ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДОУ
статья

Иванова Наталья Николаевна

Статья посвящена вопросам изучения возможностей формирования моральных качеств дошкольника педагогом и учителем-логопедом в рамках реализации Программы воспитания в детском саду. Обосновывается необходимость морального воспитания детей в процессе реализации современной системы образования. Подробно раскрывается взаимосвязь работы воспитателя и учителя-логопеда по моральному воспитанию дошкольников. Приведен пример перспективного планирования, способствующего ознакомлению детей с моральными знаниями, определяющими моральное поведение детей. Выбор содержания, форм и методов перспективного планирования по моральному воспитанию обеспечил положительный результат, который был получен в процессе наблюдения за детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_cheshkova_ivanova_avtosohranennyy.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Чеснокова Е.В., Чешкова Т.Н., Иванова Н.Н.

Статья посвящена вопросам изучения возможностей формирования моральных качеств дошкольника педагогом и учителем-логопедом в рамках реализации Программы воспитания в детском саду. Обосновывается необходимость морального воспитания детей в процессе реализации современной системы образования. Подробно раскрывается взаимосвязь работы воспитателя и учителя-логопеда по моральному воспитанию дошкольников. Приведен пример перспективного планирования, способствующего ознакомлению детей с моральными знаниями, определяющими моральное поведение детей. Выбор содержания, форм и методов перспективного планирования по моральному воспитанию обеспечил положительный результат, который был получен в процессе наблюдения за детьми.

Ключевые слова: моральное поведение, межличностные отношения, воспитание, поступки, воспитание.

Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день является сверхактуальной, и вот почему. Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению; застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряжении, тревоге и страхе перед другими; демонстративность как личностная особенность.

Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Множество негативных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические представления, важно вовремя уделить этой проблеме пристальное внимание.

Моральное сознание детей примерно с пятилетнего возраста систематически изучается с 30-х годов XXI века. Исследование морального поведения началось в эти же годы, но шло значительно медленнее, труднее, в результате моральное поведение изучено несравнимо меньше. Дети систематически исследовались в возрасте после 10 лет. Моральное поведение дошкольников начало привлекать внимание психологов, главным образом отечественных, лишь в последние 30 лет.

Советские психологи – Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн считают, что «мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении всего детства, в результате овладения ребенком опыта предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов» [1, 2].

Психолог В.С. Мухина утверждает, что общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребенок в определенных жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинять свое поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребенка становится знание норм общения и понимание их ценностей и необходимости [3].

А как считает психолог Петровский А.В., дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является периодом овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые  и реальные отношения со сверстниками [4].

Понятие личности социальное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы приспособления, которые он поменял по отношению к другим. Известный психолог Л.С. Выготский говорил, что «личность есть социальное в нас» [5].

Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось.

1 июля 2021 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию была утверждена программа воспитания, при разработке которой учитываются ключевые идеи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целями реализации программы воспитания являются:

  1. Содействие становлению у детей ценностных ориентаций.
  2. Формирование положительного отношения к себе.
  3. Воспитание положительного отношения к другим людям.
  4. Воспитание положительного отношения к окружающему миру.

        В связи с этим важно не только вооружить детей готовыми образцами поведения, но и сформировать у них базовую систему ценностей, основу морального, нравственного поведения ребёнка в течение всей жизни.

        Морально-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

        Важность морального воспитания определяется поддержанием комплексности и систематичности такого воспитания. Поэтому нами была систематизирована работа воспитателя и логопеда по моральному воспитанию дошкольников. Основой данной работы стали методики С.Г. Якобсон [6].

Методика «Когда ты был маленьким». Обогащение образа Я детей сведениями об их прошлом. Данная методика представляет собой рассказы ребенку в присутствии нескольких других детей о том, каким он был, когда был совсем маленьким; о том, кого и что он любил или не любил; о событиях, участником, которых он был.

Методика «Домик по заказу персонажа». Формирование критической оценки результатов своей продуктивной деятельности. Методика заключается в следующем: воспитатель рассказывает ребенку или группе детей о персонажах, попавших в затруднительное положение и нуждающихся в том, чтобы дети построили, нарисовали или слепили какой-то определенных предмет. Если в работе есть какие-либо недостатки, воспитатель от лица персонажа обращает на них внимание, объясняет, почему он не сможет пользоваться тем, что ребенок для него сделал, и просит исправить недочеты.

Методика «Плохой – это кажется про меня». Формирование критической оценки своих действий. Методика позволяет без назиданий, замечаний и осуждения ребенка донести до него мысль о нежелательности некоторых поступков. Сначала воспитатель фиксирует для себя поступки, на которые он хотел бы обратить внимание ребенка. Затем с помощью игрушечных персонажей воспроизводит их смысл.

Методика – игра «Фу». Формирование опыта правильной оценки хороших и плохих поступков. Методика этой работы строится в виде игры. Воспитатель поочередно называет разные поступки. Дети хором оценивают их возгласами «Фу» или «Да».

Методика «У нас все хорошие». Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы. Особенность данной методики в том, что и сам ребенок и все остальные услышат о каждом что-то хорошее. Воспитатель очень коротко рассказывает, чем отличился в течение дня каждый ребенок. Дети должны понять, что воспитатель в каждом нашел что-то хорошее. Значит, этот ребенок действительно хороший и заслуживает доброго отношения со стороны других. Плохие поступки детей во время этой беседы ни в коем случае не упоминаются.

Методика «Давайте по очереди». Формирование опыта соблюдения принципа очередности. Применяется эта методика тогда, когда у нескольких детей в одно и то же время появляется желание действовать с одним и тем же предметом. Но, нужно не просто установить и соблюдать очередность, а необходимо неоднократно напоминать о необходимости принципа, четко формулируя его.

Методика «Злой великан и муравей». Предотвращение жесткости в отношении живых существ. Методика состоит в том, что воспитатель организует игру, в которой дети представляют себя разными объектами живой природы и разыгрывают какой-нибудь эпизод из жизни муравьев, бабочек и т.д. Воспитатель берет на себя роль великана, который хочет их всех раздавить или причинить какое-либо зло. Дети прячутся, и разочарованный великан уходит.

Методика «Играем, как ты хочешь». Формирование образа-Я через опыт руководства действиями взрослого. Особенность данной методики в том, что ребенок руководит действиями взрослого, который выполняет требования и указания ребенка. Ситуации лучше реализовать в игре, в которой воспитатель берет на себя роль, предлагаемую ему ребенком, и выполняет все указания последнего. Руководство действиями взрослого в игре порождает у детей самоуважение.

Методика «Мой альбом с фотографиями». Формирование интереса друг к другу в ходе общения. Необходимо создать условия, побуждающие детей рассказывать о себе сверстникам. Хорошим поводом для такого общения являются альбомы с фотографиями детей. Сначала альбомы рассматриваются детьми вместе с воспитателями. Затем помещаются в такое место, где дети могут брать их сами.

Методика «Дети выбирают сами». Формирование у детей уверенности в уважении воспитателем их коллективных мнений и решений. Методика направлена на приобретение детьми опыта равноправия со взрослым, выработку и реализацию групповых решений, возникновение самоуважения в результате принятия воспитателем их коллективного речения. Основная задача – побудить детей самим сделать выбор и получить удовлетворение от того, что воспитатель признает их выбор.

Методика «Моральные пьески». Формирование личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали. Суть методики в том, что формирование личного эмоционального отношения осуществляется путем чтения и показа по определенной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва, обидчик, помощник. Героями сценок являются животные, что вносит элемент сказочности.

К специальным играм и упражнениям, способствующих формированию моральных качеств личности ребенка, относится также система игр, разработанная известным детским психологом, доктором психологических наук Е.О. Смирновой и кандидатом психологических наук В.М. Холмогоровой [6].

На примере одного месяца рассмотрим перспективный план воспитателя и логопеда по моральному воспитанию дошкольников (таблица 1).

Задачи воспитателя:

  • Внесение в образ –Я ребенка представлений о себе как носителе определенных моральных качеств (честность, справедливость, отзывчивость) и одобрение этих качеств.
  • Формирование критической моральной оценки – способности отрицательно отнестись к себе при нарушении норм морали.
  • Продолжение работы по формированию личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали другими.
  • Продолжение работы по формированию доброжелательных отношений ко всем членам группы, уважение их прав и интересов.
  • Формирование опыта ответственного общения с младшими детьми.

Задачи учителя-логопеда:

  • Развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни.
  • Развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний.
  • Обогащать активный словарь дошкольников.
  • Развивать смысловую сторону речи.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать фонематический слух.
  • Автоматизировать поставленные звуки.

Сентябрь

1-я неделя

Ежедневно – рассказ о прожитом дне

2-я неделя

Понедельник

Беседа о необходимости продолжения ведения правил поведения в группе.

Задача логопеда: работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ)

Беседа «О жизни группы» – вспомнить положительные поступки детей группы.

Задача логопеда: активизировать словарь детей в самостоятельных высказываниях

Вторник

Наблюдение с группой детей за поведением тех, кто играет на соседнем участке.

Задача логопеда: формирование умения составлять предложения по наглядному действию.

Методика «Злой великан и муравей» - предотвращение жесткости в отношении живых существ (ситуация: волшебник давит муравьев).

Задача логопеда: побуждать в употреблении имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм.

Среда

Методика «Когда ты был маленьким» - обогащение образа – Я детей сведениями об их прошлом (о событиях, участником которых ты был)

Задача логопеда: развивать умения восстанавливать последовательность событий обучение составлению рассказа.

 Рассказ воспитателя о персонаже – волшебном друге детей.

Задача логопеда: обогащение словарного запаса, знакомство с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться)

Четверг

Игра «Жизнь в лесу» - 1 этап – общение без слов: побуждать детей к непосредственному общению без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия.

Задача логопеда: формирование умения воспроизводить речевой материал посредством движений.

Чтение      В. Осеева «Хорошее»

Задача логопеда: развивать смысловую сторону речи.

Пятница

Чтение     В. Осеева «Волшебное слово»

Задача логопеда: развивать смысловую сторону речи.

Таблица 1. Перспективный план воспитателя и логопеда по моральному воспитанию дошкольников


Сентябрь

3-я неделя

Ежедневно – рассказ о прожитом дне

4-я неделя

Понедельник

Игра: Появление волшебного персонажа и знакомство с ним.  

Задача логопеда: закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.); закреплять произношение поставленных  звуков.

Игра: Волшебный друг – персонаж радуется хорошим поступкам детей.

Задача логопеда: развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи; совершенствовать фонематическое восприятие.

Вторник

Методика «Рассказ про тебя» - формирование морального содержания образа Я

Задача логопеда: развивать умения восстанавливать последовательность событий обучение составлению рассказа.

Методика «Мой альбом с фотографиями» - формирование интереса друг к другу в ходе общения.

Задача логопеда: развитие монологической связной речи.

Среда

Игра «Волны»

1 этап – общение без сов (побуждает детей к непосредственному общению без привычных для них вербальных и предметных способов взаимодействия)

Задача логопеда: формирование умения воспроизводить речевой материал посредством движений.

    Методика «Я поступил плохо, когда…» - формирование критической моральной самооценки.

Задача логопеда: учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов);

Четверг

Беседа «О себе» - помочь понять нежелательность некоторых действий (негативные поступки)

Задача логопеда: практически осваивать некоторые способы словообразования; закреплять произношение поставленных  звуков.

     

Пятница

Чтение  В. Драгунский «Тайное становится явным»

Задача логопеда: развивать смысловую сторону речи.

Методика «Моральные пьески» - формирование личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали (пьеска «Камешек в туфельке»)

Задача логопеда: учить составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания;

Данное перспективное планирование представляет собой целостную систему игр и занятий, готовую к использованию на практике в детских дошкольных учреждениях.

Моральное воспитание - процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

В заключение хотелось бы сравнить каждого ребенка с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.


Библиографический список

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. –– (Серия «Мастера психологии»)
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -- М., 1975
  3. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с, ил.
  4. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 15—26
  5. Выготский Л. С. В 92 Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
  6. Якобсон Софья Густавовна. Моральное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей дет. садов / С.Г. Якобсон. - М. : Воспитание дошкольника, 2003. - 110, [1] с. : ил.; 20. - (Библиотека журнала "Дошкольное воспитание").
  7. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.: ил. — (Психология для всех)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18»

Дорожная карта является инструментом по оптимизации процесса разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы МБДОУ «Детский сад №18».Цель: системная орга...

Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"

    Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...

Проект по внедрению рабочей программы воспитания " Семья"

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это удивительно незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения ...

Дорожная карта по разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта

Дорожная картапо разработке и внедрению рабочей Программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в МКДОУ д/с № 10 г. Пласта...

Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. И...

План работы педагога-наставника учителя-логопеда

Цель: оказание методической помощи начинающему специалисту в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....