«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»
консультация

Консультация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пушкина Е.А.,воспитатель

ГКУЗ ПДР «Родничок»                                   Кемеровская область,                              г. Полысаево,

«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где оно приобретает важное значение.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

В практике работы в группе раннего возраста я широко использую игрыс предметами. Дидактические игры с предметами очень разнообразны поигровым материалам, содержанию, организации проведения.

В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы,действиясними,ихкачества,назначение;описыватьпредметы,составлятьи отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре,но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.

Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» я учу детейраннеговозрастапоследовательностидействийвпроцессераздеваниякуклыаккуратноскладыватьодеждунастоящийрядомстул,заботливоотноситьсяк кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна

Проводится несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм.

В дидактических играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством, учатся обозначать их словом. В дидактических играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому — либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития речи детей.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2лет, перед воспитателем стоит задача научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Куклу малышукладываетспать,кормитее,водитнапрогулку,везетмашину,коляску,мо п, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и все это сопровождает словами.

Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.

Мною замечено, что наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое – через 2-3дня, повторное занятие-через6дней).Чтобы не пропал интерес к занятиям, мной заменяется демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяет место проведения занятия(на прогулке).

После года 6 месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.

Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п.

Показы отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт»? картинки) провожу с целью закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними.

Показы инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют понимание речи взрослого. С целью развития активной речи использую приёмы речевого подражания(«как лает собачка?»ит.п.).

В своей работе использую такой приём, как разговор об игрушке, в её отсутствие (для детей около 2 лет). Например, вернувшись с прогулки, дети рассказывают о том, что произошло: на кого лаяла собака, куда полетели воробьи.

Знания и умения, приобретаемые на занятиях детьми по развитию речи, уточняет и закрепляет на других видах занятий и в самостоятельной деятельности.

В нашем доме ребенка воспитатели стараются создать все условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи. Расположение игрового и дидактического материала находится в поле зрения ребенка.

В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук, речь. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности согласно рекомендациям ФГОС; инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.

Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия и занимать важнейшее место в системе педагогических средств, всестороннего воспитания детей, а в группе раннего возраста основной формой организации образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Педагогический проект«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...