ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
презентация по коррекционной педагогике

Сеитова Алина Амановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vopros_k_zachetu.pptx153.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Выполнил: Сеитова А.

Слайд 2

Общие положения Требования к структуре АООП Требования к условиям реализации АООП Требования к результатам освоения АООП Приложение ТРЕБОВАНИЯ К АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к: -структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему -результатам освоения основных образовательных программ -условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям Нормативный срок освоения АООП общего образования обучающихся (вариант С) составляет 9-13 лет (подготовительный класс (0)-Х I классы).

Слайд 4

Стандарт является основой объективной оценки качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и соответствия образовательной деятельности организации установленным требованиям

Слайд 5

Стандарт направлен на обеспечение: - равных возможностей получения качественного общего образования обучающимися с умственной отсталостью; государственных гарантий качества образования обучающихся на основе единства обязательных требований к условиям реализации АООП и результатам их освоения; - вариативности содержания образовательных программ , возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности, а также с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся; единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия видов образовательных организаций для обучающихся с умственной отсталостью; - разработки критериальной оценки результатов освоения АООП общего образования , деятельности педагогических работников, образовательных организаций, функционирования системы образования в целом; условий для эффективной реализации и освоения АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Слайд 6

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которых предполагает: признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования; разработку содержания и технологий образования обучающихся , определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого результата личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей; развитие личности обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации; признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности;

Слайд 7

Стандарт является основой для: -разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью ; -определения требований к условиям овладения обучающимися адаптированной основной образовательной программой ; -определения требований к результатам освоения обучающимися АООП общего образования ; -определения нормативов финансового обеспечения реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью, в том числе, образовательной Программы на основе индивидуального учебного плана ; -формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации ; -объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности -организации и качества образования обучающихся , осваивающих адаптированные основные образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования ; -подготовки , профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование обучающихся с умственной отсталостью.

Слайд 8

Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование общей культуры охрана и укрепление физического и психического здоровь я детей формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями формирование основ учебной деятельности создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и специфических образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 9

Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью - это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию Реализация основной адаптированной программы (вариант С) предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью получает образование несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья и в сроки, которые определяются Стандартом.

Слайд 10

Вариант С может быть реализован в разных формах: совместно с другими обучающимися в отдельных классах группах в отдельных организациях Образовательная организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий включения ребенка с умственной отсталостью в среду здоровых сверстников является устойчивость форм адаптивного поведения.

Слайд 12

Требования к структуре адаптированной образовательной программы(вариант С)

Слайд 13

АООП для обучающихся с умственной отсталостью должна содержать : Пояснительную записку которая должна раскрывать: цели реализации АООП общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта; психолого-педагогическую характеристику обучающихся ; описание особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП общего образования должны: обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения АООП ; являться основой для разработки АООП образовательными организациями; являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ.

Слайд 14

Освоение адаптированной основной образовательной программы обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Слайд 15

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: Достаточный уровень освоения предметных результатов (не является обязательным для всех обучающихся) Минимальный уровень (является обязательным для всех обучающихся) Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Слайд 16

Учебный план обучающихся с умственной отсталостью обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), а также внеурочную деятельность. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает : учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность, деловое и творческое письмо); учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Слайд 17

Программа учебного предмета должна содержать: пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного предмета (курса); личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса); описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. общую характеристику учебного предмета (курса); содержание учебного предмета (курса); описание места учебного предмета (курса) в учебном плане;

Слайд 18

Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы(вариант С) 1 . Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования. 2. Стандарт устанавливает требования к предметным и личностным результатам обучающихся с умственной отсталостью, освоивших АООП общего образования. 3. Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью АООП имеет интегративный характер и включает в себя: - требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); -требования к знаниям и умениям, активности и самостоятельности их использования на практике (предметные результаты). 4. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальных компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. 5. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Слайд 19

Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы(вариант D ) Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2 является развитие жизненной компетенции , позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Слайд 20

Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности

Слайд 21

Требования к результатам освоения АООП Описание результатов овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП имеет интегративный характер и включает в себя: требования к оценке овладения социальными компетенциями (личностные результаты); требования к оценке степени самостоятельности использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач (предметные результаты). Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые рассматриваются как возможные (примерные ) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Требования устанавливаются к результатам: личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Слайд 22

Личностные результаты освоения АООП должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР и с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся. Личностные результаты освоения АООП могут включать: 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я"; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим;

Слайд 23

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Слайд 24

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 25

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования. Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В этом материале рассказывается о психологических особенностях детей с умственной отсталостью....

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО (2019)

Формирование предпосылок коммуникации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через игровую деятельность в рамках коррекционно-воспитательной работы, в соответствии с ФГОС в ДОО...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

Система работы учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи  у обучающихся с умственной отсталостью  детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механ...

Рабочая программа образовательной деятельности для обучающихся дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 - 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФАОП ДО), а также с...