"Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема"
статья (старшая группа)

Петрова Анна Викторовна

Рассматриваются способы и педагогические проблемы, научив ребенка пользоваться своим инструментом бережно и нежно, не навредив себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ  

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА  

  

Музыкальный руководитель Петрова Анна Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

 

 

Современный этап социально-экономического развития России характеризуется возрастающей ролью образовательного уровня подрастающего поколения. Федеральные государственные требования четко определяют портрет современного выпускника. В настоящее время важную роль играет интеллектуальное и духовное его развитие, способность к самосовершенствованию, самореализации. В нем должны присутствовать готовность и способность к: творческому мышлению, поиску нестандартных решений, проявление инициативы. Он должен быть конкурентоспособным. Приоритет политики государства в области образования, культуры и искусства заключается в формирование активной жизненной позиции, основой которой являются нравственно-этические нормы.

Рисунок 1 - Определение «способности»: терминология российских авторов

В современном обществе понятию «способностей» многие ученые дают несколько определений, так как это психическое свойство изучается с давних времён, психологи трактуют этот термин неоднозначно.  Основные понятия представлены на рисунке 1.  

Л. И. Городецкий писал, «…умение производить какие – нибудь действия, способность двигаться, способность к пониманию, свойства, которые дают человеку возможность успешно учиться, работать, создавать что – нибудь» [6].

В. Д. Шадриков является автором современной концепции способностей человека. Им была предложена структура способностей, состоящая из компонентов, которые способны формироваться в процессе общения человека и его деятельности на протяжении всей жизни. Компоненты структуры собственности представлены на рисунке 2.

Огромный вклад в изучении способностей принадлежит отечественному психологу Б. М. Теплову.

Рисунок 2 – Компоненты структуры собственности и их особенности

С рождением у ребенка начинают формироваться определенные задатки, т.е. предпосылки его способностей.

Задатки представляют собой врожденные анатомофизиологические особенности организма ребенка, благодаря которым происходит облегчение развития его способностей. Для развития самых разнообразных способностей ребенка иногда достаточно и одного задатка.

Способности по мнению большинства авторов подразделяются на общие способности и специальные.

На  рисунке  3  представлена  характеристика  общих   способностей человека.

Рисунок 3 – Характеристика общих способностей человека

На рисунке 4 представлена характеристика специальных способностей человека.

Рисунок 4 – Характеристика специальных способностей человека

Если человек в определенной области имеет высокую степень одаренности, то это характеризуется как талант. Если человек достигает в ряде областей деятельности одновременно высокую степень одаренности, то это характеризуется как гениальность.

Общие познавательные способности в музыкальной деятельности проявляются в чертах в виде восприятия, памяти, представления, воображения, мышления и психомоторных способностей.

Способности в музыкальной деятельности представлены в виде индивидуально-психологических особенностей человека, которые необходимы для ее осуществления.

Совокупность способностей в музыкальной деятельности, которые развиваются благодаря врожденным ее задаткам и необходимые для ее осуществления характеризуется как музыкальность.

Развитие музыкальных способностей, одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Занимаясь развитием музыкальных способностей, Б. М. Теплов выделяет три основных вида способностей: ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения); музыкально-слуховые представления, иначе называют слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха (совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха; проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в пении); чувство ритма, составляющие ядро музыкальности позволяет способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

О. П. Радынова творческие способности в музыкальной деятельности разделяла на два вида: способности к продуктивному творчеству (импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений) и способности к творческому восприятию музыки. Для успешного развития песенного творчества у ребёнка нужно развивать основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, а также для творческих проявлений воображения, фантазии, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях [7].

Н. А. Ветлугина, рассматривая и изучая развитие музыкальных способностей, выдвигает: ладовысотный слух и чувство ритма, выделяя неразрывную связь эмоционального (ладового чувства) и слухового, компонентов музыкального слуха. Определяя значение пения, Н. А. Ветлугина опирается на слова К. Д. Ушинского о том, что «…песня способна несколько отдельных чувств слить в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце». Наряду с этим, автор даёт точное определение, что пение, это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. [7]

Вокальные способности – это качества, данные для занятий музыкальной деятельностью, центром которых является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

О необходимости проведения специальной работы по постановке и развитию певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы педагоги – практики, предполагая разнообразные приёмы, способствующие формированию музыкального слуха, звуковысотного слуха, певческого звукообразования, дыхания в пении, чистоты интонирования, дикции, артикуляции. Проблему развития детского голоса исследовали многие педагоги и ведущие музыканты мира Глинка М. И., Варламов А. Е., Евтодьева А.А., Емельянов В.В., Огородов Д. Е., Глинка М. И. певец и педагог, внес большой вклад в историю развития русской вокальной школы. Пение композитор характеризовал, как сложный психофизический процесс, требующий полной мобилизации, творческих. Проявляя интерес к проблеме развития голосового аппарата, исследуя вокальное искусство, разработал и применил на практики концентрический обучающий метод пения. Сущность этого метода заключается в принципе постепенного развития берущихся натуральных тонов, то есть начиная не с середины диапазона, а с речевого диапазона индивидуально каждого певца, постепенно мало-помалу прибавляя по несколько звуков сверху и снизу, таким образом развивая голос концентрическим методом. Присоединяя звуки к натуральным тонам, Глинка не использовал сразу секунду, считая этот интервал сложным, и рекомендуя начинать с более удобных к восприятию интервалов терции, кварты, квинты, сексты вверх и вниз, образуя расширения диапазона певца. Пение на центральных тонах раскрывает природный тембр голоса. Исследуя и практически применяя опыт, Глинка в «Школе пения», вошли упражнения и советы, в которых отразилась творческая мысль композитора, его вокально-методические устремления. Также Глинка использовал в практики метод пения без сопровождения. Систематическое пение упражнений, экзерсисов, этюдов Глинки без сопровождения, выравнивает звучание голоса, положительно воздействует на развитие музыкальности, развивает внутренний слух, интонацию Упражнения вырабатывает внутреннее представление певческого тона, необходимое для каждого профессионального певца [2].

А. Е. Варламов, разработал систему упражнений по развитию вокальных способностей, изложенной в «Полной школе пения», которая является первым русским методическим пособием в области обучения пению. В своей методической работе, он охватывает основные направления работы по развитию певческого аппарата. В пособие входит методические рекомендации автора и сорок семь упражнений для голоса, расположенные по уровню сложности раскрывая ряд методических положений и используют различные певческие приемы (гаммы, упражнения на интервалы, стаккато, легато, вокализы). Формируя голос ребенка, он считал, что, если ребенка учить петь с детства, соблюдая осторожности в занятиях, голос ребенка приобретает гибкость и силу. В теоретической части, А. Е. Варламов излагает ряд требования к педагогу. К основным требованиям относятся: высокое владение не только теоретическими знаниями, но и навыками в практической части. Педагог перед учащимися должен быть представлен певцом-исполнителем. Он должен переплетать теоретические правила при преподавании занятий с практическими примерами. По мнению Варламова развитие общей культуры и художественной направленности обучающегося главная цель педагога, однако при всем этом ему необходимо не останавливаться на своем образовании, а повышать свой кругозор, а также повышать свои знания, т.е. самообразовываться [1].

Огородов Д. Е. в 60-х годах прошлого столетия нашёл решение проблемы развития голоса у детей дошкольного возраста. Главная задача методического комплексного воспитания ребенка при формировании в нем вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры определяет бережное воспитание голоса каждого ребёнка, постепенное выявление и обогащение тембра, развивая все музыкальные и творческие способности человека. Практическое применение открывает возможности тому, что бы качество музыкального воспитания ребенка не оставалось на прежнем уровне, а только повышалось, что способствует овладению ими навыками активного пения. Именно организация движения рук играет во время пения первостепенную роль. Автор образно сравнивает кисть руки как орган речи, артикуляционный аппарат. Движение содержит зрительный образ воспринимаемо в виде схемы, называемый алгоритмизации. Данное действие включает в себя связь специальных упражнений от простейших к усложненным. При данной методике в совокупности функционируют: руки, зрение, голосовой аппарат, слух, мозг. В результате данной методике точнее происходит управление как голосом ребенка, так и им самим. Всякое движение содержит зрительный образ, представленный в виде рисунка. В дальнейшем это воспринимается в виде наглядной схемы, т.е. зрительно, назвав все это методом наглядной алгоритмизации. Постановка голоса в виде определенной технологии запрограммирована в алгоритме, которая включает в себя психофизиологическую связь между голосом, жестом и зрительным контролем.

Благодаря применению наглядных схем алгоритмов у детей в пении и дирижерских жестах достигается мышечная свобода. Также вместе с общим развитием музыкальности у них формируются вокальные навыки [7].

Расширяя кругозор ребенка, открывая новый мир чувств и эмоций, решая главную задачу проблемы развития детского голоса Емельянов В. В. продолжил повышение способностей ребенка совместно музыкальных и творческих по методике Огородова Д. Е. Разрешая проблемы развития голосового аппарата, работая над мышцами, участвующих в звукообразовании, Емельянов разработал методику, в результате которой осуществляется совершенствование голоса  в зависимости от конкретного случая,  природных особенностей ребенка. Им был разработан «Фонопедический метод развития голоса», это уникальная педагогическая технология, целью которой является оздоровление голосового аппарата, развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения. Благодаря данной методике происходит развитие личности и ее и гармонизация, повышается психоэмоциональный фон воспитанника.

Для работы с детьми дошкольного возраста автором были разработаны ряд игры с голосом. Развивающие голосовые игры дают возможность детям создать игровую ситуацию, где ребёнок непринужденно применяет голосовые функции. Использование на основе фонопедического метода В. В. Емельянова голосовых игр голосовой аппарат ребенка направлен на правильное, интонационно выразительное произношение, развитие сценической речи, свободу самовыражения. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, стимулируют расширение диапазона; увеличивает силу звучания голоса; придают звукам легкость, свободу певческому процессу в целом. Фонопедический комплекс состоит из шести групп упражнений: артикуляционная гимнастика; интонационно фонетические упражнения; упражнения, на голосовые сигналы доречевой коммуникации (ГСДК); тренировочные программы для грудного (не фальцетного) регистра детского голоса; тренировочные программы на переход из грудного регистра в фальцетный с использованием регистрового порога-«П»; тренировочные для фальцетного регистра детского и женского голоса. Фонопедический метод В.В. Емельянова дает возможность каждому ребенку раскрыть возможности своего голоса [4].

А на современном этапе Евтодьева А. А. предлагает пособие «Учимся петь и танцевать, играя». Методическое пособие состоит из трёх разделов: учимся петь играя; учимся танцевать играя; песенный календарь. В разделе «Учимся петь, играя» приставлено более 40 миниатюр спевок, с обыгрыванием сюжета из знакомых детям сказок. Для более легкого представления сюжета в методическом пособие используется иллюстрация к каждой распевке. Игровые практические приёмы, позволяют развить музыкальный слух ребёнка. Озвучивая героев, дети учатся петь песни средним и высоким голосом. Качество игровых распевок повышается при сочетании использованных мимики и жестов. Освоение техники артистизма и чистоты интонирования также способствуют повышению их качества. Как результат: повышение развития: вокальных способностей ребенка, его звуковысотного слуха, чистоты пения, чистого интонирования [3].

На рисунке 5 представлена многофункциональность игровых распеваний.

Рисунок 5 - Многофункциональность игровых распеваний

А. А. Евтодьева говорит, «…что научить детей петь красиво и точно выпевая мелодию, можно только при условии системы занятий и использования продуктивных и эффективных методических приёмов обучения».

Таким образом, способности развиваются в процессе жизни, а среда и воспитание активно формируют этот навык. В развитии музыкальных способностей главным фактором служат интенсивность, планомерность обучения. Именно обучение влияет как на музыкальный, так и на общий уровень развития ребенка.

Развитие способностей ребенка, главным образом зависит от активного положительного его отношения к соответствующей деятельности, интереса к ней, склонности заниматься ею. Общие качества индивида, необходимые для успешного развития музыкально-вокальных способностей возможно сформировать благодаря характеристики способностей ребенка отличных друг от друга. Грамотное использование разнообразных вокальных методик, направленных на развитие голосового аппарата, даёт возможность многим музыкальным руководителям решать вопросы правильной постановки голоса.

Список использованных источников

  1. Варламов, А. Е. Полная школа пения: учеб. пособие / А. Е. Варламов; [вступ. ст. И. В. Гвоздевой]. - 4-е изд., испр. - Санкт-Петербург: – Планета музыки, 2008. - 118 с. - ISBN 978-58114-0875-7
  2. Глинка, М. И. Принципы и методы вокальной педагогики / М. И. Глинки. –  Режим доступ: https://studbooks.net/1052928/kulturologiya/printsipy_metody_vokalnoy_pedagogiki _glinki
  3. Евтодьевой, А. А. Методическое и практическое пособие «Учимся петь и танцевать, играя» / А.А. Евтодьева. – Калуга: – 2010 – Режим доступ:http://allaevtodjeva.ucoz.net/publ/moi_diski/metodicheskoe_i_prakticheskoe _posobie_uchimsja_pet_i_tancevat_igraja/3-1-0-18
  4. Емельянов, В. В. «Фонопедический метод развития голоса» / В. В. Емельянов – Режим доступ: https://www.smolokova.ru/pedagogam/vokalnoxorovaya-rabota.html  
  5. Огороднов, Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания: учебное пособие / Д. Е. Огороднов. - 4-е изд., - Санкт-Петербург: Лань, 2014. – 221с. – ISBN 978-5-8114-1612-7 Режим доступ: https://search.rsl.ru/ru/record/01006766277
  6. Психология — Википедия Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Психология
  7. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: [Электронный ресурс] / Учебное пособие В. Д. Шадриков. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация Логос, 1996. – 320 с. – ISBN 5-88439-015-7. – Режим доступа: https://hum.uch-lit.ru/pedagogikapsihologiya/shadrikov-v-d-psihologiyadeyatelnosti-i-sposobnosti-chelovekauchebnoe-posobie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Анализ теоретических аспектов проблемы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в исследованиях педагогов и психологов

Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология....

Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста

В этой статье мы рассмотрим эту тему с разных сторон по нескольким этапам формирование развитие вокальных способностей у детей....

Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста «Веселые нотки»

Проект по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста«Веселые нотки»...

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по развитию вокальных способностей у детей дошкольного возраста...

РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Развитие адаптационных способностей у детей дошкольного возраста КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

в данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на необходимости создания оптимальных условий для воспитания активности...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...