Выступление на педсовете. Совершенствование личностно-развивающей среды для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста
материал

Регина Анатольевна Файзуллина

О том, как можно обогатить среду, что бы успешно развивать межполушарные связи у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

 Совершенствование личностно-развивающей среды для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста

(педагог-психолог Файзуллина Р.А.)

2 слайд

Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – математическое, логическое, речевое, аналитическое.

Мозолистое тело (межполушарные связи) находятся между полушариями головного мозга. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Межполушарное взаимодействие формируется в период внутриутробного развития и в первые годы жизни ребенка. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей, задерживается интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется, и оба полушария начинают работать без связи. Нарушения межполушарного взаимодействия могут возникнуть из-за стресса или болезни матери в период вынашивания ребенка, из-за родовой травмы, общего наркоза или болезни ребенка. Основной период развития у детей межполушарного взаимодействия приходится на дошкольный возраст.

3 слайд

В практике обучения и воспитания дошкольников все чаще встречаются дети, испытывающие те или иные сложности:

 • им бывает трудно сосредоточиться, они отвлекаются, упускают важные фрагменты в образовательной ситуации, теряют нить повествования;

• дети с трудом запоминают новую информацию, их память отличается фрагментарностью и нестойкостью;

 • возникают сложности в установлении связей между образными представлениями и символическими элементами (буквами, цифрами, знаками);

• дети эмоционально нестабильны, импульсивны, склонны к повышенной тревожности и вспышкам агрессии.

В дальнейшем у такого ребенка возникают трудности с обучением в школе. 

4 слайд

Интеллектуальное развитие  в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Представим интеллектуальную или мозговую зрелость в виде домика. Что у домика самое главное?

5 слайд

Мозговая организация иерархична, следовательно, и интеллектуальная зрелость имеет иерархию, ступенчатость. Мозг состоит из трех функциональных блоков.

Первый функциональный блок мозга – энергетический. Это блок регуляции уровня активности мозга. Это уровень непроизвольной саморегуляции, включающий наиболее жесткие, генетически заложенные формы психической актуализации (витальные потребности, безусловные рефлексы, гомеостаз). Это блок формируется внутриутробно и созревает в возрасте 2-3 лет. Метафора 1 блока мозга «Я хочу!»

Второй функциональный блок мозга – блок приема информации от органов чувств, блок переработки и хранения экстерорецептивной (внешней) информации. Это операциональный уровень заложенных и преобретенных в течении жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия. Созревает в возрасте 3-7 лет. Метафора 2 блока мозга «Я могу!»

Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Это уровень произвольной саморегуляции, то есть способность человека  ставить перед собой цель, достигать ее, самостоятельно программировать, регулировать свое поведение. Рефлексия. Созревает в возрасте от 7 до 12-15 лет. Метафора 3 блока мозга «Я должен!»

Для совершенствования личностно-развивающей среды и развития межполушарных связей у воспитанников Ольга Валериевна заказала нам нейротренажеры.

Описание нейротренажеров

6 слайд

Нейровосьмёрки 3 в 1

Тренажер предназначен для развития межполушарного взаимодействия, тренировки зрительного контроля за движением рук, снятия психоэмоционального напряжения, развития моторики тела, развития внимания, зрительной памяти.

Упражнение на данном тренажере само по себе активизирует нервные процессы, снимает напряжение, подготавливает мозг к восприятию визуальной информации.

7 слайд

3D-восьмёрка

Для развития межполушарных связей мозга. Тренирует зрительно-моторную координацию, внимание и ловкость.

8 слайд

Комплект «Командная Нейровосьмёрка»

Развивает умение договариваться и работать в команде для достижения общей цели.

Развивает логическое мышление, внимание и пространственную ориентацию. Стимулируется кора больших полушарий мозга, и это благотворно влияет на умение контролировать свои эмоции, усваивание новой информации, развитие навыков письма и речи. Рассказать про алфавитные восьмерки. Вспоминаем про гимнастику мозга.

9 слайд

Комплект Нейротренажёр «Межполушарные лабиринты»

Развивают мелкую моторику рук, внимательность и логическое мышление. При регулярных занятиях разрастаются нейронные связи между полушариями мозга, развиваются височные и лобные доли коры головного мозга, ответственные за интеллект и ВПФ. Дети лучше осваивают речь, чтение и письмо и быстрее обучаются всему новому.

10 слайд

Межполушарные лабиринты по тематикам.

11 слайд

Комплект из ручных балансиров и платформы для детей «Балу»

Развивает физические и умственные навыки, улучшает чувство равновесия, укрепляет вестибулярный аппарат.

12 слайд

В чём их особенность:

 • При всей своей простоте, эти устройства выполняют очень важную функцию в укреплении межполушарных связей, улучшении концентрации и общем психическом развитии детей.

• Регулярные занятия с использованием нейротренажеров повышают уровень интеллектуальных способностей.

• У детей развиваются когнитивные, в том числе математические навыки, становится легче решать сложные задания.

• После систематических тренировок общее эмоциональное состояние детей заметно улучшается.

• Процесс развития для ребят проходит в виде игр и состязаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».

Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...

Выступлениена РМО: Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

      Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Существует наука около 2000 лет. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно...

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мастер-класс по теме "ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" для педагогов ДОУ...

Методическая разработка "Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста"

Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, теоретическая основа, которого была разработана А.Р. Лурия и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской, Е. Д. Хомско...

Методическая разработка «Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»

Нейроигры как средство развития межполушарных связейу детей дошкольного возраста...

Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста

Развитие межполушарных связей у детей дошкольного возраста...

«Нейроигры как средство развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста»

laquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые рукиснова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов...