СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.
консультация

Павелина Елена Анатольевна

          У детей 2-3 летнего возраста  наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Основной задачей сенсорного развития в данном возрасте является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_2-_3_let.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ.

          У детей 2-3 лет наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени познания окружающего мира.

    Основным в сенсорном развитии детей этого возраста является восприятие предметов. Ребенок все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем и цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями: хватанием и удержи -ванием предметов, манипулирование с ними, передвижением их в пространстве.

    Действенное знакомство с предметами ,их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.

    К двум годам восприятие предметов становится более осмысленным, более точным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление.

    Характерной особенностью сенсорного развития к двум годам  является опредмеченность восприятия, то есть ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают «опредмеченные» слова-названия, например, предметы круглой формы – это мячик, шарик, квадратной – кубик и т.п..

    Наиболее характерны для ребенка данного возраста способы восприятия, которые позволяют сравнивать предметы  при выполнении действий  с ними. Особенно ярко это проявляется при действии со сборно-разборными игрушками: матрешками, пирамидками .При этом ребенок получает практический результат в процессе подбора одинаковых или подходящих к друг другу предметов или  их частей, в результате многократных сравнений формы, цвета, величины. Именно результатом многократного сравнения является то ,что ребенок начинает в быту находить и брать свою тарелочку, чашечку, свою одежду, обувь.

    Специально созданная развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет обеспечить накопление разнообразных зрительных, осязательных, слуховых впечатлений, формировать элементарные представления об основных  разновидностях величины, цвета, формы. В результате этого становится возможным формировать у ребенка умение выделять разные свойства предметов, ориентируясь на основные сенсорные эталоны: величину, цвет, форму. В повседневной жизни необходимо давать ребенку возможность наблюдать ,сравнивать, находить общее и контрастное в окружающих предметах.

    Дети с рождения видят все цвета спектра, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложно. Цвет нельзя потрогать, он доступен только визуальному наблюдению.

    На начальном этапе формирования умения сравнивать и сопоставлять предметы ведущая роль отводится взрослому. Это проявляется в подборе и обеспечении  дидактического материала. При этом необходимо стремиться к одинаковой насыщенности  и яркости цветов.

     Для детей третьего года развития характерен интенсивный ускоренный темп сенсорного развития. Накопленный сенсорный опыт ,т.е. представления о величине, цвете, форме, фактуре ,расположении в пространстве ,связано с конкретными предметами и явлениями.

    Основным является тот факт, что у ребенка на третьем году жизни  появляется стремление более четко следовать образцу, который задан взрослым. Теперь ребенок рассматривает предложенный ему дидактический материал, слушает инструкции  взрослого, понимает его, только потом начинает действовать.

    На третьем году жизни задачи сенсорного развития значительно усложняются в связи с тем, что  начинают формироваться новые виды деятельности(игровая, продуктивная и т.д.)В связи с этим необходимо создавать условия для накопления сенсорного опыта как в процессе специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов  были не только широкими, но и систематизированными.

    Итак, к трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного развития ребенка. В результате систематической работы по сенсорному развитию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки ,свидетельствующие  о соответствующем уровне развития восприятия:

  • дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов при выполнении практических действий;
  • группируют предметы в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине;
  • соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине ,фактуре при выборе из четырех разновидностей(либо четыре разновидности цвета, либо формы и т.д.);
  • узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак(солнце, снег, трава и т.п.),в пятнах разной величины кошку и котенка, медведя и медвежонка;
  • активно используют «опредмеченные слова-названия для обозначения цвета(как солнышко, как травка, как небо и т.д.),для обозначения формы(мяч, крыша, кирпичик, огурец);
  • отбирают предметы  нужные для  самостоятельной игры по форме, цвету, величине;
  • начинают пользоваться общепринятыми словами-названиями, обозначающими цвета, часто в отрыве от конкретного предмета(синим могут назвать и зеленый и желтый предмет).      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Консультация для родителей 2-младшей группы. "Сенсорное развитие детей 3-4 лет". Игры для сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие ребёнка- это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и других....

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Сенсорное развитие детей 2-3 лет. Игры для сенсорного развития детей

Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...