Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»
материал

Мокина Валентина Николаевна

Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar_praktikum_proektnaya_deyatelnost.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1 «Светлячок»

г.о. Спасск - Дальний

Семинар - практикум

«Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Старший воспитатель

Мокина В.Н.

2023г.

Семинар-практикум

"Проектная деятельность в условиях        ДОУ"

Цель: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов;

2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.

Задачи:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. 2.обучение педагогов проектной деятельности

  1. внедрение в педагогический процесс технологии проекта 4.развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов Программа семинара-практикума:
  1. Теоретическая часть.

  • Актуальность применения метода проектов в педагогике.
  • Классификация проектной деятельности.
  • Структура проекта. Его основные требования.

2 .Практическая часть.

  • Разработка и презентация проектов.

3.Заключительная часть

Интеллектуальная разминка «Собери фразу»

Цель: Интеллектуальная разминка позволяет участникам семинара-

практикума снять эмоциональное и физическое напряжение, способствует положительному эмоциональному настрою.

Педагоги делятся на несколько групп. Затем каждая из групп получает лист цветной бумаги с изображенными на нем буквами:

  • д, о, р, о, г, а, в;
  • т, ы, с, я, ч, у;
  • м, и, л, ь;
  • н, а, ч, и, н, а, е, т, с, я;
  • с, п, е, р, в, о г, о;
  • ш, а, г, а.

Педагоги вырезают буквы и собирают из них слово или словосочетание.

После того как это задание выполнено, все группы собираются вместе

и составляют фразу «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».

  1. Теоретическая часть.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

  •         Что же это такое проект? Проект (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей,

раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект - самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания  в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Умение работать в группе ;
  • Умение  направлять  деятельность на решение        интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
  • Умение презентовать свою работу.

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

  1. Виды проектной деятельности.

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы

В        практике        современных        дошкольных        учреждений        следующая

классификация проектов

По составу участников

-индивидуальные,

-групповые,

-фронтальные;

По содержанию

Монопроекты        (одна образовательная область)

Интегративные        (две        и        более

образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико- ориентированные

Исследовательско-творческие Ролево-игровые

творческие

.        В        практике        ДОУ        используются        следующие        типы        проектов        (        по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.

В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.

Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

  1. А теперь подробно рассмотрим структуру проекта.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско -исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план, схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Рассмотрим способ  разработки проектов:

В решении задачи, используют различные методы:

"Модель трёх вопросов"

Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их

душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.

Весьма любопытно наблюдать как из отдельных , иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.

Что знаю?

Что        хочу

узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План,        тема проекта.

Источник новых знаний,        т.е проекта.

В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы , то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения ,коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Системная паутинка по проекту

Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с  учетом требования ФГОС.

Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».

Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Рассмотрим разработку проекта по матрице Морозовой Л.Д.

Матрица проекта

  1. Название проекта          
  2. Тематическое поле (предметы, объекты изучения, исследования)         
  3. Проблема (актуальность проекта)           
  4. Цель         
  5. Задачи          
  6. Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта, поэтапное планирование)          
  7. Описание продукта, полученного в результате проекта (ожидаемый результат)          
  8. Вид проекта           
  9. Состав участников         
  10. Межпредметные связи (интеграция образовательных областей)

Образовательная область

Содержание

Задачи

  1. Дополнительная        информация,        необходимая                для        выполнения проекта                          
  2. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта          
  3. Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап (пример)

Содержание деятельности

Сроки

  1. Организационные формы работы над проектом:

Формы работы

(пример)

Название

сроки

НОД (занятия)

Наблюдения

Экспериментирование,

моделирование

Экскурсии

Групповая работа

Самостоятельная

работа с родителями

  1. Формы презентации проекта
  2. Результаты реализации проекта

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .

  1. Практическая часть.

Предлагается   всем   участникам разбиться  на                группы и разработать проекты        "Что        такое        Новый        год",        «Насекомые:        пчела»,

«Сельскохозяйственная техника»

Презентация разработанных проектов.

  1. Заключительная часть.

Завершается семинар-практикум рефлексией. Воспитателям предлагается продолжить предложение: «После занятия… я чувствую…; я знаю…;

я умею…».

Список        литературы:

  1. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Н.А.        Виноградова,  Н.Е.        Микляева,        Методическая        работа        в        ДОУ. Эффективные формы и методы.,-М:Айрис-Пресс, 2009

  1. В.С.Близнецова        «Руководство        Проектной        деятельностью        педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
  2.         Современные        технологии        обучения        дошкольников.        Е.В.Михеева.- Волгоград: 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар-практикум разработан с целью обеспечения  условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединения  усилий колл...

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Семинар -практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»...

Семинар - практикум «Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Семинар-практикум"Проектная деятельность в условиях   ДОУ"Цель: 1. Повышение профессиональной компетентности педагогов; 2.Обеспечить условия для развития творчества и професси...

Семинар – практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овла­дении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ДОУ для использования в практ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения»

Цель семинара-практикума: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования, объединить усилия коллектива ГБОУ Школы №69...

Семинар - практикум «Проектная деятельность в здоровьесберегающей деятельности ДОУ»

Методическая разработка семинара по представлению проектов по здоровьесбережению в детском саду компенсирующего вида....