисичка и говорит, что её пригласили к лесной фее на ужин, а она не знает как себя вести за столом. Дети рассказывают Лисичке правила поведения за столом.

СЕНТЯБРЬ

  1. «Знакомство с водой, мылом, пеной».

Цель: учить детей правильно пользоваться мылом, намыливать руки, взбивая пену на руках и тщательно смывая под струей воды, чтение потешки «Водичка, водичка...» Предварительная работа: беседа с детьми о том, зачем надо мыть руки; показ воспитателем мытья рук чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая»

  1. «Научи куклу Машу мыть руки»

Цель: закрепить умения пользоваться мылом и водой, добиваться тщательного мытья рук и вытирания о полотенца. Следить за тем, чтобы дети снимали и вешали полотенце при вытирании рук.

Предварительная работа: Чтение сказки Чуковского «Мойдодыр».

  1. «Каждой вещи свое место» (Петерина стр. 26)

Цель: учить детей наводить порядок в своем шкафу: шапки, платки - на верхней полке, штаны свитера - на тумбочке перекладине, кофты, куртки - на крючке, сапоги, тапки - в нижнем шкафчике.

Приучать детей к бережному отношению к вещам, уметь выворачивать и складывать. Предварительная работа: чтение сказки Чуковского «Мойдодыр» использовать иллюстративный материал «Где что лежит» и Д/и «Что хорошо, что плохо?»

ОКТЯБРЬ.

  1. «Научи зайку умываться» (Петерина)

Цель: закрепить навыки правильного умывания и мытья рук, пользованием полотенца. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему: «Чистота - залог здоровья» из книги «Девочка чумазая» А. Барто.

  1. «Знакомство с расческой» (Петерина)

Цель: приучать детей к опрятности, следить за своим внешним видом, самостоятельно пользоваться личной расческой.

Предварительная работа: чтение стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Беседа о том, зачем надо причесывать свои волосы, беседа с родителями о приобретение личных расчесок д/детей.

  1. «Мы моем свои расчески».

Цель: учить детей ухаживать за своими расческами, мыть 2 раза в неделю. Предварительная работа: показ воспитателем как правильно мыть расческу, беседа с родителями о том, чтобы дома закрепляли.

  1. «Каждой игрушке свое место».

Цель: учить детей убирать игрушки на место после игры, развивать внимание, память, элементарные трудовые навыки.

Предварительная работа: Д/и «Что изменилось». Игровые ситуации «Найти игрушку».

НОЯБРЬ.

  1. «Каждой вещи свое место» (Петерина)

Цель: продолжать учить детей вешать свои вещи правильно и на место. Оказать помощь по силе возможности своим друзьям, использовать вежливые слова. Использовать пример друга.

  1. «Свойства носового платка» (Петерина)

Цель: учить детей самостоятельно высмаркиваться и убирать платок на место. Предварительная работа: беседа с детьми о том, что чихать и кашлять, нельзя открыто, надо закрывать рот и нос руками, платком. Приобретение - всем платки носовые рассматривание носовых платков (какой формы, цветом и как его надо сложить).

3. «Накормить куклу Таню» (Тихеева «Развитие речи»)

ЦеЬь: приучать детей к правильному поведению за столом (сидеть прямо, ноги на полу), правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой - правильно их держать), кушать аккуратно, не проливая, пиши и не крошки хлеба, пользоваться салфеткой и обязательно благодарить за завтрак, обед, ужин. Вставать из-за стола тихо спокойно, не гремя стульями, учить детей элементарными навыками дежурства (убрать за собой посуду).

Предварительная работа: беседа с родителями о закреплении навыков культурного поведения за столом. Д/и «Найди ошибку». Д/и «Семья» игровые ситуации «К нам пришли гости».

ДЕКАБРЬ

  1. «Каждой игрушке свое место» (игровые ситуации).

Цель: закрепить у детей убирать игровые уголки после игры, наводить порядок в группе.

Предварительная работа Д/и «Наведи порядок» и «Что ни так».

  1. «Свойства салфетки» (Гербова)

Цель: учить детей пользоваться салфеткой после еды, закреплять навыки культурного поведения за столом.

Предварительная работа: показ воспитателя как пользоваться салфеткой, уточнить для каких целей она нужна.

  1. «Полоскание рта» (уроки «Мойдодыра»),

Цель: учить детей правильно полоскать рот после еды и после сна, приучать к навыкам постоянного ухода за полостью рта.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о гигиенических навыках, чтение стихотворения английского писателя... «Отмщение зубным докторам».

ЯНВАРЬ.

  1. «Кукла Таня собирается в гости» (Петерина стр. 33).

Цель: закрепить навыки культурного поведения за столом (см. ноябрь). Словесная игра «Что можно, что нельзя».

  1. «Зайчик весь промок» (уроки Айболита).

Цель: закрепляем навыки правильного одевания и раздевания, приучать детей к уходу за одеждой и обувью (вешать на батарею мокрые вещи) отряхивать обувь и одежду от снега.

Предварительная работа: показ воспитателя, рассматривание картинки «Зайчик простудился».

  1. «Мой помощник, носовой платочек» (уроки «Мойдодыра»)

Цель: самостоятельно вытирать нос платком и убирать его на место. Предварительная работа: см. ноябрь. Провести беседу с детьми по вопросам: «Для чего нужен носовой платок?

  1. Где он должен находится?
  2. Как надо его убирать? (сказать)

ФЕВРАЛЬ.

  1. «У нас гости» (игровая ситуация)

Цель: прививать навыки вежливого поведения при общенйи.

Предварительная работа: чтение сказок о вежливости. Рассматривание картинки из серии «У нас гости»

  1. «Твой носовой платок» (педагогический кабинет)

Цель: см. ноябрь, январь (игровые ситуации).

  1. «Оденемся на прогулку»

Цель: закреплять навыки одевания и раздевания, складывание вещей на полочки, просушка штанов и рукавиц, прививать элементарные навыки труда. Предварительная работа: Д/и - «сложи вещи правильно»

Д/и - «где что лежит»

  1. «Помоги своим вещам стать сухими».

Цель: приучать детей класть мокрые вещи на батарею, воспитывать аккуратность и бережное отношение к ним.

Предварительная работа: провести опыты с тканью (свойства ткани, мокнет, растягивается, мнется).

МАРТ

  1. «Скажи маме радостное слово» («сказки о вежливости»)

Цель: учить детей связно произносить поздравления для мамы, бабушки, воспитывать добрые отношения к близким.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о маме, изготовление поделок для мамы и бабушки. Д/и - «я знаю ласковые слова» называть уменьшительно ласкательного характера слова.

  1. «Мы кушаем» («Мойдодыр»)

Цель: воспитывать умения аккуратно кушать, правильно и спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную осанку, правильно пользование вилкой и ложкой. Предварительная работа: «Сказка о ложке и вилке» (пед. кабинет).

  1. «Чистая расческа»

Цель: закреплять умения детей ухаживать за своей расческой. Для чего это делаем? Предварительная работа: мытье игрушек.

  1. «Зеркало».

Цель: приучать детей ухаживать за своими прическами, за своим внешним видом. Предварительная работа: заучивать стихотворение «Расти коса до пояса». Игра «Парикмахерская».

АПРЕЛЬ

  1. «Мой носовой платок» (Петерина)

См. ноябрь.

  1. «Моем игрушки» (игровые ситуации)

Цель: прививать элементарные навыки трудолюбия, вызывать желание трудится. Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Дашу»

  1. «Убираем мусор на участке»

Цель: вызывать желание трудиться коллективно при очистке участка от прошлогоднего мусора (камушки, листочки, бумажки, веточки)

Предварительная работа: беседа с детьми о чистоте и красоте окружающей среды.

  1. «Мы вежливые».

Цель: учить детей вежливому общению друг с другом, благодарить, уметь просить о помощи.

Предварительная работа: чтение стихотворений А. Барто о вежливости. «Сказки о вежливости» см. пед. кабинет. МАЙ

  1. «Моем игрушки» (игровые ситуации)

Цель: прививать элементарные навыки трудолюбия, вызывать желание трудится. Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Искупаем куклу Дашу»

  1. «Убираем мусор на участке»

Цель: вызывать желание трудиться коллективно при очистке участка от прошлогоднего мусора (камушки, листочки, бумажки, веточки)

  1. «Зеркало».

Цель: приучать детей ухаживать за своими прическами, за своим внешним видом. Предварительная работа: заучивать стихотворение «Расти коса до пояса». Игра «Парикмахерская».

  1. «Полоскание рта» (уроки «Мойдодыра»),

Цель: учить детей правильно полоскать рот после еды и после сна, приучать к навыкам постоянного ухода за полостью рта.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о гигиенических навыках, чтение стихотворения английского писателя... «Отмщение зубным докторам»

Карточка №1

«Я сам».

Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.

Карточка №2

«Чистый нос».

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка №3

«Мыло душистое».

Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Карточка №4

«Сухие рукава».

Цельформировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.

Карточка №5

«Любим умываться».

Цельформировать у детей культурно - гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.

Карточка №6

«Поведение за столом».

Цельформировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Карточка №7

«Одевание–раздевание».

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

Карточка №8

«Мы правильно моем ручки».

Цельформировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Карточка №9

«Водичка, водичка».

Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.

Карточка №10

«Мы едим».

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

Карточка №11

«Моем с мылом ладушки».

Цель:помочь детям запомнить последовательность правильного умывания: взять мыло, намочить, намылить руки, размылить до белой пены, смыть грязь и мыло, умыться.

Карточка №12

«Где моё полотенце?».

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

Карточка №13

«Башмачки по местам».

Цельформировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

Карточка №14

«Чистые ручки».

Цель:закреплять умение мыть руки правильно и аккуратно: тщательно намыливать, хорошо смывать мыло; вытирать полотенцем насухо; укреплять здоровье детей, приучать правильно мыть руки, рассказать, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, туалета, перед едой.

Карточка №15

«Учусь всё делать сам!».

Цель: продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №16

«Аккуратная причёска».

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Карточка №17

«Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Карточка №18

«Стульчик на место».

Цель: приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на место; развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.

Карточка №19

«Моем, моем ладушки».

Цель: приучать детей, перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Карточка №20

«Башмачки».

Цель: приучать самостоятельно расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек.

Карточка №21

«Я уже большой!».

Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Карточка №22

«Чистюли!».

Цель: приучать детей следить за своим внешним видом, аккуратно играть с песком, не брать его руками, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Карточка №23

«Где мой стульчик?».

Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

Карточка №24

«Вещи по местам».

Цельформировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать её наместо после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Карточка №25

«Вот какие мы!».

Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Карточка №26

«Я умею!»

Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.

Карточка №27

«Мы большие».

Цель: приучать детей самостоятельно надевать шорты, обуваться, различать правый и левый башмак; воспитывать навыки самообслуживания.

Карточка №28

«Умываться!»

Цель:во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Карточка №29

«Мы за столом!».

Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Карточка №30

«Полотенце пушистое!»

Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

Карточка №31

«Мы не чумазые».

Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.

Карточка №32

«Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Месяц

Тема

Цель

Форма работы

Сентябрь

Питание

Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Чтение песенки, потешки, стихотворений о подготовке к столу, правилах личной

гигиены и правилах поведения за столом.

Умывание

Намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком.

Дидактическая игра «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо».

Одевание – раздевание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Чтение Н. Павлова «Чьи башмачки».

Содержание в порядке одежды и обуви

Воспитывать навыки опрятности, учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Беседа на тему «Как правильно сложить одежду».

Октябрь

Питание

Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Показ презентации «Культура поведения за столом».

Умывание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Дидактическая игра «Покажи малышам, как надо умываться».

Одевание – раздевание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Игровое упражнение «Раздень куклу Машу».

Содержание в порядке одежды и обуви

Воспитывать навыки опрятности, учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Разукрашивание

« Одежда для малышей».

Ноябрь

Питание

Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее; брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Дидактическое упражнение «Научим мишку накрывать на стол».

Умывание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Инсценировка по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая».

Одевание – раздевание

Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

Дидактическая игра «Собери логическую цепочку».

Содержание в порядке одежды и обуви

Воспитывать навыки опрятности, учить замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью к взрослым.

Дидактическая игра «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном».

Декабрь

Питание

Учить полоскать рот после приема пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.        

Беседа «Почему нужно полоскать рот после еды».

Умывание

Продолжать учить правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место. Учить   проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду. Закреплять умение пользоваться расческой, своевременно пользоваться платком.        

Рассматривание и беседа по картинкам «Дети умываются»

Одевание – раздевание

Упражнять в использовании разных видов застежек. Закреплять умение надевать колготки, обувь, застегивать верхнюю одежду с помощью взрослого. Просьбу о помощи выражать только словесно. Закреплять умение раздеваться перед сном в нужной последовательности, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо.

Игры с сенсорной юбкой.

Содержание в порядке одежды и обуви

Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Дидактическая игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты».

Январь

Питание

Совершенствовать умение правильно держать ложку, доедать пищу до конца, проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.         

Чтение потешка «Уж я Танюшечке пирог испеку».

Умывание

Закреплять умение самостоятельно засучивать рукава, не мочить при умывании одежду, не разбрызгивать воду при умывании. Закреплять умение пользоваться носовым платком. Постепенно учить девочек расчесывать длинные волосы.

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр».

Одевание – раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.

Дидактическая игра «Как мы помогали собираться кукле в гости к мишке».

Содержание в порядке одежды и обуви

Учить видеть непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь.    

Дидактическая игра «Поучимся помогать товарищу».

 

 

Февраль

 

 

 

Питание

Формировать элементарные навыки поведения за столом: не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»

Умывание

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить, перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Беседа «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит».

Одевание – раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.

Дидактическая игра «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».

Содержание в порядке одежды и обуви

Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.

Чтение произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша».

Март

Питание

Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

Игровая ситуация «Напоим Катю чаем».

Умывание

Продолжать учить правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место. Учить   проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.

Чтение: потешка «Чистая водичка», отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»

Одевание – раздевание

Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.

Закрашивание «Одежда в шкафу»

Содержание в порядке одежды и обуви

Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своем шкафу.

Дидактическое упражнение «Наведение порядка в раздевальных шкафчиках».

Апрель

Питание

Совершенствовать навыки, полученные в течение года.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами.

Умывание

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате: не шуметь, не толкаться, не разбрызгивать воду. Учить перед умыванием засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.

Беседа «Чистота залог – здоровье».

Одевание – раздевание

Совершенствовать умения правильно одеваться, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек.

Дидактическая игра «Одень куклу Машу».

Содержание в порядке одежды и обуви

Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Рисование «Наши красивые и аккуратные вещи».

Май

Питание

Закреплять умение есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом.     

Дидактическая игра «Расскажи Хрюше, как надо правильно кушать».

Умывание

Совершенствовать навыки мытья рук и лица. Учить правильно сморкаться.        

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».

Одевание – раздевание

Совершенствовать умение быстро раздеваться и одеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умение пользоваться всеми видами застежек, узнавать свою одежду и не путать с одеждой других детей.

Дидактическая игра «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном».

Содержание в порядке одежды и обуви

Приучать самостоятельно устранять небольшой непорядок в одежде.   

Рисование «Чистые рубашки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...