Тема: «Особенности работы с семьёй и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями»
консультация

Курносова Светлана

В дошкольном образовании основной акцент обучения и воспитания ставится не на приобретение ребёнком определённого объёма знаний, умений и навыков как самоцели, а на социализацию его через обогащения опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. о. Саранск

МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида»

Тема: «Особенности работы с семьёй и консультирования

родителей детей с особыми образовательными потребностями».

(Консультация для воспитателей)

Саранск, 2023

В современном образовании  провозглашён принцип гуманизации, в соответствии с которым в дошкольном образовании основной акцент обучения и воспитания ставится не на приобретение ребёнком определённого объёма знаний, умений, и  навыков как самоцели, а на социализацию его через обогащение опыта. Это означает, что в дошкольном детстве любой ребёнок (с проблемами в развитии или без них) должен получить опыт взаимодействия с другими людьми- взрослыми, сверстниками, детьми- и выработать свои способы приспособления к разным людям и условностям общества. В связи с этим около десятка лет назад активно началось включение так называемых «детей с особыми образовательными потребностями» в среду обычно развивающихся сверстников. Очень часто эта категория детей понимается как проблемная и малочисленная и связывается со снижением их обучаемости. В чём же заключаются «особые образовательные потребности» этих детей в рамках современного понимания гуманизации образования?

По причине некоторых отклонений в развитии от нормативных представлений эти дети иногда нуждаются в изменении существующей программы обучения и воспитания либо в сторону её упрощения, либо усложнения, а также включения в образовательный процесс ДОУ дополнительных специалистов- логопедов, дефектологов, психологов. Исходя из такого понимания «особых образовательных потребностей», становится понятным, что эта категория детей не так малочисленна: в неё входят дети с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, со сложными дефектами развития и одарённые дети.

Специалисту при планировании и прогнозировании успешности психологических бесед следует учитывать особенности личности родителей детей с особыми образовательными потребностями.

Построение и принципы организации консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями не отличаются от консультирования родителей обычно развивающихся детей. Однако проведение психологической беседы с такими родителями требует от консультанта повышенного уровня знаний медицинского аспекта проблем, волнующих их, а также готовности решать проблемы не только детей, но также семейных взаимоотношений и личностного статуса каждого члена семьи. В большинстве случаев эти проблемы взаимосвязаны с вопросами успешности обучения детей с особыми образовательными потребностями и их несоответствия ожиданиям родителей, а также с особенностями поведения детей и их социализацией вообще.

Следует отметить, что эффективная работа с семьёй ребёнка со сложными нарушениями в развитии возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребёнка. Это относится как к папам, так к бабушкам и дедушкам.

Работа с родителями проводится ежедневно путём бесед во время приёма и

ухода ребёнка домой:

  • поощряется желание родителей предоставить ребёнку свободу, а не постоянно его опекать;
  • акцентируется внимание родителей на достигнутые результаты;
  • указывается на необходимость в бытовых ситуациях стимулировать психические процессы ребёнка- память, внимание, мышление.

На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребёнка (по результатам диагностики), его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома.

Семинары- практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста- дефектолога, психолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребёнка, навыкам сотрудничества в игровой деятельности, навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек.

Традиционной формой работы с родителями является участие их в праздниках. Причём важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное. Важно, что родители понимают: группы «Особый ребёнок» - это не место «отбывания» ребёнка с ограниченными возможностями, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.

Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

Работа с семьёй дошкольника с особыми потребностями должна быть многоплановой и регулярно организованной. Постоянный контакт специалистов детского сада с родителями воспитанников обеспечивает устойчивый интерес последних к изменениям, которые происходят в развитии их ребёнка под коррекционно-развивающим воздействием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. На этом длинном пути встречались как равнодушие,...

Тренинговое занятие по формированию толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями «Особенный цветок»

Представляю конспект тренингового занятия для старших дошкольников по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ. Данное занятие проводилось с детьми старших групп на "Неделе толерантности...

«Особенности семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

Появление ребенка в каждой семье – это, прежде всего, новый виток в ее развитии, становлении и формировании. Родители с нетерпением ждут прибавления, и долгожданный ребенок появляется в доме, чт...

Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями

Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особе...

Статья "Социально-психологические особенности детей с особыми образовательными потребностями"

laquo;Дети с особенностями развития — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными деф...

Презентация "Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)"

Содержание работы психолога ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ - организация работы, структура, примеры оформления документации...

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»)

Особенности этико-эстетического направления воспитания детей с особыми образовательными потребностями (работа музыкального руководителя с детьми с ТНР и ЗПР в МБДОУ «Детский сад №28 «Надеж...