Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение хореографии»
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Горнакова Екатерина Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gornakovaen_3_5.docx164.43 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТАМБОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «МАШЕНЬКА»

Рассмотрена на заседании Педагогического совета

от «    » августа 2022 г.

Протокол №


                                «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Машенька» Сошкина И.А.

___________________/Ф.И.О./

приказ №         от 01.09.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Обучение хореографии»

Возраст учащихся: 3-5 лет Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Горнакова Екатерина Николаевна,

педагог дополнительного образования

Тамбов, 2022 г.

Информационная карта программы

1.Учреждение

МБДОУ «Детский сад «Машенька»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение хореографии»

3. Сведения об авторе-составителе:

3.1. Ф.И.О., должность

Горнакова Е.Н.,

педагог дополнительного образования

4.Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка        организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок 196);

методические        рекомендации        по проектированию        дополнительных общеразвивающих        программ        (включая        разноуровневые        программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (далее – Методические рекомендации);

приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,        электронного        обучения, дистанционных        образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрировано в Миносте России 18.09.2017 № 48226);

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.4. Тип программы

«Стартовая»

4.5. Вид программы

Общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся

3-5 лет

4.7. Продолжительность обучения

2 года



Раздел №        1 «Комплекс        основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»:

  1. Пояснительная записка.

Танцевальное искусство – это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника. 

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников, материально-технические условия для реализации которых имеются на базе детского сада.

Программа «Обучение хореографии»» имеет художественную направленность. Она вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игровых и здоровьесберегающих технологий, знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Так же, помогает развить чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, от классики до современных стилей, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Педагогическая        целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения        дошкольников         к   миру танца, через увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности. Занятия хореографией не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Хореография – это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

В структуру программы входят пять образовательных разделов: теоретические знания и практические занятия партерной гимнастикой, классическим танцем, народным танцем, бальной и современной хореографией. Все образовательные разделы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей.

Программа адресована учащимся от 3-х до 5-и лет. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка. В дошкольном периоде, ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Для детей 3-4 лет характерны неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями, уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка. Большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, действием.

В возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств        музыкальной выразительности.

В дошкольном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене движений. Для успешного достижения результатов необходимо чередовать разные виды музыкально- ритмической деятельности: использовать музыкально- ритмические игры, этюды, пальчиковую гимнастику, элементы партерной гимнастики.

Хореография не только даёт выход повышенной     двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятиях, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на      праздничных мероприятиях, концертах и на открытых занятиях.

В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Уровень усвоения данной программы «Стартовый». В ней используются и реализуются базовые, общедоступные и универсальные формы и методы хореографии, рассчитанные на знакомство учащихся с прекрасным миром танца.

Форма обучения по данной программе очная. Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний).

Особенности организации образовательного процесса. Реализация дополнительной        общеобразовательной        программы «Обучение хореографии» предусматривает использование разных форм и методов организации занятий. Выбор организационных форм и методов обучения осуществляется с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся и особенностями разделов образовательной деятельности. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Практическая часть занятий является основной, где дошкольники знакомятся с разучиванием и исполнением движений под музыкальное сопровождение.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

- групповая,

- индивидуальная,

- работа по подгруппам, и др.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Объем программы составляет 144 часа:

1 год обучения: 72 часов в год, 36 недель по 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 15 минут соответствует возрасту детей 3-4х лет.

2 год обучения: 72 часа в год, 36 недель по 2 часа в неделю.

Продолжительность занятия 20 минут соответствует возрасту детей 4-5и лет.

Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство учащихся с азами хореографии, на согласование движение с музыкой, научить ориентироваться в пространстве, второй — на усовершенствование по лученных за первый год обучения знаний, разучивание более сложных по координации движений, обучить дошкольников восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств        музыкальной выразительности.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель:

Формирование нравственной и творческой личности дошкольника через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.

Задачи первого года обучения:

1. Обучающие - научить правилам поведения детей на занятиях хореографии, научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного танцев, основам актерского мастерства, научить детей различать характер музыки, различать выразительные средства.

2. Развивающие - развитие музыкальных и физических данных детей, согласовывать свои движения с музыкой, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности ребенка.

3. Воспитательные - воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе.

1.3. Содержание программы.

1.3.1 Учебно-тематический план.

Первый год обучения, возраст учащихся 3-4 года.

№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа.

2.

Начальный контроль.

2

2

Педагогическая диагностика на начало года

3.

Азбука танца.

3.1

Упражнения для разминки.

1

1

В течение всего года обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

3.2

Упражнения на ориентировку в пространстве.

15

1

14

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

3.3.

Партерная гимнастика.

14

1

13

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

4.

Изучение элементов классического танца.

18

1

17

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

5.

Изучение элементов народного танца.

19

1

18

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

6.

Танцевальные этюды, танцы.

1

1

В течение всего года обучения.

Тематические мероприятия, концерты, праздничные утренники.

7.

Итоговое занятие. Промежуточный контроль.

1

1

Открытый урок. Наблюдение

ИТОГО

72

1.3.2 Содержание учебного плана. Первый год обучения.

Вводное занятие.

Тема №1 «Что такое танец. Его разновидности. Техника безопасности на занятиях хореографией»

Теория.

Знакомство с учащимися. Беседа о значении хореографии в жизни людей. Какие направления танца существуют, чем отличаются. Выявление интересов ребят, уровня их знаний, возможностей. Введение в курс обучения данной программы. Объяснение правил поведения и техники безопасности на занятиях хореографией, и внутреннего распорядка в детском саду.

Раздел 1 «Упражнения для разминки и перестроения в различные рисунки танца»

Тема №1 «Разогрев всех частей тела перед исполнением танцев»

Теория. Зачем нужна разминка. Основные правила и приемы для разогрева тела перед исполнением танцевальных движений.

Практика.        

- Повороты головы направо, налево, наклоны головы вверх, вниз, направо, налево.

- Движения плеч и рук: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами. Движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх.

- Наклоны корпуса в разных направлениях: в стороны, вперед и назад.

- «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки).

- Чередование шагов на полупальцах и пяточках, марш.

 - Бег на месте и с продвижением.

Тема №2«Упражнения на ориентировку в пространстве. Изучение простейших перестроений (круг, линия, колонна, врассыпную)»

Теория. Рассказать учащимся о рисунке танца, какие бывают рисунки. Объяснение дошкольникам как правильно построить круг, линию, колонну, какие ориентиры использовать.

Практика.        

-Ходьба и бег в рассыпную.  

- Ходьба друг за другом по кругу, парами.

- Интервал.

- Повороты вправо, влево.

- Учить определять середину зала.

-Простейшие построения: линия, колонна; в круг и из круга; сужение круга, расширение круга.

- Использование танцевальных игр на ориентировку в пространстве.

Тема №3«Партерная гимнастика»

Теория. Рассказать учащимся что такое партерная гимнастика и для чего она нужна.

Практика.        

- Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

-Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

-Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

-Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

-Упражнения для исправления осанки;

-Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

Раздел 2 «Изучение элементов классического танца».

Тема №1 «Классический танец - основа хореографии».

Теория. Рассказать учащимся о классическом танце, показать видеоматериал из балетов классического наследия.

Практика.        

- Постановка корпуса.

- Положения и движения рук. Подготовительная позиция, постановка кисти. Раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению.

- Положения и движения ног. Позиции ног (6 и 1 позиции).  releve (по 6 позиции).

- Прыжки saute (по 6 позиции), прыжки на одной ноге.

- Легкий бег на полупальцах.

Раздел 3 «Изучение элементов народного танца».

Тема №1 «Народный танец».

Теория. Рассказать учащимся о народном танце, о его истоках. Показать видеоматериал народных танцев.

Практика.        

- Положения и движения рук: подготовка к началу движения (ладошка на талии), хлопки в ладоши,

положение «полочка» (руки перед грудью), положение «лодочка».

- Положения и движения ног: позиции ног (1свободная, 6-ая, прямая);

-«Пружинка»-маленькое приседание (по 6 позиции);

- battement tendu вперед на

каблук в русском характере и одновременным приседанием.

- Притоп простой, двойной, тройной;

- Ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- Простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции, простой приставной шаг с притопом, приставной шаг с приседанием.

 - «Ковырялочка».

- Поклон в русском характере (без рук).  Кренделек (в паре).

Раздел 4 «Танцевальные этюды, танцы».

Теория. Рассказать учащимся о значении танцевальных этюдов, о характере исполнения того или иного танца, что такое эмоциональная окраска танца.

Практика.        

- этюды для закрепления того или иного танцевального навыка;

- сюжетные танцы к праздничным утренникам, тематическим концертам и мероприятиям детского сада, конкурсам.

Итоговое занятие.  Практика.

- повторение изученного материала за первый год обучения.

1.3.3 Планируемые результаты:

  1. год обучения (младшая группа). 

1.Учащийся будет знать:

- правила поведения детей на занятиях хореографии, технику безопасности;

- навыки овладения телом,

- рисунки танца и простейшие перестроения;

- различные характеры в музыке и танцевальных образах, основы актерского мастерства;

- что такое танец, различать классический и народный танец;

- различные выразительные средства.

2. Учащийся будет уметь:

- согласовывать свои движения с музыкой;

- исполнять различные танцевальные движения и упражнения партерной гимнастики;

- перестраиваться в простейшие рисунки танца;

- посредством танцевальных движений передавать характер музыки, танцевальный образ.

3. Учащийся будет обладать:

- интересом к совместным танцевальным играм, взаимодействию со сверстниками посредствам движений, умение работать в коллективе;

- навыками к развитию ловкости, точности и координации движений;

- навыками эстетически-нравственного восприятия и любви к прекрасному;

- навыками к трудолюбию, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели;

- потребностью к дальнейшему развитию творческих способностей.

1.3.4 Учебно-тематический план.

Второй год обучения, возраст учащихся 4-5 лет.

Задачи второго года обучения:

1. Обучающие – повторить правила поведения детей на занятиях хореографии, научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, расширить знания в области классического, народного танцев, а также обучить основам бального и современного танца, основам музыкальной грамоты, основам актерского мастерства, научить детей различать выразительные средства музыки, согласовывать свои движения с музыкой.

2. Развивающие продолжить развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие устойчивого интереса к танцевальному искусству.

3. Воспитательные – продолжить воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение слаженно работать в коллективе.

№№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

Беседа.

Входной контроль.

2

2

Педагогическая диагностика на начало года

2.

Азбука танца.

2.1

Упражнения для разминки.

1

1

В течение всего года обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

2.2

Упражнения на ориентировку в пространстве.

15

1

14

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

2.3.

Партерная гимнастика.

14

1

13

Открытый урок.

3.

Изучение элементов классического танца.

14

1

13

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

4.

Изучение элементов народного танца.

14

1

13

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

5.

Изучение элементов бального и современного танца.

9

1

8

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

6.

Танцевальные этюды, танцы.

1

1

В течение всего года обучения.

Тематические мероприятия, концерты, праздничные утренники.

7.

Итоговое занятие. Итоговый контроль за 2 года обучения.

1

1

Открытый урок.

ИТОГО

72

1.3.5 Содержание учебного плана. Второй год обучения.

Вводное занятие.

Тема №1 «Что такое танец. Его разновидности. Техника безопасности на занятиях хореографией»

Теория.

Беседа о значении хореографии в жизни людей. Вспомнить с учащимися направления танца и их отличия. Выявление интересов ребят, уровня их знаний, возможностей. Объяснение правил поведения и техники безопасности на занятиях хореографией, и внутреннего распорядка в детском саду.

Раздел 1 «Упражнения для разминки и перестроения в различные рисунки танца»

Тема №1 «Разогрев всех частей тела перед исполнением танцев»

Теория. Зачем нужна разминка. Основные правила и приемы для разогрева тела перед исполнением танцевальных движений.

Практика.

- повороты головы направо, налево;

- наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»;

- наклоны корпуса назад, вперед, в сторону;

- движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»;

- повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед; - повороты плеч с одновременным полуприседанием;

-движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в стороны, руки вверх; - «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки);

- чередование шагов на полупальцах и пяточках; - прыжки поочередно на правой и левой ноге;

- простой бег (ноги забрасываются назад);

- «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра); - «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра);

- «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед); - прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без;

- бег на месте и с продвижением вперед и назад.

Тема №2 «Упражнения на ориентировку в пространстве. Изучение перестроений (круг, линия, колонна, врассыпную, диагональ)»

Теория. Рассказать учащимся о рисунке танца, какие бывают рисунки. Объяснение дошкольникам как правильно построить круг, линию, колонну, какие ориентиры использовать.

Практика.        

- игра «Домики»;

- простейшие построения: линия, 2 линии, колонна, 2 колонны; диагональ;

- простейшие перестроения: круг: сужение круга, расширение круга;

- интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча; - повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

 - движение по линии танца, против линии танца.

- Использование танцевальных игр на ориентировку в пространстве.

Тема №3 «Партерная гимнастика»

Теория. Рассказать учащимся что такое партерная гимнастика и для чего она нужна.

Практика.        

- Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

-Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

-Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

-Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

-Упражнения для исправления осанки;

-Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

Раздел 2 «Изучение элементов классического танца».

Теория. Рассказать учащимся о классическом танце, показать видеоматериал из балетов классического наследия.

Практика.        

1. Постановка корпуса.

2.Положения и движения рук:

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца; - раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

3. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3); - demi plie (по 1 позиции);

- releve (по 6 позиции);

- saute (по 6 позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации.

Раздел 3 «Изучение элементов народного танца».

Теория. Рассказать учащимся о народном танце, о его истоках. Показать видеоматериал народных танцев.

Практика.        

1. Положения и движения рук:

- подготовка к началу движения (ладошка на талии);

- хлопки в ладоши;

- взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.);

- положение «полочка» (руки перед грудью);

- положение «лодочка».

2. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг;

- «Пружинка»-маленькое тройное приседание (по 6 позиции);

- «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;

- battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере;

- battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;

- притоп простой, двойной, тройной;

- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

- простой приставной шаг с притопом;

- приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения);

- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

- приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- «елочка»;

- поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации.

Раздел 4 «Изучение элементов бального и современного танца».

Теория. Рассказать учащимся о разновидностях современных и бальных танцев. Показать видеоматериал.

Практика.

1. Положения и движения рук:

- положения рук в паре, держась за одну руку;

- положение рук «корзиночка»;

- поклон кавалер - дама;

2. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг и шаг с носка;

- вальсовый шаг (1 длинный, 2 коротких);

- pas balance (в сторону по 6 позиции);

- приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- положение «мальчик на одном колене» - девочка обегает мальчика.

Раздел 5 «Танцевальные этюды, танцы».

Теория. Рассказать учащимся о значении танцевальных этюдов, о характере исполнения того или иного танца, что такое эмоциональная окраска танца.

Практика.        

- этюды для закрепления того или иного танцевального навыка;

- сюжетные танцы к праздничным утренникам, тематическим концертам и мероприятиям детского сада, конкурсам.

Итоговое занятие.  Практика.

- повторение изученного материала за два года обучения.

1.3.6 Планируемые результаты:

  1. год обучения (средняя группа). 

1.Учащийся будет знать:

- правила поведения на занятиях хореографии, технику безопасности;

- навыки овладения телом, о назначении отдельных упражнений в классическом и народном танце;

- основы бального и современного танцев;

- разнообразные движения и использовать их в импровизации под музыку;

- различия выразительных средств в музыке.

2. Учащийся будет уметь:

- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;

- выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку;

- выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания);

- передавать в движении различные танцевальные образы;

- слаженно работать в коллективе.

3. Учащийся будет обладать:

- навыками дисциплины, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности;

- навыками целеустремленности в достижении поставленной цели;

- определенными физическими навыками;

- представлениями о хореографии в целом;

- интересом к взаимодействию со сверстниками посредствам движений, умением работать в коллективе;

- устойчивым интересом к танцевальному искусству.

1.3.7 Особенности организации учебного процесса.

Структура занятий по программе «Обучение хореографией» — общепринятая.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка — его центральную нервную систему, различные функции — к работе; разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Для решения задач подготовительной части занятия представлены следующие средства: строевые, общеразвивающие упражнения; ритмические упражнения, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы — несложные по координации или хорошо изученные. Систему упражнений и игр надо строить от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Основная часть занятия. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и др.

На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия входит изучение элементов классического, народного, бального танцев и партерная гимнастика.

Заключительная часть занятия. В заключительной части занятия используются упражнения и игры на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж.

Любое занятие следует начинать с организованного входа в зал, под музыку. Затем осуществляется построение и детям сообщается задача занятия — чем они будут заниматься, что узнают нового, чему научатся на данном занятии. В конце занятия дети отвечают на вопросы педагога и поставленные задачи занятия можно считать почти выполненными.

Для проведения занятия педагогу необходимо владеть различными методами организации деятельности детей и способами проведения упражнений. Это построения, перестроения и передвижения, использование предметов и другого вспомогательного инвентаря.

Рекомендуется проводить занятия в сопровождении рассказов, речитативов, во время которых предлагается детям выполнить цепь последовательных упражнений. Так создается ряд знакомых каждому ребенку образов, воображаемая игровая и ролевая ситуация, сюжет, правила для действий с предметами и без них.

Особое значение в проведении занятий имеет статус педагога, его речь, эмоциональный настрой, доброжелательное отношение к окружающим, активное участие в выполнении своей задачи. Все это создает атмосферу праздника и вызывает положительные эмоции участников.

При правильной, четкой организации занятия имеет хорошую общую и моторную плотность.  

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в данную программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения танцевальным упражнениям, танцам можно условно разделить на три этапа:

- начальный этап — обучение упражнению (отдельному движению);

- этап углубленного разучивания упражнения;

- этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, исполнить упражнение.

Название упражнения, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном положении. Показ упражнения является наиболее существенным звеном процесса обучения, особенно для дошкольников, где восприятие движений в большей степени связано со зрительным анализатором. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Объяснение должно быть образным и кратким, с использованием хореографической терминологии. В дальнейшем, при проведении комплексов упражнений, краткая подсказка в виде термина сразу же воссоздает образ движения у обучаемых — они легко вспоминают отдельные элементы в общей композиции.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования, представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

Если упражнение нельзя разделить на составные части, применяется целостный метод обучения. Его можно использовать, выполняя упражнение в медленном темпе и четком ритме, без музыкального сопровождения или под музыку, но на два, четыре, восемь и большее количество счетов.

Для начального обучения упражнения используются ориентиры, ограничители. Так, при перестроении в колонну по трое ориентиром для направляющих могут являться конусы или кегли, а при ходьбе «змейкой» ограничителями будут кубики.

Педагог, проводя занятие, должен использовать разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям. Так, образные сравнения, приводимые педагогом в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать, сопереживать. Положительные эмоции при игровом обучении, похвала активизируют работу сердца, нервной системы ребенка. Нельзя вести обучение на фоне отрицательных эмоций. Необходимо увлекать, заинтересовать детей — только тогда обучение движениям будет эффективным.

 Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Основным методом обучения на этом этапе является целостное выполнение упражнения. Количество повторений в одном занятии увеличивается по сравнению с предыдущим этапом.

Успех на этапе углубленного разучивания упражнения зависит от активности обучаемых. Повышению активности детей способствуют изменение условий выполнения упражнения, постановка определенных двигательных задач. С этой целью применяется соревновательный метод с установкой на лучшее исполнение. Другим эффективным методом является запоминание упражнения с помощью представления - «идеомоторной тренировки». В этом случае дети создают двигательные представления изучаемого упражнения сначала под музыку, а затем и без нее. Это содействует быстрому освоению упражнения, уточнению его деталей, двигательных действий. Только тогда, когда выполнение изучаемого упражнения отвечает характерным его особенностям, стилю исполнения, создает определенную школу движений, можно считать, что этап формирования основ двигательного навыка закончен.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретают методы разучивания в целом — соревновательной и игровой.

Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями. Здесь необходимо, совершенствуя качество исполнения упражнения, формировать индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения можно считать завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Первостепенную роль на занятии по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процесс у детей 3-5 лет был эффективным, на занятиях хореографии, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

 Направляющая и воспитывающая роль педагога состоит в формировании «школы движений», определенного стиля их выполнения, сознательного отношения к обучению. Это повышает интерес к занятиям любой сложности, стимулирует к активному и творческому труду.


Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график.

Занятия первого года обучения начинаются 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель.

Занятия второго обучения начинаются с 01.09.2022 года и заканчиваются 31.05.2023 года, 36 учебных недель.

Календарный учебный график представлен в приложении к программе.

  1. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы

- Музыкальный зал или физкультурный зал

- Костюмерная

Перечень оборудования

- Зеркала

- Декорации

- Костюмы

- Реквизит и атрибуты: коврики для занятий на полу, обручи, мячи разных размеров, скакалки, платочки, шарфики, косынки, султанчики, ленты и др.

Информационное обеспечение

- Компьютер,

- музыкальный центр

- мультимедиапроектор

- музыкальные инструменты

Методическое обеспечение

- Методические разработки, картотеки танцевальных игр

- Методические разработки сюжетных уроков

- Методические разработки открытых уроков

  1. Формы аттестации

В течение всего времени освоения программы «Обучение хореографии» проводится аттестация, целью которой является определение степени усвоения материала обучающимися и стимулируется потребность обучающихся к совершенствованию своих знаний и улучшению практических результатов.

Виды аттестации:

- входная - уровень физической подготовки, музыкальность, ритмичность, умение ориентироваться в пространстве.

- промежуточная - оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физического развития.

-итоговая - оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физического развития; творческий подход, эмоциональность.

Сроки проведения:

Входная аттестация – в начале каждого учебного года первого и второго года обучения (сентябрь).

Промежуточная аттестация – в конце учебного года по итогам первого года обучения (май).

Итоговая аттестация – в конце второго учебного года по итогам двух лет обучения

(май).

Промежуточная аттестация - оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы за первый учебный год, определение изменения в уровне развития творческих и физических способностей за данный период обучения.

Итоговая аттестация: оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы в целом за два года обучения.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проходит в форме педагогической диагностики и открытого урока, где учащиеся показывают свои достижения в хореографии.

     Для итоговой аттестации возможно участие дошкольников в городских, областных хореографических конкурсах и фестивалях.

Форма оценки результатов: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Содержание аттестации - исполнение танцевальных движений под музыку.

  1. Оценочные материалы

Главной целью педагогической диагностики является выявление уровня физического, музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия). Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования в конкретной дошкольной организации.

Для определения оценки качества освоения образовательной программы разработаны критерии по реализации задач.

Диагностика входного контроля. (первый и второй год обучения – начало учебного года)

Критерии оценивания практических умений и навыков обучающихся

Название объединения___________________________________________

ФИО педагога ___________________________________________________ Форма проведения_________________________________________________ Дата проведения____________________________________________________ Место проведения __________________№ группы_______________________

Форма оценки результатов: 3 высокий уровень, 2 средний уровень, 1 низкий уровень.

Фамилия, имя обучающегося

Ступень обучения

Год

обучени я

Критерии оценивания результатов

Итого

1. Соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению

2. Знание рисунков танца

3. Навыки перестроения из одной фигуры в другую

4.Уровень исполнения танцевальных движений (выразительность, техника исполнения и т.д.)

5.Умение работать в танцевальной паре

6. Взаимодействие с другими детьми

7. Эмоциональный отклик

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

____________ обучающихся показали высокие результаты, ____________ обучающихся показали средние результаты, ____________ обучающихся показали низкие результаты.

Педагог дополнительного образования_________________________________

ФИО        подпись

Критерии оценок промежуточной (конец первого года обучения) и итоговой аттестации (конец второго года обучения).

Критерии оценивания результатов

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

1.

Соответствие танцевальных движений

музыкальному сопровождению

3- полное соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

2 – среднее соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

1 – не соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

3- полное соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

2 – среднее соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

1 – не соответствие танцевальных движений музыкальному сопровождению.

2.

Знание рисунков танца

3 - знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, четкое исполнение всех рисунков танца в соответствии с музыкальными фразами.

2 - знание нескольких рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, нечеткое исполнение всех рисунков танца.

1 – незнание названий рисунков танца, медленное перестроение из одного рисунка танца в другой.

3 - знание названий различных рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, задуманных композицией, четкое исполнение всех рисунков танца в соответствии с музыкальными фразами.

2 - знание названий некоторых рисунков танца, знание последовательности рисунков танца, задуманных композицией, нечеткое исполнение всех рисунков танца.

1 – незнание названий рисунков танца, медленное перестроение из одного рисунка танца в другой.

3.

Навыки перестроения из одной фигуры в другую

3- точное и своевременное перестроение из одной фигуры в другую, соблюдение четких интервалов.

2- правильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение нужных интервалов в различных фигурах.

1- неправильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение интервалов.

3- точное и своевременное перестроение из одной фигуры в другую, соблюдение четких интервалов, умение держать линии и колонны, полукруг и шахматный порядок.

2- правильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение нужных интервалов в различных фигурах, умение держать некоторые фигуры.

1- неправильное перестроение из одной фигуры в другую, несоблюдение интервалов.

4.

Уровень исполнения танцевальных движений

(выразительность, техника исполнения и т.д.)

3- высокий уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности, эмоциональности.

2- средний уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности.

1- низкий уровень исполнения танцевальных движений.

3- высокий уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности, эмоциональности.

2- средний уровень исполнения танцевальных движений. Присутствие выразительности.

1- низкий уровень исполнения танцевальных движений.

5.

Умение работать в танцевальной паре

3- полное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений.

2- сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений.

1- отсутствие эмоционального взаимодействия с партнером.

3- полное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений.

2- сдержанное эмоциональное взаимодействие с партнером, синхронное исполнение движений.

1- отсутствие эмоционального взаимодействия с партнером.

6.

Взаимодействие с другими детьми

3- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен. Действует согласованно, включается в действие одновременно и последовательно.

2- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен. Действует не всегда согласованно, включается в действие не всегда одновременно и последовательно.

1- Ребенок не проявляет активности к детям. Действует не согласованно, не включается в действие.

3- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен. Действует согласованно, включается в действие одновременно и последовательно.

2- Ребенок с другими детьми активен и доброжелателен. Действует не всегда согласованно, включается в действие не всегда одновременно и последовательно.

1- Ребенок не проявляет активности к детям. Действует не согласованно, не включается в действие.

7.

Эмоциональный отклик

3-Ребенок        проявляет положительный эмоциональный      отклик, сохраняет       интерес        в процессе всего праздника. Ребенок                   делится впечатлениями                  с педагогами, взрослыми.

2-Ребенок        проявляет положительный      отклик, сохраняет       интерес        в процессе всего праздника. Ребенок                   делится впечатлениями.

1-Ребенок        не проявляет положительного отклика, Интерес в процессе всего праздника не проявляет.

3-Ребенок        проявляет положительный эмоциональный           отклик, сохраняет         интерес        в процессе всего праздника. Ребенок                       делится впечатлениями                       с педагогами, взрослыми.

2-Ребенок        проявляет положительный           отклик, сохраняет         интерес        в процессе всего праздника. Ребенок                       делится впечатлениями.

1-Ребенок        не проявляет положительного        отклика, Интерес в процессе всего праздника не проявляет

Высокий уровень 18 - 21 баллов

Средний уровень 11 -17 баллов

Низкий уровень 0-10 баллов

Педагогическая диагностика проводится в обоих возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагог дополнительного образования проектирует образовательную деятельность и планирует работу с детьми в каждой возрастной группе, а также планирует индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год.

  1. Методические материалы

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

1.

Что такое танец. Его разновидности. Техника безопасности на занятиях хореографией.

Музыкальный зал, видеопроектор, компьютер и музыкальный центр.

Видеопрезентация о разновидностях хореографии.

Иллюстрации по технике безопасности.

Применяется словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный методы обучения. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии группового обучения. Интерактивные приемы обучение.

Наблюдение за дошкольниками во время занятия. Беседа.

2.

Разогрев всех частей тела перед исполнением танцев.

Музыкальный зал или физкультурный зал, компьютер и музыкальный центр.

Использование атрибутов: мячи, палочки, обручи и т.д.

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии группового обучения.

Наблюдение за дошкольниками во время занятия. Беседа.

3.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Изучение простейших перестроений.

Музыкальный зал или физкультурный зал, компьютер и музыкальный центр.

Использование атрибутов: конусы, различные ориентиры и т.д. Картотеки музыкально-подвижных игр.

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии группового обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

4.

Партерная гимнастика.

Музыкальный зал или физкультурный зал, компьютер и музыкальный центр. Коврики гимнастические, мячи, палочки гимнастические. Методические разработки упражнений партерной гимнастики у дошкольников.

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии индивидуального и группового обучения.

Наблюдение за дошкольниками во время занятия. Открытое занятие.

5.

Изучение элементов классического танца.

Музыкальный зал, видеопроектор, компьютер и музыкальный центр. Видеопрезентация на тему классического танца.  

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Интерактивные приемы обучение. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии индивидуального и группового обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

6.

Изучение элементов народного танца.

Музыкальный зал, видеопроектор, компьютер и музыкальный центр. Видеопрезентация на тему народного танца.  

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Интерактивные приемы обучение. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии индивидуального и группового обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

7.

Изучение элементов бального и современного танца.

Музыкальный или физкультурный зал, видеопроектор, компьютер и музыкальный центр. Видеопрезентация о бальных и современных танцах.

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Интерактивные приемы обучение. Технологии индивидуального и группового обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты.

8.

Танцевальные этюды, танцы.

Музыкальный или физкультурный зал, компьютер и музыкальный центр.  Различные атрибуты к танцам, ориентиры.

Применяется словесный, наглядный, практический методы. Игровые, здоровьесберегающие технологии. Технологии индивидуального и группового обучения.

Тематические мероприятия, утренники, концерты, танцевальный конкурс.


  1. Список литературы

2.6.1 Список литературы для педагогов

  1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии»; – СПб., 1996.
  2. Беликова А., Кветная О., Пуртова Т. «Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования»; – М., 2003.
  3. Бесперстова С.В. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен (методические рекомендации); – Тамбов, 2020.
  4. Богданов Г.Ф. «Технология самодеятельного плясового творчества», Учебно-методическое пособие; - М., 2017.
  5. Буренина А. И.  «Ритмическая мозаика»; - СПб., 2000.
  6. Ветлугина Н.А. под ред. «Эстетическое воспитание в детском саду»; - М., 1989.
  7. Жигалко Е., Казанская Е. (составители) Музыка, Фантазия, Игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки. Для детей 5-8 лет; - СПб., 2012.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И., Алексеева И. «Ладушки. Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду»; - СПб., 2000.
  9. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей». Учебно-методическое пособие для педагогов; - М., 2000.
  10. Коренева Т. Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. Методическое пособие. ФГОС Д»; - М., 2020.
  11. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика для детей № 1». Учебное пособие; – СПб, 2003г.
  12. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА - ФИ ДАНСЕ». Танцевально - игровая гимнастика для детей; - СПб., 2001.

  1. Список литературы для родителей (к прочтению детям)

  1. Александрова Н. А. «Танцы. Мини-энциклопедия для детей. Рассказы о танцах разных народов и времен»; - СПб., 2018.
  2. Горбина Е.В. «Игры, песенки и танцы для детских праздников»; - М., 2009.
  3. Лиепа И. М. «Театральные сказки»; - М., 2015.
  4. Хаммерле З. «Щелкунчик. Балет-сказка Петра Ильича Чайковского»; - М., 2018.
  5. Шнайдер Л. «Конни занимается танцами»; - М., 2021.


Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обучение хореографии»

Приложение 1

Календарный учебный график на 2022-2023 год.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение хореографии» (стартовый уровень)

год обучения: 1

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

2

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Вводное занятие

Музыкальный зал

Беседа

2-3

сентября

7,9

По расписанию

Практическое занятие

2

Входной контроль

Музыкальный зал

Педагогическая диагностика

4-5

сентябрь

14,16

По расписанию

Практическое занятие

2

Входной контроль

Музыкальный зал

Педагогическая диагностика

Раздел 1 «Азбука танца»

6-7

сентябрь

21,23

По расписанию

Практическое занятие

2

Упражнения для разминки. Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

8

сентябрь

28

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Беседа. Наблюдение на занятии

9

сентябрь

30

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии.

10

октябрь

5

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Беседа. Наблюдение на занятии.

11-12

октябрь

7,12

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

13-14

октябрь

14,19

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры и этюды на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

Раздел №2 Изучение элементов классического танца.

15

октябрь

21

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Классический танец - основа хореографии.

Музыкальный зал

Беседа. Наблюдение на занятии

16

октябрь

26

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Постановка корпуса. Танцевальные игры и этюды на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

17-18

Октябрь/ноябрь

28,2

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Постановка корпуса. Положения и позиции рук. Танцевальный этюд на движения рук.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

19-20

ноябрь

9,11

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и позиции ног. Танцевальный этюд на движения ног.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

21-22

ноябрь

16,18

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Прыжки saute (по 6 позиции), прыжки на одной ноге. Изучение танцев для утренника ко Дню матери.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

23

ноябрь

23

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Партерная гимнастика.

Легкий бег на полупальцах.

Танцы ко дню матери.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

24

ноябрь

25

По расписанию

Практический показ

1

Танцы ко дню матери.

Музыкальный зал

Утренник, посвященный Дню матери.

25-26

Ноябрь/декабрь

30,2

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Партерная гимнастика. Танцевальные игры.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

27-28

декабрь

7,9

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Постановка корпуса. Положения и позиции рук. Танцевальные этюды и игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

29-30

декабрь

14,16

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и позиции ног.

Изучение танцев для новогоднего утренника.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

31-32

декабрь

21,23

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Изучение танцев для новогоднего утренника.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

33

декабрь

28

По расписанию утренников

Практический показ

1

Исполнение танцев для утренника.

Музыкальный зал

Новогодний утренник

Раздел №3 Изучение элементов народного танца.

34

январь

11

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Народный танец, его истоки.

Музыкальный зал

Беседа

35-36

январь

13,18

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Положения и движения рук: подготовка к началу движения (ладошка на талии), хлопки в ладоши,

положение «полочка» (руки перед грудью), положение «лодочка». Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

37-38

январь

20,25

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и движения ног: позиции ног (1свободная, 6-ая, прямая); «Пружинка»-маленькое приседание (по 6 позиции). Танцевальные этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

39-40

Январь/февраль

27,1

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Battement

tendu вперед на

каблук в русском характере и одновременным приседанием.

Притоп простой, двойной, тройной.

Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

41-42

Февраль

3,8

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

43-44

февраль

10,15

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции, простой приставной шаг с притопом, приставной шаг с приседанием. Этюд в народном стиле.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

45-46

Февраль

17,22

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Ковырялочка.

Поклон в русском характере (без рук).  Кренделек (в паре). Изучение танцев к утреннику 8 марта.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

47-48

Февраль/март

24,1

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Изучение танцев к утреннику 8 марта.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

49

 март

3

По расписанию

Практическое занятие

1

Танцы к утреннику 8 марта.

Музыкальный зал

Утренник 8 марта

50-51

март

10,15

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Этюды на основе классического танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

52-53

март

17,22

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

54-55

март

24,29

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Этюды на основе народного танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

56-57

Март/апрель

31,5

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

58-59

апрель

7,12

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Тематическое весеннее мероприятие

60-61

апрель

14,19

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов классического танца.

Подготовка к танцевальному конкурсу,

разучивание танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

62-63

апрель

21,26

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Подготовка к танцевальному конкурсу, разучивание танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

64-65

Апрель/май

28,3

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Репетиции конкурсного танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

66

апрель

5

Практический показ.

1

Исполнение конкурсного танца.

Музыкальный зал

Танцевальный конкурс

67-68

май

10,12

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов классического танца.

Этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

69-70

май

17,19

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов народного танца.

Этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

71

май

24

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Подготовка к открытому уроку.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

72

май

26

По расписанию

Практический показ.

1

Открытый урок.

Промежуточный контроль.

Музыкальный зал

Диагностика за первый год обучения.

Приложение 2 Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение хореографии» (базовый уровень)

год обучения: 2

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

2

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Вводное занятие

Музыкальный зал

Беседа

2-3

сентябрь

6,9

По расписанию

Практическое занятие

2

Входной контроль

Музыкальный зал

Педагогическая диагностика

Раздел 1 «Азбука танца»

4-5

сентябрь

13,16

По расписанию

Теоретическое и практическое занятие

2

Упражнения для разминки. Партерная гимнастика. Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп;

- Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага;

-Упражнения для улучшения гибкости позвоночника;

-Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра;

-Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава;

-Упражнения для исправления осанки;

-Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

6

сентябрь

20

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Беседа.

Наблюдение на занятии

7

сентябрь

23

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Упражнения на ориентировку в пространстве. игра «Домики»;

- простейшие построения: линия, 2 линии, колонна, 2 колонны; диагональ;

- простейшие перестроения: круг: сужение круга, расширение круга;

- интервал;

- различие правой, левой руки, ноги, плеча; - повороты вправо, влево;

- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);

 - движение по линии танца, против линии танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

8

сентябрь

27

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Разминка. Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Беседа

9-10

Сентябрь/октябрь

30,4

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

11-12

октябрь

7,11

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры и этюды на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

Раздел №2 Изучение элементов классического танца.

13

октябрь

14

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Классический танец - основа хореографии.

Музыкальный зал

Беседа

14

октябрь

18

По расписанию

Практическое занятие

1

Разминка. Постановка корпуса.

Положения и движения рук:

- подготовительная позиция;

- позиции рук (1,2,3);

- постановка кисти;

- отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца; - раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению;

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

15-16

Октябрь

21,25

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Постановка корпуса. Положения и позиции рук. Положения и движения ног: - позиции ног (выворотные 1,2,3); - demi plie (по 1 позиции);

- releve (по 6 позиции);

- saute (по 6 позиции);

- перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu);

- реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

17-18

Октябрь/ноябрь

28,1

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и позиции рук и ног. Танцевальные этюды на основе классического танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

19-20

ноябрь

8,11

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Изучение танцев для утренника ко Дню матери.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

21-22

ноябрь

22,25

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Репетиции танцев ко дню матери.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

23

ноябрь

29

По расписанию утренников

Практический показ

1

Танцы ко дню матери.

Музыкальный зал

Утренник, посвященный Дню матери.

24-25

декабрь

2,6

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Партерная гимнастика. Танцевальные игры.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

26-27

декабрь

9,13

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Постановка корпуса. Положения и позиции рук. Танцевальные этюды и игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

28-29

декабрь

16,20

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и позиции ног.

Изучение танцев для новогоднего утренника.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

30-31

декабрь

23,27

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Изучение танцев для новогоднего утренника.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

32

декабрь

30

По расписанию утренников

Практический показ

1

Исполнение танцев для утренника.

Музыкальный зал

Новогодний утренник.

Раздел №3 Изучение элементов народного танца.

33

январь

10

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Народный танец, его истоки.

Музыкальный зал

Беседа

34-35

январь

13,17

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и позиции рук: подготовка к началу движения (ладошка на талии); хлопки в ладоши;

взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.); положение «полочка» (руки перед грудью);

положение «лодочка».

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

36-37

январь

20,24

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг;

-«Пружинка»-маленькое тройное приседание (по 6 позиции);

-«Пружинка» с одновременным поворотом корпуса;

-battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском характере;

-battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием;

Танцевальные этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

38-39

Январь

27,31

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

- притоп простой, двойной, тройной;

- ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами;

- простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции;

- простой приставной шаг с притопом;

- приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения);

- приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сторону поворота;

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

40-41

Февраль

3,7

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- «елочка»;

- поклон в русском характере (без рук).

Танцевальные комбинации.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

Раздел № 4 Изучение элементов бального и современного танца.

42

февраль

10

По расписанию

Теоретическое занятие

1

Что такое бальный танец. Современные направления танца.

Музыкальный зал

Беседа

43-44-45

Февраль

14,17,21

По расписанию

Практическое занятие

3

Разминка.

Положения и движения рук:

- положения рук в паре, держась за одну руку;

- положение рук «корзиночка»;

- поклон кавалер - дама;

Положения и движения ног:

- позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая);

-простой бытовой шаг и шаг с носка;

- вальсовый шаг (1 длинный, 2 коротких);

- pas balance (в сторону по 6 позиции);

- приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»);

- положение «мальчик на одном колене» - девочка обегает мальчика.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

46-47

Февраль

24,28

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Изучение танцев к утреннику 8 марта.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

48

 март

3

По расписанию

Практический показ

1

Танцы к утреннику 8 марта.

Музыкальный зал

Утренник 8 марта.

49-50

март

10,14

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные этюды на основе бального танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

51-52

март

17,21

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Танцевальные этюды на основе бального танца. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве. Партерная гимнастика.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

53-54

март

24,28

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Этюды на основе народного танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

55-56

Март/апрель

31,4

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Партерная гимнастика. Танцевальные игры.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

57-58

апрель

7,11

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов народного танца. Танцевальные игры на ориентировку в пространстве.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

59-60

апрель

14,18

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов классического танца.

Подготовка к танцевальному конкурсу,

разучивание танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

61-62

апрель

21,25

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Подготовка к танцевальному конкурсу, разучивание танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

63-64

Апрель/май

28,2

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка.

Репетиции конкурсного танца.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

65

май

5

Практический показ.

1

Исполнение конкурсного танца.

Музыкальный зал

Танцевальный конкурс.

66-67

май

9,12

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов классического танца.

Этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

68-69

май

16,19

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов народного танца.

Этюды.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

70-71

май

23,26

По расписанию

Практическое занятие

2

Разминка. Повторение элементов бального танца.

Подготовка к открытому уроку.

Музыкальный зал

Наблюдение на занятии

72

май

30

По расписанию

Практический показ.

1

Открытый урок. Итоговый контроль.

Музыкальный зал

Итоговая диагностика за два года обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»

Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...

программы детского объединения Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.

Реализуемая цель (и): Развивать творческую и здоровую личность ребенка, способную быть успешной в современных условиях жизни, посредством обучения современному танцу. Прививать интерес дошкольников к ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Обучение вокальному пению»

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы «Обучение вокальному пению»  1.1 Пояснительная записка «Обучение вокальному пению...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...