«Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

        Подготовили:

Романова В.А.

                                                                                   

                           

Воронеж 2023

Добрый день. Сегодня  вашему вниманию я предлагаю дидактическое пособие «Поэтическая тетрадь», которое педагоги могут использовать при реализации образовательной области Речевое развитие. Данное пособие используется для заучивания стихов. Но вначале коротко скажу о задачах, которые мы решаем при заучивании.

Заучивание стихов – это, в первую очередь, пополнение словарного запаса. Даже самое обычное и простенькое четверостишие содержит множество слов, которые мы не так часто употребляем в повседневной жизни. А сами речевые конструкции в стихах гораздо сложнее и интереснее, чем в обыденной жизни. У малыша, который многократно проговаривает стихотворение, речь становится более богатой и сложноорганизованной.  

В детских стихах очень много созвучий, которые замечательно развивают язычок и способствуют формированию правильной артикуляции.

Существуют определенные рекомендации, составленные на основе психо-возрастных особенностей детей, по подбору стихотворений для заучивания в детском саду. В инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» предлагается список произведений, разработанный с учетом этих рекомендаций.

В младшем дошкольном возрасте мышление ребенка (3-4 г.) отличается образностью, им легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами, простым и четким ритмом. Слушая такие произведения, дети могут мысленно нарисовать" себе его содержание. Для заучивания предлагаются стихи А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик» и многие другие. В них описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети.

По объему – это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем (например, «Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и др.). В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения.

В старшем дошкольном возрасте  совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков «Вот моя деревня»).

В подготовительном дошкольном возрасте дети уже запоминают значительно большие по объему стихи, такие как Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

Бунин «Первый снег»

Для заучивания всех этих произведений нами было разработано дидактической пособие «Поэтическая тетрадь» для каждого возраста. Пособие представляет собой не только подбор произведений для заучивания согласно программе «От рождения до школы», но и иллюстрации к каждому произведению. Доказано, что дошкольном возрасте преобладает наглядно образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом (или предложением) и иллюстрацией. Иллюстрация помогает ребенку понять смысл стихотворения.  

Данное пособие активно себя зарекомендовало, дети нашей группы знают и читают все произведения наизусть из этих тетрадей. Сами активно берут их, и листая, видя  иллюстрацию сразу же вспоминают то или иное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемыстимулирования речевой деятельностиу детей дошкольного возраста»...

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА»

laquo;МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРВСТА»...

Консультация для педагогов на тему: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста» ноябрь 2021

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей младшего дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у дете...