Формирование сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Материал составлен с использованием кнМихи игайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация  сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-еизд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_pedagogov_-_igra.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование сюжетно-ролевой игры

детей младшего дошкольного возраста

                                   

                                                                                  С использованием Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация        

                                                                                  сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е

                                                                                  изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ                                                                                 

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2. Воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе «открывает» детям новый более сложный способ ее построения.

3. На каждом возрастном этапе воспитатель организует ребенка на осуществление игрового действия и на пояснение его смысла партнерам.

4. Педагогический процесс на каждом возрастном этапе должен состоять:

- Формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми;

- Создание условий для совместной игровой деятельности детей.

 Школа игры

Учебный центр им. Л.А.Венгера программа «Детство»

 И.Я.Михайленко, И Я Короткова

Центр «Дошкольное детство»

Им. А.В.Запорожца

Программа «Истоки»

С.Л.Новоселова, Р.А.Иванкова

Этапы развития игры (способ построения игры)

1. Условный предметно-игровой способ (1,5-3 года).

2. Ролевой способ (3-5 лет).

3. Сюжетно-сложение,  игры-фантазии, игры –придумки.

1. Сюжетно-отобразительная игра (1,5-3 года).

2. Сюжетно-ролевая игра (3-5 лет).

3.  Режиссерская игра, игра-придумывание.

ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА (ОТ 1,5 ДО 3,5 ЛЕТ)

Задачи:

  1. Формирование парного предметного взаимодействия.
  2. Умение выполнять условные игровые действия с сюжетными игрушками.
  3.  Умение выполнять условные игровые действия с предметами-заместителями (ПЗ). Использовать один и тот же ПЗ для разных игровых действий.
  4. Умение выполнять 1 условное действие с разными игрушками и ПЗ.
  5. Умение выполнять разные условные действия с игрушками и ПЗ, т.е умение связывать действия в смысловую цепочку, условно обозначать их. Продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
  6. Умение вступать в кратковременное взаимодействие со сверстниками, обмениваясь условными действиями.
  7. Умение выполнять игровое действие с воображаемым предметом.

Технология:

        Задачи игровой деятельности раннего возраста реализуются через совместную игру воспитателя с ребенком, где воспитатель выступает в качестве играющего партнера, открывающего новый способ, условные действия «как будто», «понарошку».

Педагогические  условия:

        Игра протекает на фоне одноперсонажного, однотенного сюжета.

Педагогические приемы:

        Интерес ребенка учитывается в первую очередь.

- Воспитатель развертывает сюжетную игру на виду у детей.

- Воспитатель играет эмоционально, с удовольствием.

- Воспитатель  приглашает ребенка поиграть вместе с ним. Тема выбирается в зависимости от интересов ребенка («Давай поиграем! А во что ты хочешь?»).

- Воспитатель  подключается к игре ребенка в целях раскрытия способов построения игры.

- Воспитатель стимулирует словесное обозначение игровых действий партнеров сверстников.

Примечание: Воспитатель должен поиграть с каждым ребенком индивидуально 5-7 раз

 (с усложнением) в течении 7-10 мин. (утро, вечер) в любое удобное время.

Этапы взаимодействия воспитателя с ребенком по передаче игрового опыта.

  1. Передача условных действий с сюжетными игрушками.
  2. Передача игровых умений с предметами-заместителями (ПЗ).
  3. Передача игровых умений с воображаемыми предметами.

I полугодие    - формирование условных действий с сюжетными игрушками и ПЗ.

II полугодие  - формирование умения выстраивать цепочки-действия (2-3 цепочки).

        В целях формирования самостоятельной игры необходимо:

  1. Предлагать детям тот материал, который он использовал в игре с ребенком.
  2. Частично или полностью создавать игровые ситуации из готовых игрушек и ПЗ. (Игровая среда должна быть динамична. Ребенок встал с постели и в его поле зрения попала новая игровая ситуация).
  3. Создавать условия для кратковременного взаимодействия детей (все для предметов, которые катятся: дорожка, скамейка, горка и т.д.)

ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ (МЛАДШАЯ ГРУППА)

Задачи:

1. Сформировать умение принимать и словесно обозначать игровую роль для партнера.

2. Формировать умение развертывать парное ролевое взаимодействие – элементарный ролевой диалог с партнером – взрослым, а затем со сверстником.

Технология:

        Задачи воспитатель решает, играя вместе с детьми, занимая в игре позицию равного, заинтересованного партнера. Воспитателю необходимо строить совместную игру с ребенком таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение.

Педагогические приемы и этапы совместной игры воспитателя с детьми.

  1. Наблюдая за игрой ребенка и учитывая его интересы, педагог подключается к игре ребенка, если отмечает, что нет ролевого общения.

Взрослый берет на себя основную роль,  у него партнер- игрушка. (Педагог – «мама», кукла – «дочка»). Взрослый принимает на себя игровую роль, обозначает ее и разворачивает диалог с игрушкой.

Взрослый втягивает ребенка в совместную игру, ребенку предлагается дополнительная роль («Моя дочка не хочет гулять, а твоя тоже?») Идет передача опыта: воспитатель все время говорит и задает вопросы, ребенку дается образец игры.

Этот прием воспитатель использует ежедневно с 1-2 детьми индивидуально, до 7-10 мин.

2. Воспитатель подключается к игре детей, («Кто капитан? Можно мне с вами поиграть? А кем мне быть? А что мне делать?») У ребенка – основная роль, у воспитателя – дополнительная.

Задача воспитателя наладить ролевое общение и при отсутствии сюжета развить сюжет. Речь воспитателя является моделью общения для детей.

Воспитатель может привлечь других детей («Хочешь играть? А ты спроси у капитана, что тебе делать?») Воспитатель уступает дополнительную роль другому ребенку.

3. Создание чисто разговорной ситуации – телефонный разговор (II полугодие; не ранее 3,5 лет)

- по мотивам известных сказок (не надо требовать буквальной передачи текста, следует держаться сюжетной линии – идет импровизация);

- бытовые разговоры м/у членами семьи, врачом и больным;

- темы ОБЖ (в ст. группах)

Требование к игрушке-телефону – жестко закрепленный диск. Идет знакомство с телефонным этикетом.

4. Для подготовки принятия ребенком своей роли воспитатель наблюдает самостоятельную игру ребенка с игрушкой (у ребенка уже появляется ролевая речь, обращенная к игрушке) и когда цепочку специфических ролевых действий можно связать с названием роли, обращаться к ребенку с вопросами : «Ты как мама кормила дочку?», «Ты шофер? Везешь кирпич на стройку?»

Педагогические условия:

Сюжеты однотенные, 2-х – персонажные (взаимодополнительные роли: «мама-дочка», «врач-больной») и многотенные, одноперсонажные. Независимые роли могут присутствовать в любом сюжете, где ребенок может обойтись без партнера (режиссерская игра).

ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ РЕБЕНКА 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ (средняя группа)

Задача:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

Технология:

Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с ребенком, где воспитатель выступает в роли интересного партнера.

Педагогические условия:

- Использование однотенных многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой:

                        дополнительная роль 1 (событие 1)                                  матрос

Основная роль                 дополнительная роль 2 (событие 2)        капитан               пассажир

                         дополнительная роль 3 (событие 3)                водолаз

Участников игры должно быть меньше, чем персонажей в сюжете.

Педагогические приемы:

1. Подключение к игре ребенка (или игра начинается по инициативе воспитателя). Главная роль принадлежит ребенку, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Т.е. воспитатель дает образец как можно менять роль в процессе игры, идет развитие сюжета.

Для начала можно предлагать смену ролей по мотивам сказочных сюжетов:

                        Мачеха

Золушка                Фея

                        Принц

3. Подключение к игре ребенка. Но теперь взрослый берет себе основную роль, а ребенку предлагает дополнительную. В процессе игры воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых ролей.

4. Начинать работу с детьми следует индивидуально (утро, вечер), используя каждый удобный момент. С каждым ребенком желательно развернуть 2-3 раза (каждый меняя тематику) по 7-10 мин.

5. Педагог может охватить формирующим воздействием сразу несколько детей. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

Вовлечение детей в игру (или подключение их к игре) осуществляется только по их желанию. Дети имеют полную свободу «выхода» из игры.

6. Воспитатель использует минимальное количество игрушек, учит детей по ходу игры использовать воображаемые предметы и предметы-заместители (ПЗ) для развития сюжета.

В такой игре не нужны специальные ролевые атрибуты (не путать сюжетно-ролевую игру с театрализованной деятельностью с переодеванием).

В самостоятельной игре детей воспитатель оказывает влияние через организацию игровой среды и иногда может включаться в детскую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста. Очень нужный и полезный материал для воспитателей детских садов....

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста"

Картотека "Сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного  возраста"...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста....

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...