Система работы учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
презентация

Нарушения речи  у обучающихся с умственной отсталостью  детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи.

Речевые расстройства  у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью.

Таким образом, в работе с данной категорией необходимо найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, не исключаются и групповые формы работы.

Основной целью логопедической работы с детьми с умственной отсталостью  является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание речи окружающих людей, что способствует успешному социализации в обществе. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.

В образовательной организации обучаются   40% от числа обучающихся имеют диагноз СНР  средней, тяжелой и легкой степени.  

F 70 – легкая умственная отсталость (дебильность);

F 71 – умеренная умственная отсталость (имбецильность).

 

После проведенного логопедического обследования учитель-логопед составляю план работы и формирую логопедические группы и отбираю обучающихся, нуждающихся в индивидуальных логопедических занятиях.

С точки зрения развития речи, дети с нарушениями интеллекта представляют собой весьма неоднородную категорию. Среди них имеются  дети совсем не владеющие речью, владеющие небольшим объемом слов и простых фраз, с формально хорошо развитой речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности – с другой.

При работе с обучающимися с легкой степенью  умственной отсталости опираюсь  на нарушенные стороны речи и строит свою работу в соответствии с недостатками, не только исправляя их, но и развивая совершенствуя различные стороны речи, доводя речевое развитие ребёнка практически до нормы, с обучающимися с умеренной умственной отсталостью отрабатывается   практическая направленность.  Коррекционно – развивающая  работа,  учебные занятия, и воспитательная деятельность педагогов образовательной организации с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости содействует выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам общения и включённости  их в социально-значимую деятельность.

Работа с обучающимися с умеренной степенью умственной отсталости направлена на расширение представлений об окружающем и на  умение пользоваться речью. Индивидуальные занятия включают задания на:

- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;

- обогащение словарного запаса (по лексическим темам: «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Что растет в саду, а что в огороде?», «Транспорт», «Домашние и дикие животные и птицы», «Времена года», «Части суток», «Профессии», «Мой дом», «Игрушки», «Инструменты» и т.д);

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Школа- интернат №2» Чернышова Е.А.

Слайд 2

Алгоритм

Слайд 3

Требования к обучению Максимальная наглядность и конкретность методических приемов Использование при развитии фонематического слуха натуры, макетов, картинок, разрезной азбуки и т.п. Сугубо индивидуальный подход, всегда живой, связанный с личностью ребенка интерес. Ясное понимание ребенком цели и важности занятий. Длительность тренировочных упражнений и частая повторяемость их, но всегда с моментами разнообразия , новизны, по содержанию или по форме. Неторопливые темпы работы и значительное продление сроков получения окончательных результатов.

Слайд 6

Игра для ознакомения свойств предмета

Слайд 7

Составь слово

Слайд 8

Прочитай слог

Слайд 9

Назови предмет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В этом материале рассказывается о психологических особенностях детей с умственной отсталостью....

Рабочая программа образовательной деятельности для обучающихся дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 - 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), а также с...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа разработана в соответствии: - с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО); - с Порядком организации и осуществлением образовательной ...

«Мониторинг уровня сформированности математических представлений у обучающихся 3 года обучения с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР» АООП вариант II

Мониторинг реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждо...